Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnew.uapa.ru
1 Собрание научно-педагогической общественности Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич 26 ноября 2008 года, г. Белгород О новых инструментах развития в образовании и науке
2 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 2 Структура сектора высшего образования (численность организаций) КлассическиеТехническиеПрофильные Университеты Государственные Негосударственные Итого
3 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 3 Диаграмма ранжирования общего контингента студентов по укрупненным группам специальностей в государственных образовательных учреждениях Экономика и управление Гуманитарные науки Образование и педагогика Электронная техника, радиотехника и связь Физико- математические науки Химическая и биотехнологии Приборостроение и оптотехника Прочие специальности
4 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 4 Сравнение цифр приема и потребностей экономики в специалистах с высшим образованием (2006 г.)
5 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 5 Перекос профессионального образования в сторону высшего образования. Несоответствие структуры подготовки потребностям рынка и государственного сектора экономики (см. диаграмму). Критические отзывы работодателей о компетенциях и уровне подготовки выпускников вузов. Невысокая международная конкурентоспособность (невысокий уровень экспорта образования, отсутствие вузов в международных рейтингах). Недостаточный вклад в научное обеспечение потребностей инновационной экономики. Основные проблемы в секторе высшего образования
6 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 6 Инструменты решения проблем в традиционном секторе высшего профессионального образования Изменение аккредитационной и лицензионной политики – перераспределение контрольных цифр приема в пользу эффективных вузов, реорганизация или ликвидация неэффективных вузов и филиалов (компетенция Минобрнауки России). Ускорение разработки комплекса профессиональных стандартов (компетенция работодателей). Создание систем прогнозирования спроса на выпускников и мониторирования их трудоустройства (компетенция Минобрнауки России). Повышение требовательности и личной ответственности высшего менеджмента образовательных учреждений.
7 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 7 Основные направления реструктуризации вузовского сектора Лишение лицензии на образовательную деятельность - ликвидация вузов (филиалов) по результатам аттестации. Для вузов (филиалов), доля невыполненных аккредитационных показателей которых превышает 30%. Реорганизация в форме присоединения к сильным однопрофильным вузам («вузовский холдинг») либо понижение статуса и ограничение верхнего уровня подготовки выпускников до академического и (или) технического бакалавриата. Для вузов (филиалов), доля невыполненных аккредитационных показателей которых от 10% до 30%. Наблюдение в течение 1 – 2 лет за вузами, имеющими невыполненные показатели аккредитации, доля которых не превышает 10%, и проведение внеочередных аттестационных мероприятий, результатом которых в случае сохранения замечаний может быть реализация сценариев санации по пункту 2.
8 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 8 Федеральный университет Высшее учебное заведение, которое создается по геополитическим соображениям Основной миссией является формирование кадрового и научного потенциала комплексного социально-экономического развития региона
9 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 9 Национальный исследовательский университет Генерация знаний, проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований Эффективная система подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологичных секторов экономики Высокая степень интеграции науки и образования Международное признание научной и образовательной деятельности Наличие инновационного пояса, эффективная система коммерциализации научных результатов
10 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 10 Перспективный облик сектора высшего образования Федеральные университеты СибирскийЮжный Дальне- восточный МИСиСМИФИ Исследовательские университеты Прочие учреждения высшего профессионального образования
11 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 11 Структура государственного сектора науки и основных расходов федерального бюджета на научные исследования Структура государственного сектора науки Главные распорядители средств федерального бюджета, имеющие в своем ведении наибольшее число научных организаций Численность организаций, ед. (из них – учреждений) РАН437 РАСХН241 РАМН58 РАО, РААСН, РАХ40 Минпромэнерго России316 (10) Минздравсоцразвития России 151 (114) Минсельхоз России151 (84) МПР113 (103) Общая численность организаций – около 2,2 тысяч, из них более половины - учреждения Структура основных расходов федерального бюджета на научные исследования (2008 год) Направление расходовРасходы, млрд. руб. Содержание учреждений всего 58,2 из них на фундаментальные исследования 52,4 (более 90%) Финансирование государственного заказа на НИОКР всего 52,6 из них по федеральным целевым программам 37,3 Расходы государственных научных фондов 9,3
12 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 12 В фундаментальной науке: низкие абсолютные значения и отрицательная динамика публикационной активности и цитируемости российских ученых (13-е место в мире по публикационной активности); недостаточное влияние на обновление структуры и содержания образования; международное признание по ограниченному числу направлений. В прикладной науке: низкая результативность - 24-е место в рейтинге стран по количеству триадных патентных семей (американская, японская и европейская патентные системы); недостаточно высокая востребованность результатов (низкая доля проектов полного цикла «НИР - ОКР - коммерциализация результатов»), 0,3% мирового рынка высокотехнологичной продукции; низкая доля внебюджетного финансирования НИОКР. Основные проблемы в государственном секторе науки
13 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 13 Инструменты оптимизации сети учреждений государственного сектора науки Объект воздействия НАУЧНЫЕ РАБОТНИКИ И УЧРЕЖДЕНИЯ Направления оптимизацииНеобходимые меры Переход на новую систему оплаты труда с учетом результативности работы научного работника Необходимость принятия государственными академиями наук решений о переходе на систему оплаты труда по аналогии с РАН Перераспределение бюджетных ассигнований на основе регулярной оценки деятельности учреждений Готовится соответствующий проект акта Правительства Российской Федерации Повышение роли конкурсного распределения бюджетных ассигнований на содержание учреждений Возможна корректировка Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук
14 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 14 Оценка результативности научных организаций Публикации и индексы цитируемости Интеллектуальная собственность и коммерциализация результатов Международное признание Материальная база и кадровый потенциал Основные параметры: Основные последствия: Реструктуризация учреждений Рост заработной платы и фондовооруженности эффективных организаций Рост публикационной активности и цитируемости
15 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 15 Выявление лидеров - ученых и лидеров - научных учреждений. Концентрация ресурсов у лидеров. Реструктуризация сети научных учреждений. Преодоление негативных тенденций в фундаментальной науке (снижение публикационной активности, цитируемости, международного признания российских ученых). Развитие базы для прикладного сектора науки. Ожидаемые результаты (фундаментальная наука)
16 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 16 Инструменты повышения эффективности прикладной науки Объект воздействия ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЧИКИ Меры по повышению эффективности прикладной науки Необходимые документы Введение системы индикаторов и показателей эффективности реализации НИОКР для всех федеральных целевых программ, где предусматривается проведение научных исследований Корректировка имеющегося акта Правительства Российской Федерации Привлечение заметной доли внебюджетного софинансирования НИОКР, потенциальным потребителем результатов которых являются коммерческие организации (на уровне 50 %) Корректировка имеющегося акта Правительства Российской Федерации Жесткий мониторинг результативности НИОКР, заказываемых ФОИВ, востребованности результатов каждой научной работы на основе создания единого реестра НИОКР Принятие соответствующего акта Правительства Российской Федерации
17 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 17 Повышение ответственности государственных заказчиков за результаты НИОКР. Концентрация ресурсов на цепочке «НИР – ОКР - коммерциализация результатов». Реструктуризация сети научных коммерческих организаций. Увеличение доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки. Повышение удельного веса инновационной продукции. Повышение патентной активности российских организаций. Ожидаемые результаты (прикладная наука)
18 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 18 Новые инструменты формирования и поддержки лидеров в государственном секторе науки ИнструментыПреимуществаНеобходимые меры Национальные исследовательские центры Концентрация ресурсов в обмен на принятие ответственности за вывод на мировой уровень: исследований в рамках приоритетного направления развития науки, технологий и техники; широкого спектра изделий и технологий. Выделение ресурсов под утверждаемую Правительством Российской Федерации программу развития. Создание НИЦ до 2012 г., центров до 2020 г. Научно- образовательные центры на базе ведущих научных организаций Концентрация ресурсов в обмен на принятие ответственности за: повышение уровня исследований до мирового; коммерциализацию и вывод на мировой рынок широкого спектра изделий и технологий; подготовку кадров высшей квалификации. Выделение ресурсов на конкурсной основе под обязательства. Финансирование программ развития НИИ до 2012 г., НИИ до 2020 г. Присоединение в качестве ассоциированного члена к 7-й Рамочной программе ЕС Доступ к научному потенциалу основных европейских исследовательских организаций; стимул к развитию коммерциализации получаемых результатов, реформированию неэффективной структуры и управления. Решение комплекса финансовых и правовых вопросов, связанных с присоединением.
19 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 19 Национальные исследовательские центры Миссия - достижение научно-технологических прорывов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и/или реализация программ (проектов) национальной значимости. Характеристики: проведение полного инновационного цикла (от НИР до опытных и опытно-промышленных образцов); создание принципиально новых перспективных стратегических технологий и продуктов и их внедрение в отечественную промышленность; налаживание международной кооперации при реализации крупных финансовоемких долгосрочных исследовательских проектов
20 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 20 Перспективный облик государственного сектора науки Ведущие отраслевые НИИ Государственные академии наук Национальные исследовательские центры Курчатовский институт Ведущие федеральные НИИ Национальные исследовательские университеты
21 О НОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ 21 Выделение организаций - лидеров, в том числе - на основе международной экспертизы, ответственных за вывод российской экономики на инновационный путь развития. Создание в России конкурентоспособного на мировом уровне сектора исследований и разработок. Ожидаемые результаты
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.