Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnovaya-shkola.su
1 Евгений Иванович Носов гг Тема: «Кукла». Люди и куклы». МБОУ «Хову-Аксынская СОШ».
2 Прочитайте статью учебника (168 – 170). Что питает «писательское вдохновение» и что является «неизменной темой» писателя? «Просторный луг…, таинственный лес…, паровозные дымы за лесом, манившие меня в дорогу, -оказалась потом литература…» «Моей неизменной темой остаётся по – прежнему жизнь простого человека, его нравственные истоки, отношение к земле, к природе и ко всему современному бытию».
3 Prezentacii.com Корреспондент. Фронтовик. Заядлый рыбак. Любитель ночёвок у костра. Признание читателей Носов завоевал «прежде всего умением рассказывать об увиденном, услышанном, пережитом. И не просто рассказать, а показать зримо, выпукло, ярко, живописно…»
4 Прочитаем рассказ вместе. Белокопытник – многолетнее травянистое лекарственное растение. Буравить – сверлить. Быстрина –ускоренное течение с водоворотами. Водоворотить –образовывать вращательное движение воды. Воронёная (проволока)- предохранить от ржавления. Глупиться – издеваться. Гукать – издать глухой звук. Девонская (глина) –третий по порядку период палеозойской эры. Донная (тина ) – находящаяся на дне. Дурнишник – род однолетних трав. Задубелые (пальцы) – закоченевшие. Куга – болотное растение (камыш). Меляк – нарост загрязнений на реке. Перемёт – рыболовная снасть с крючками. Сиж – шалаш на льду. Фугас – заряд взрывчатого вещества.
5 Как вы понимаете тему урока? Люди Куклы ? Бессердечие Душевная глухота Чёрствость Уважение Сострадание Милосердие Прекрасное: в природе, в родной истории, в человеке.
6 Контраст как основной художественный приём. «Мы пошли мимо школьной ограды по дороге, обсаженной старыми ивами, уже охваченными осенней позолотой. В природе было ещё солнечно, тепло и даже празднично…» « В грязном придорожном кювете валялась кукла…». ТоржествоприродыТоржествоприроды
7 Какими вы видите героев рассказа? Рассказчик Акимыч Любили рыбалку. Воевали в горбатовской третьей армии. Участвовали в «Багратионе». Выбыли из войны в одном месяце. Внешне спокойные, сдержанные, неравнодушные люди.
8 «Зачем же далеко в историю забираться?»… «…денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ночью у омута и вовсе не по себе…полоснёт по воде…из ямы мотёрый хозяин – сом». «Русло сузилось, затравенело, чистые пески…затянуло дурнишником… Не стало тягунов – быстрин,…где буравили речную гладь литые…язи…горбом выпер грязный серый меляк…» сравнимсравним Уродливое отношение к живой природе. Вина за трагическое её состояние.
9 Изменение на реке сказались на жизни героев? «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги…светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла большая дыра…прожжённая сигаретой…» Как бы вы назвали этот поступок? Баловство, шутка, бессердечность?
10 Сравните. Кукла. Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась, Стукнулась глухо о землю и навзничь упала… Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась, Руки раскинула, ясные очи закрыла… На человека ты, кукла, вполне походила! К. Случевский. Глаза у нас намного выше ног, В том смысл я вижу и особый знак. Мы сотворены, чтоб каждый мог Всё осмотреть, пред тем как сделать шаг.
11 Что заставило человека поступить по - варварски? «Вот, говорят, раньше реки были глубже…». Уродливое отношение к живой природе. Нравственное падение людей. Находят наслаждение в наглости. Доброту, отзывчивость, совестливость, умение оценивать себя. « В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую».
12 Истоки зла. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети набираются…» «Детишки бегают – привыкают к святотатству…».
13 Что же может вынести детство из тех картин жизни, которые рисует Носов? «А люди идут мимо – каждый по своим делам…». «Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают.» «Везут малышей в колясках и бровью не поведут». «Сколько мимо прошло учеников!» «А главное – учителя: ведь они тоже мимо проходят…Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха… Акимыч видит полное равнодушие, безразличие взрослых и детей. Если ты думаешь на год вперёд, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд, посади дерево. Если ты думаешь на век вперёд, воспитай человека.
14 «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся…» «…иную (куклу) так сделают, что от живого дитя не отличишь, и плачет по – людски…» «Может, со мной с войны такое…Колотит меня всего…» Акимыч – человек неравнодушный. Страдает: растерзанные куклы напоминают ему о войне.
15 Похороны изуродованной куклы. «Акимыч рыл старательно и глубоко, как настоящую могилку, зарывшись по самый пояс. Обровняв стенку, он всё так же молча и отрешенно сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы. Потом поправил на кукле трусишки. Сложил её руки вдоль туловища и так опустил в сырую глубокую яму. Сверху прикрыл её остатками сена и лишь после этого снова взялся за лопату.»
16 «Всего не закопать…».О чём это? «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз приходилось коротать летние ночи». Акимыча застал «возле шалаша за тайным рыбацким делом…». Почему герои дорожат тишиной? Уйти от суеты жизни. Забыться в уединении.
17 Сохрани духовные ценности! У ночи – мрак, У листьев – шум, У ветра свист, У капли – дробность, А у людей – пытливый ум И жить упорная способность. Л.Мартынов. Смысл жизни. В жизни по – разному можно жить. В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде. Рукой обожжённого солнца достать И подарить людям. Сергей Островой.
18 Продолжи… Хорошая жизнь-это… Самое главное в жизни…. Нельзя прожить без… Я люблю природу… «Жить – значит действовать». А. Франс «Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут». Суахали «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций
19 Домашнее задание. Творческая работа. Как вы понимаете цитату Ты понял жизни цель: Счастливый человек, Для жизни ты живёшь. А. С. Пушкин.
20 Использованные материалы Журнал «Литература в школе» год Маленкова Л.И. классный руководитель год. Коровина ВЯ Литература. 7класс 2007 год. Prezentacii.com
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.