Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемidc.ulstu.ru
1 Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: основные понятия, обзор современных организационно-правовых моделей Дуброва Татьяна Игоревна, заведующая кафедрой коррекционной педагогики ОГБОУ ДПО УИПК ПРО, кандидат педагогических наук, доцент
2 Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с переходом на системно-деятельностный, личностно- ориентированный, компетентностный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.
3 В организации процесса образования детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной деятельности детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.
4 Необходимо понимать, что выбор инновационных технологий в образовании детей с ОВЗ - это выбор траектории развития ребенка как основы его успешной социализации. Анализ опроса 80% слушателей КПК за период годы показал следующие данные: - 100% опрошенных признают необходимость внедрения и реализации ИТ в образовании; - 52 % считают, что на мотивацию применения ИТ влияет социальный заказ, требования времени; - 48 % считают, что на использование в работе ИТ влияет собственное желание.
5 Социализация это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы. Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Социальная адаптация - процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы.
6 Интеграция – полноценное включение лиц с ограниченными возможностями в стандартную социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия. Реабилитация – восстановление пригодности, способности. Система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне его психофизических возможностей.
7 Социальная интеграция детей с ОВЗ рассматривается как наиболее перспективное направление современной социальной культурной политики. Социальная инфраструктура для детей с ОВЗ должна быть направлена: на обеспечение полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
8 ПРОБЛЕМА совершенствования условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: - развитие детей с ОВЗ протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда оптимальны; - процесс личностного формирования отягощен неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического, педагогического происхождения.
9 Для преодоления этих трудностей образовательное учреждение должно: обеспечить нормативную базу процесса интегрированного образования детей с ОВЗ в системе общего образования; обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами; создать адаптивную образовательную среду в рамках интегрированного образования; создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля;
10 разработать программно-методическое обеспечение интегрированного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), рабочие тетради, учебные пособия); обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ОВЗ; обеспечить работу с семьей ребенка с ОВЗ.
11 Изучение любых сложных объектов, основные параметры которых еще не определены и только конструируются, осуществляется путем построения их моделей. Моделирование (фр. образец, прообраз) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Этот последний и называется моделью.
12 Обзор существующих моделей: Модель социальной инклюзии (Великобритания, США); Модель профессиональной конкурентоспособности (Германия); Модель профессиональной сегрегации (Германия, Великобритания);
13 Обзор существующих моделей: Модель компетенций (Швеция, Финляндия, Нидерланды, Великобритания); Модель реализации модульных технологий (Ирландия); Медицинская (школьная) модель (постсоветское пространство – бывшие республики СССР).
14 ЦЕЛЬ МОДЕЛИ СУТЬ МОДЕЛИ ЦЕЛЬ МОДЕЛИ – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВЗАИМНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЗДОРОВЫХ ЛИЦ И ЛИЦ С ОВЗ (УСТРАНЕНИЕ БАРЬЕРОВ И ПРЕПЯТСТВИЙ). СУТЬ МОДЕЛИ – ОБУЧЕНИЕ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ ШКОЛ И НА ПРОИЗВОДСТВЕ, ДАЛЬНЕЙШЕЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО. ПРИНЦИП УСПЕХА МОДЕЛИ – ПОДХОДЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК НА ПОДХОДЯЩЕМ МЕСТЕ. Модель социальной инклюзии (Великобритания, США) Модель социальной инклюзии (Великобритания, США)
15 ЦЕЛЬ МОДЕЛИ СУТЬ МОДЕЛИ - ЦЕЛЬ МОДЕЛИ – ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЦ С ОВЗ НА РЫНКЕ ТРУДА. СУТЬ МОДЕЛИ - ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (РАБОЧЕЙ) ШКОЛЫ И В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Модель профессиональной конкурентоспособности (Германия)
16 Модель профессиональной сегрегации (Германия, Великобритания) Цель модели Цель модели – создание предприятий безопасного труда для лиц с ОВЗ. Суть модели Суть модели – организация обучения в условиях общеобразовательной школы и дальнейшее трудоустройство на закрытое предприятие или в отделы «безопасного труда» на предприятии, предусмотренные только для лиц с ОВЗ.
17 Модель компетенций (Швеция, Финляндия, Нидерланды, Великобритания) Модель компетенций (Швеция, Финляндия, Нидерланды, Великобритания) Цель модели Суть модели Цель модели – обучение, основанное на формировании личностных и ключевых компетенций. Суть модели – совокупность компетенций, необходимых для успешной социализации ребенка с ОВЗ, интеграция его в трудовую среду.
18 Модель реализации модульных технологий (Ирландия) Цель модели Суть модели Цель модели – реализация образовательных технологий на основе формирования компетенций. Суть модели – разработка индивидуальных программ с учетом психофизиологических возможностей и особенностей развития ребенка с ОВЗ, компетентностная парадигма в составлении индивидуальных образовательных маршрутов.
19 Медицинская (школьная) модель (постсоветское пространство – бывшие республики СССР) Цель модели Цель модели – социальная адаптация детей с ОВЗ в общественно-трудовое пространство. Суть модели Суть модели – организация обучения в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений с учетом структуры дефекта отклоняющегося развития.
20 Анализ состояния проблемы убедительно указывает и на причины ее происхождения в новых условиях современного общества: - кризис прежних систем ценностей и приоритетов; - формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; - развитие рынка образовательных услуг; - появление и применение в практике образовательных учреждений международных стандартов качества образования; - переход развитых образовательных систем на прогрессивные модели и технологии обучения.
21 Формы включения детей с ОВЗ в образовательное пространство 1 интегрированные группы, классы; группы кратковременного пребывания; 2 группы компенсирующей направленности; 3 надомное (индивидуальное) обучение; дистанционное обучение; семейное обучение.
22 Социальная недостаточность Социальная недостаточность – интегративный показатель состояния человека, отражающий степень нарушения биосоциальных функций вследствие ограниченной жизнедеятельности на: образовательном; производственном; жилищно-семейном; социокультурном уровнях.
23 К биосоциальным функциям относятся: социально-перцептивная социально-перцептивная – адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; интерактивно-коммнуникативная интерактивно-коммнуникативная – общение с окружающими, способность к труду, обучению, к организации отдыха и досуга; адаптивно-ролевая адаптивно-ролевая – изменение поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
24 В комплексе биосоциальных функций выделяют различные группы навыков, способствующих успешной социализации: интроперсональные навыки интроперсональные навыки ( чтение, письмо, счет, нахождение источников информации, восприятие и решение проблемных ситуаций, организация своего времени и жизни, анализ собственных действий и поведения, их регуляция) ; социально-ситуативные навыки социально-ситуативные навыки в работе, образовании, досуге, других сферах жизни.
25 Таким образом, деятельность образовательного учреждения, характеризующаяся единством диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, мероприятий медицинского, педагогического, психологического, социального характера, коррекции и реабилитации, должна быть направлена: - на создание условий для получения доступного образования каждым ребенком с проблемами в развитии, независимо от уровня способностей, образовательных потребностей; - на реализацию потенциальных возможностей детей с ОВЗ в доступных формах обучения, видах деятельности.
26 Творческих побед в реализации инновационных технологий в обучении и воспитании детей !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.