Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемacademy.cross-kpk.ru
2 Практическое занятие 1 Социометрия как метод изучения межличностных отношений
3 социометрия (от латинского societas-общество, metreō-измеряю) измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально- психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
4 психологическая теория общества и одновременно социально - психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. (Психологический словарь. М., С. 351). психологическая теория общества и одновременно социально - психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. (Психологический словарь. М., С. 351).
5 Социометрия - с пособ исследования эмоционально - непосредственных отношений внутри малой группы.
6 Социометрия позволяет : определить социометрический статус (уровень популярности) каждого члена группы. определить социометрический статус (уровень популярности) каждого члена группы. выявить взаимные выборы выявить взаимные выборы выявить микрогруппы выявить микрогруппы получить общее представление о психологическом климате группы получить общее представление о психологическом климате группы
7 Методическим средством социометрии является социометрический тест ( тест социометрического выбора).Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной социальной группы. Методическим средством социометрии является социометрический тест ( тест социометрического выбора).Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной социальной группы. Критерием выбора является желание человека совместно с кем-либо что-то делать (в труде, учении, досуге и т.д.)
8 Основные правила проведения теста: Установить доверительные отношения с группой; Установить доверительные отношения с группой; Объяснить цели проведения социометрического теста; Объяснить цели проведения социометрического теста; Подчеркнуть важность и значение самостоятельности и секретности при ответах; Подчеркнуть важность и значение самостоятельности и секретности при ответах; Гарантировать сохранение тайны ответов; Гарантировать сохранение тайны ответов; Проверить правильность и однозначность понимания вопросов; Проверить правильность и однозначность понимания вопросов; Показать точно и ясно технику записей ответов. Показать точно и ясно технику записей ответов.
9 Методика проведения: Учащимся раздаются карточки, предлагается ответить на вопросы (критерии выбора) Кого из класса ты хотел(а) бы видеть старостой класса? (напиши три фамилии) 1.________________________________________ 2.________________________________________ 3.________________________________________ Кого из класса ты пригласил(а) бы на свой день рождения? (напиши три фамилии) 1.________________________________________ 2.________________________________________ 3.________________________________________ Кого бы ты хотел(а) иметь соседом по квартире, по двору? (напиши три фамилии) 1.________________________________________ 2.________________________________________ 3.________________________________________ Для придания социометрическим данным наглядности используются матрицы, социограмма.
10 п/пФИО Кол-во выборов Из них взаимных Акульшин Р Бородко С Громов А Деминский Е Жегин О Зайцева М Ильичев С Карасева Н Коренецкий В Кузнецова С Курчина О Ларионов П Лобанов Л Лушин С Мурашова Е
11 Запомни ! По 1-2 критериям выбора социометрический статус ребенку не присваивается!
12 Методика "Отметка однокласснику" Цель: изучение межличностных отношений в классе. Цель: изучение межличностных отношений в классе. Инструкция: в вашем классе есть близкие вам люди, которых вы считаете своими друзьями; есть приятели, с которыми вы часто общаетесь: есть люди, с которыми вы не поддерживаете никаких отношении, и, наконец, есть и такие, к которым вы относитесь отрицательно. Инструкция: в вашем классе есть близкие вам люди, которых вы считаете своими друзьями; есть приятели, с которыми вы часто общаетесь: есть люди, с которыми вы не поддерживаете никаких отношении, и, наконец, есть и такие, к которым вы относитесь отрицательно. Ознакомьтесь со всеми пунктами оценки отношений. Выпишите фамилии всех одноклассников и напротив каждой фамилии поставьте отметку, соответствующую вашему отношению к нему Ознакомьтесь со всеми пунктами оценки отношений. Выпишите фамилии всех одноклассников и напротив каждой фамилии поставьте отметку, соответствующую вашему отношению к нему «5» - он мой лучший друг, я с ним никогда не хотел бы разлучаться. «5» - он мой лучший друг, я с ним никогда не хотел бы разлучаться. «4» - я с ним не дружу, но мне многое в нем нравится. «4» - я с ним не дружу, но мне многое в нем нравится. «3» - я отношусь к нему безразлично, общаюсь по необходимости. «3» - я отношусь к нему безразлично, общаюсь по необходимости. «2» - мне многое не нравится в нем. «2» - мне многое не нравится в нем. «1» - он мне не приятен, я не хочу иметь с ним ничего общего. «1» - он мне не приятен, я не хочу иметь с ним ничего общего.
13 Перед началом эксперимента учащимся целесообразно рассказать о цели исследования, пообещать сообщить каждому окончательные выводы, оставив при этом в строжайшей тайне личные ответы каждого. В правом верхнем углу необходимо Перед началом эксперимента учащимся целесообразно рассказать о цели исследования, пообещать сообщить каждому окончательные выводы, оставив при этом в строжайшей тайне личные ответы каждого. В правом верхнем углу необходимо написать свою фамилию, написать свою фамилию, Обработка полученных данных Обработка полученных данных Результаты опроса обрабатываются по той же схеме, как и социометрия. Составляется матрица, в которую записывают фамилии всех учащихся в алфавитном порядке. В каждой строке в соответствующих клетках проставляются оценки. После заполнения всей матрицы по каждому ученику подсчитывается количество «5», «4», «3», «2», «1» и вычисляется средний индекс полученных оценок по каждому ученику. Результаты опроса обрабатываются по той же схеме, как и социометрия. Составляется матрица, в которую записывают фамилии всех учащихся в алфавитном порядке. В каждой строке в соответствующих клетках проставляются оценки. После заполнения всей матрицы по каждому ученику подсчитывается количество «5», «4», «3», «2», «1» и вычисляется средний индекс полученных оценок по каждому ученику.
14 Средний балл по каждому ученику вычисляется как среднеарифметическое. Например, средний балл Александровой равен Средний балл по каждому ученику вычисляется как среднеарифметическое. Например, средний балл Александровой равен На основании проведенного исследования необходимо составить характеристику межличностных отношений в классе, определить социометрический статус каждого ученика. На основании проведенного исследования необходимо составить характеристику межличностных отношений в классе, определить социометрический статус каждого ученика.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.