Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.rosmintrud.ru
1 Сохранение семейного проживания для ребенка. Профилактика попадания детей в интернатную систему через выстраивание работы с кровной семьей ребенка. Москвичев Вячеслав Викторович
2 В XX веке большинство стран мира отказались от интернатного размещения детей или свели к минимуму период пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении. Причины: вред физическому, психическому и когнитивному развитию детей, который наносится пребыванием в учреждении, экономическая неэффективность интернатной системы. Основные усилия в новой системе помощи детям направлены на превентивную работу с семьей. Современный подход к помощи детям в трудной жизненной ситуации (ТЖС)
3 Отсутствует понимание приоритетности сохранения семейного окружения для ребенка Как правило, после размещения ребенка в учреждении работа по восстановлению семьи не ведется Россия: помощь ребенку в ТЖС
4 Поступление ребенка в интернат Ситуации, при которых ребенок попадает в интернат: отказ родителей забрать ребенка из родильного дома, медицинского или иного учреждения оставление ребенка одного или в опасности отобрание ребенка лишение или ограничение родительских прав При кризисной интервенции: Отсутствуют четкие критерии определения степени риска жизни и здоровью ребенка. Степень риска оценивают органы опеки и попечительства, не обладающие достаточным инструментарием. При отобрании ребенка орган опеки обязан обратиться в суд с иском об ограничении или лишении родительских прав, но не обязан начать работу с семьей, направленную на ее восстановление. При размещении ребенка в учреждении перед гос. органами также не возникает задачи работать с семьей для ее восстановления
5 Семьи, к которым чаще всего применяется кризисная интервенция -это семьи со слабой степенью социальной адаптированности, отсутствием ресурсных поддерживающих близких (родственников, друзей). Как правило, это семьи с низким уровнем образования, низким материальным доходом, без собственного жилья, либо проживающие в ветхом жилье. К «группе риска» относятся семьи: людей, страдающих зависимостями детей родителей с зависимостью людей с ментальными и психическими расстройствами детей родителей с ментальными и психическими расстройствами беженцев и вынужденных переселенцев мигрантов выпускников интернатных учреждений Эти категории граждан наименее успешны в самостоятельном получении социальных услуг в рамках существующего порядка.
6 Помощь семьям: бюджетный аспект По данным Департамента по вопросам семьи и детей Томской области в 2009 году: Содержание ребенка в доме ребенка обходится в в год Сопровождение в одной замещающей семье в год Сопровождение в одной кровной семье в год При отсутствии цели сохранения семьи для ребенка, основные расходы направлены на посткризисную помощь: огромные средства тратятся на содержание учреждений, покупку жилья выпускникам, выплату пособий замещающим семьям. Бюджетные расходы на социальную поддержку семей в кризисной ситуации неэффективны в отсутствие четкой модели помощи семьям, зачастую не соотносятся с реальными социальными потребностями потенциальных клиентов.
7 Помощь семьям: проблемы управления (1/2) ПРОБЛЕМЫПРЕДЛАГАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ Дублирующие полномочия по принятию решений ООП и КПДНиЗП. Процесс принятия решений и оказания помощи, не имеет четкого целеполагания и понятных всем участникам подходов. Единое понимание целей работы по защите прав ребенка. Единый порядок принятия решения по защите прав детей. Ведение случая –как основа работы с ребенком или семьей. Организации, оказывающие социальные услуги, имеют различную ведомственную принадлежность и не коммуницируют при оказании помощи конкретному ребенку Координация работы всех служб и учреждений, оказывающих помощь ребенку. Межсекторное взаимодействие по единому плану работы с конкретным ребенком и семьей. Услуги предоставляются по заявительному принципу При кризисной интервенции вместо заявительного порядка – ведение случая с подключением необходимых услуг
8 Помощь семьям: проблемы управления (2/2) ПРОБЛЕМЫПРЕДЛАГАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ По новому законопроекту «О социальном патронате» услуги семье планируется оказывать теми же органами, которые осуществляют контроль Разделение контролирующих (административных) функций и функций помощи между разными органами Организации отчитываются по ведомственному принципу. Мнение получателя социальных услуг не учитывается Развитие независимой системы мониторинга и оценки эффективности социальных услуг, учитывающей, в том числе, мнение получателей услуг Отчетность о работе с семьями носит в основном количественный характер (количество семей, детей, услуг) Разработка и включение в практику качественных показателей изменения ситуации
9 Помощь семье: этапы профилактики (1/2) Ранняя профилактика: – Основная мера – обеспечение любым семьям с детьми равного доступа к широкому спектру качественных услуг с учетом проблем и ресурсов местного сообщества – Большой спектр дополнительных услуг направленный на малообеспеченные/ с высоким риском бедности и с высоким риском социальной изоляции, в т.ч. семьи с детьми-инвалидами Первичная профилактика: – Развитие доступных социально-психологических услуг на местах: в школах, поликлиниках, родильных домах – Центры дневного пребывания, пятидневные группы в том числе для детей с тяжелыми патологиями развития, «передышки» для мам с детьми с особенностями развития, социальная помощь на дому – должна быть направлена на ситуации, а не на категории семей «в группе риска» – Выявление ситуации, ведение случая уполномоченной службой (службами) на основе единого принципа принятия решения и межсекторного взаимодействия (вместо получения помощи по заявительному принципу в разных учреждениях)
10 Помощь семье: этапы профилактики (2/2) Кризисная интервенция: – Экспертная оценка случая необходимости кризисной интервенции – Обязательное открытие случая (ИПР, программа реабилитации (сопровождения) семьи, план) после кризисного вмешательства – Подготовка и переподготовка кадров для всесторонней работы с семьей в кризисной ситуации. Посткризисное жизнеустройство: – Направленность работы органов и служб на сохранение семьи для ребенка, с учетом интересов ребенка, на любых этапах выявления, в том числе при отобрании и ограничении в правах – Обязательное семейное размещение ребенка после отобрания или оставления вне зависимости от статуса ребенка
11 Ведение случая Выявление случая – оперативное реагирование и обмен информацией Обследование – экспертная оценка необходимости вмешательства и ситуации семьи Открытие случая – уполномоченной службой Ведение случая – уполномоченной службой с привлечением всех возможных ресурсов Закрытие случая – при преодолении кризисной ситуации На основе: Единого понимания целей и подходов. Критериев оценки необходимости вмешательства, эффективности работы служб, Регламентов, определяющих порядок формирования планов ведения случая, ответственных органов и служб участников процесса Выбора ответственной уполномоченной службой Назначения конкретного ответственного за ведения случая куратора Разделения ответственности с семьей. Участия семьи в процессе реабилитации Подключения всех необходимых услуг формате межсекторного взаимодействия
12 Опыт регионов Тамбов: Координационный Совет по профилактике социального сиротства и предупреждению жестокого обращения с детьми. Принцип ведения случая. Три уполномоченные службы. Межведомственное взаимодействие(но не включают НКО). Томская область: В 2007 году был создан Департамент по вопросам семьи и детства. Система подготовки и супервизии специалистов. Регламент межведомственного взаимодействия по выявлению семейного и детского неблагополучия. Переориентирование детских домов на профилактические услуги. Череповец : Межсекторное взаимодействие. Разработана система зашиты прав детей с упором на профилактические меры, включающая в себя взаимодействие государства, общественных организаций и бизнеса.
13 Основные принципы Совета Европы в отношении детей, относящимся к группам риска или проживающих в интернатных учреждениях Сохранение или обеспечение семейного жизнеустройства ребенка, как главная цель работы системы государственной помощи детям Принцип преемственности решений в отношении ребенка (возможен лишь при координации этих решений) Принятие решения на основании оценки потребностей ребенка и семейной ситуации Эффективная помощь семье возможна лишь при учете индивидуальной семейной ситуации и привлечении необходимых ресурсов и служб вне зависимости от их ведомственного подчинения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.