Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемozrp.narod.ru
1 Роль подсказки-оператора в решении инсайтных задач Лифанова Светлана
2 Инсайтные задачи Гештальт-психология инсайтные задачи - такие задачи, которые решаются путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа. Отечественная традиция ряд задач, решаемых путем «интуитивного усмотрения»: неосознаваемый опыт воплощается в творческом прозрении. Основной дискурс при обсуждении инсайтных задач: решение - воспроизведение накопленного ранее опыта испытуемых, оно находится «случайно» вследствие одномоментного переструктурирования элементов задачного поля в восприятии испытуемого, т.е. существует так называемый феномен «озарения».
3 Классический пример инсайтной задачи - задача «девять точек». Суть затруднений испытуемых при решении данной задачи состоит в том, что ее условия непосредственно воспроизводят в прошлом опыте испытуемого чрезвычайно упроченные эмпирически обобщенные приемы объединение точек по кратчайшему расстоянию, отсюда известный феномен «невозможности выйти за пределы квадрата»: стремление закончит линию в точке, невозможность «повернуть» вне точки, невозможность провести линию «внутрь».
4 Традиционными подходами к эмпирическому исследованию инсайтных задач в можно считать: изучение влияния формальных характеристик подсказки, порядок предъявления и временные характеристики предъявления самой стимульной задачи, изучение принципа переноса решения Некоторые экспериментальные данные из работ зарубежных психологов мышления позволили нам сформулировать предположение о наличии неких операторов – определенных действий с линиями, осуществляемых решателем, которые определяют дальнейший поиск решения. Мы предположили, что существуют операторы, использование которых является ключевым моментом решения, определяющим дальнейшее успешное нахождение решения.
5 Операторы 1) начало 3) выход за пределы 2) направление 4) поворот в нужной точке Для эксперимента операторы были объединены в пары
6 Оператор «1+2»: рисование с указанной точки в указанном направлении. Оператор «3+4»: использование линии, выходящей за пределы «фигуры» и проходящей через определенные точки.
7 Оператор « »: использование как первого, так и второго оператора одновременно. Цель эксперимента : выявить, являются ли теоретически выделенные нами операторы реально оказывающими влияние на успешность решения, направляя ход процесса решения.
8 Схема эксперимента Три группы, разделенные по типу получаемой подсказки-оператора*, решают задачу «девять точек». 1 группа: 10 проб - подсказка «1+2» – 10 проб – подсказка «3+4» – самостоятельное решение. 2 группа: 10 проб – подсказка «3+4» – 10 проб – подсказка «1+2» – самостоятельное решение. 3 группа: 10 проб – подсказка « » - самостоятельное решение. N=83 * Подсказку испытуемый копировал на чистый бланк с задачным полем
9 Параметры оценки: общее время решения; количество проб после предъявления второй или полной подсказки; была ли принята и применена к процессу решения предъявленная подсказка или нет. Гипотезы Предъявление полной подсказки увеличит успешность решения задачи. Полная подсказка более доступна и применима к последующим самостоятельным пробам.
10 Результаты Значимой оказалась разница во времени между второй и третьей группой, а также различия статистически значимы для параметра количества проб: третья группа значимо меньше использовала проб после подсказки, чем первая и вторая группа. Результативность применения той или иной подсказки – пары операторов: подсказка «1+2» берется решателем значимо лучше, чем подсказка «3+4», в первой и второй группах. Также был получен следующий результат: подсказка « » берется решателем значимо хуже, чем подсказка «1+2», причем для обеих групп. При этом различий с подсказкой «3+4» не выявлено
11 Результаты а) Пробы F(2;64)=173,466 б) Время F(2;64)=7,368 р
12 3 группа быстрее и за меньшее кол-во самостоятельных проб справляется с задачей. фактор полноты подсказки. поскольку различия по времени решения между третьей и первой группой не так велики и не значимы, то речь идёт именно о полноте подсказки-оператора. При анализе второй группы результатов открывается и иное свойство операторов «доступность» их репрезентации для решателя. Применение операторов, входящих в подсказку «1+2» приводит к снижению количества времени, затрачиваемого на решение задачи в первой группе испытуемых, где она предъявляется первой; а также оказывается значимо чаще применимой во второй группе испытуемых, где она предъявляется в качестве второй подсказки, когда решатели уже подготовлены многочисленными пробами к её восприятию.
13 Теоретически выделенные нами операторы и эмпирически полученные данные свидетельствуют о том, что данные при выявлении операторов важны такие факторы как полнота и доступность, которые оказывают влияние на эффективность работы с задачей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.