Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschl62.ucoz.ru
1 Методы обучения. Автор: Ересько Т.Н. руководитель МО начальных классов МОУ «СОШ 62»
2 Методы обучения. Процесс обучения основывается на методической системе, компонентами которой являются цели, содержание, методы, средства, формы обучения. Правильный выбор метода обучения влияет на формирование мировоззрения учащегося и на развитие его способностей, воспитание потребностей. Самая распространенная классификация методов С.И.Петровс Кого и Е.Я.Голанта – по источнику передачи и характеру восприя тия информации: словесные, наглядные, практические. Однако эти классификации не отражают приёмов обучения и потребнос тей ученика.
3 Для формирования любых понятий должен учитываться характер познавательной деятельности учащихся. А процесс обучения любому предмету должен базироваться на потребностях учащихся. Наиболее удачной явилась классификация методов обучения М.Н.Скаткина и И.Я. Лернера – в соответствии с характером познавательной деятельности уч-ся по усвоению содержания образования. В ней выделены 5 методов: 1.Объяснительно-иллюстративный. Основное его назначение состоит в передаче учебной информации (готовых знаний) обучаемым. При этом методе преподаватель сообщает информацию, а обучаемые её воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. 2. Репродуктивный. Организация деятельности обучаемых по воспроизведению и применению усвоенной информации осуществляется этим методом. В рамках этого метода решаются типовые задачи, выполняются лабораторные работы и т. п.
4 Структура объяснительно – иллюстративного метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя БЕСЕДА РАЗЪЯСНИТЬ ФОРМУЛИРОВКА ФАКТОВ Метод обучения ДОБИТЬСЯ ВОСПИЯТИЯ СООБЩЕНИЕ объяснительно- ДОБИТЬСЯПОНИМАНИЯ ОБЪЯСНЕНИЕ иллюстративный ПОКАЗ ДЕЙСТВИЯ Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности Приемы учения Потребности ученика Просмотр информации Уровень познавательной Овладеть способом Прочтение информации деятельности уч-ся применения по образцу Прослушивание инфор- репродуктивный Запомнить материал ции (воспроизведение) Понять материал Участие в восприятии информации
5 Структура репродуктивного метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя Устный опрос ранее изученного Подобрать упражнения на материала запоминание информации Упражнения на запоминание Умение учащихся перевести рассмотренного материала в разряд навыка Игра Цель урока: усвоение готовых знаний Приемы учения Потребности ученика Решение заданий по Уровень познавательной Много раз воспроизвести образцу деятельности уч-ся знания Повторение репродуктивный Запомнить информацию, информации (воспроизведение) необходимую для решения упражнений
6 3.Метод проблемного изложения. Этот метод призван делать обучаемых свидетелями научного поиска в процессе объяснения им сути учебной информации. Здесь преподаватель не просто излагает содержание учебной информации, а ставит проблему, раскрывает систему доказательств, показывает логический путь разрешения проблемы и решает её. Проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение, воспитывает определенный тип мышления, развивает творческое мышление.
7 Структура метода проблемного изложения Приемы преподавания Задачи учителя Постановка проблемы Метод обучения Организация адекватных Создание проблемной проблемного действий учеников ситуации изложения Разрешение проблемной ситуации (поиск) Анализ полученного решения Цель урока: обучение уч-ся элементам творческой деятельности Приемы учения Потребности ученика Выполнение логических операций Сравнивать Воспроизведение знаний и способов Анализировать деятельности Выделять главное Рассказ Уровень познавательной Осмысление учебного материала деятельности уч-ся Составление плана частично-поисковый Восприятие информации (понимание)
8 4. Частично-поисковый (эвристический). Частично – поисковый метод позволяет приблизить обучаемых к самостоятельному разрешению проблем. Реализация его дает возможность учить обучаемых выполнению отдельных этапов исследования. Здесь учитель сам формулирует задание. Дает им логику и методику поиска на всех этапах решения, но само решение на отдельных этапах обучаемые выполняют самостоятельно.
9 Структура частично- поискового метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя Эвристическая беседа Метод обучения Проблемный подход в Самостоятельная работа частично-поисковый сообщении материала с элементами исследования (информационно- Игра эвристический) Цель урока: обучение уч-ся элементам творческой деятельности Приемы учения Потребности ученика Самостоятельные обобщения Уровень познавате- Стремление к выявлению смысла Решение познавательных льной деятельности изучаемого содержания задач частично-поисковый Познание связей между Составление плана самостоя- (понимание и явлениями тельной работы перенос) Овладение способами примене- Участие в эвристической беседе ния знаний в измененных условиях Частичный мыслительный эксперимент
10 Исследовательский метод Исследовательский метод предполагает полное сближение учебной познавательной деятельности обучаемых с деятельностью научной. В этом случае учитель только формулирует задание для учащихся и напоминает им о методах научной работы, а собственно исследование ученики проводят самостоятельно.
11 Структура исследовательского метода обучения Приемы преподавания Задачи учителя Сопоставление с новыми фактами Метод обучения Минимум информационных Консультации исследовательский функций Анализ Оценка Максимум управленческой Эксперимент деятельности Анализ известных фактов Управление исследовательской деятельностью Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности Приемы учения Потребности ученика Осознание учебной проблемы Уровень познавательной Стремление применить знания Самостоятельное выдвижение деятельности уч-ся Потребности в процессе сам. гипотезы по решению исследовательский работы разрешить уч.проблему Соотнесение полученных результатов с предположением Обобщение по проблеме в целом
12 Метод обучения выбирается в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала: -объяснительно – иллюстративный метод информирует о новых элементах знаний данной науки, темы; - репродуктивный метод формирует навыки отношений, между элементами знаний; - проблемный метод ориентирует на осознанное усвое- ние, воспитывает определённый тип мышления; - проблемный, эвристический, исследовательский методы развивают творческие способности. Порядок применения методов может меняться. Сочетания методов зависят от контингента учащихся, от их подготовки, наличия у них знаний и умений из опорных тем, уровня умственного развития, от целей и задач урока и от самого учителя, его эрудиции.
13 Каждый метод можно представить состоящим из совокупности методических приёмов. Приём – это частное выражение метода. Это система действий, которая служит для решения учебных задач. Универсальные приёмы: Для преподавания это: сообщение, описание, объяснение, инструктаж(требование, указание), постановка вопроса, зада- ния, демонстрация (опыта), показ наглядного объекта и т.д. Для учения это: слушание, заучивание, восприятие, наблю- дение, чтение, письмо, решение, размышление вслух, объяс- нение, рисование, выполнение упражнений, задавание воп- росов, практическое действие, конструирование, разделение, соединение и т.д.
14 При выборе методов обучения следует учитывать специфику используемых для их реализации средств обучения. Их делят на 2 группы: Первая группа – это те, которые позволяют улучшать функционирование канала прямой связи в учебном процессе. Эти средств могут способствовать улучшению наглядности в обучении, повышению доступ- ности учебной информации, могут помочь более точно и полно информировать обучаемого об изучаемом предмете или явлении, расширить возможности по созданию новых и совершенствованию традиционных способов и приёмов учебной работы. Вторая группа – это те, которые принципиально могут позволить улучшить как функционирование канала прямой связи, так и канала обратной связи в учебном процессе. Это означает, что эти средства могут ещё помочь усилить контроль и самоконтроль за ходом и результатами процесса учебной информации.
15 Спасибо!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.