Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmetodisty.ru
1 Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. (по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)
2 Присутствующие на пресс-конференции познакомятся с личностью и творчеством А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; рассмотрят «необычный жизненный материал», взятый в основу повести; осмыслят трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве.
3 Мемуары – Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Тоталитарный - Основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности. Т. режим. Тоталитарное государство. Рассказ - Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Повесть - Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе
4 Солженицын стал кислородом нашего непродыхаемого времени. И если общество наше, литература, прежде всего, еще дышат, то это потому, что работают солженицынские меха, качают воздух в задыхающуюся, обезбожившуюся, себя почти потерявшую Россию. В. Астафьев
5 Александр Исаевич Солженицын
6 Рассказы: «Матрёнин двор», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела»; Романы: «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ»; Повести: «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича».
10 «Жизненный материал, положенный в основу повести А.Солженицына, необычен… Он несёт отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного … культа личности». «Это не документ в мемуарном смысле, не записки или воспоминания о пережитом лично автором… Это произведение художественное, и в силу именно художественного освещения данного жизненного материала оно является свидетельством «особой ценности, документом искусства».
11 «Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».
13 «Медленно, как хорошо закатанный в брезент труп, случайно подцепленный тросом судна, всплывал со дна социализма на свет литературы тщательно затопленный, никому доселе не видимый мир со своими законами морали и быта, со своим детально разработанным регламентом поведения… Мы оказывались в страшной, но наконец- таки своей, невыдуманной стране…»
15 1). Кто же такой Шухов Иван Денисович? В чём беда его? В чём вина? 2). Что ожидало героя повести, если бы он не подписал «дело»?
16 Как начинается обычный день зека Ивана Денисовича? Какие правила лагерной жизни соблюдает Шухов, чтобы выжить в заключении? Прокомментируйте слова, сказанные ему первым бригадиром: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».
17 - 1: в каких условиях работают заключённые? - 2: что вы можете сказать об одежде заключённых? - 3: чем кормят заключённых? - 4: что вы можете сказать об оказании медицинской помощи заключённым?
18 Задание 3. За что отбывают срок герои повести? Отвечая на вопрос, кратко представьте каждого из героев.
19 Докажите, что Шухов – человек труда. Как он относится к своему делу даже в лагере? Приведите примеры из текста.
20 Покажите, что Шухов по природе своей человек нравственный и сумел остаться таким и в лагере. Как к нему относятся другие зеки? Приведите примеры из текста.
21 Как в душе Шухова сочетается советский атеизм с народной традиционной верой? Проанализируйте его беседы с Алёшкой-баптистом.
22 Объясните, почему, по мнению автора, Иван Денисович со своим доморощенным крестьянским умом понимает в жизни больше всех остальных героев? Приведите примеры, подтверждающие ваши мысли.
23 Задание 4. А.И.Солженицын описал лагерный мир одним днём. И каким? Герой повести считает этот день удачным, почти счастливым. Постарайтесь объяснить, почему?
24 Критика всей системы законодательства «Эта полоса раньше такая счастливая: всем под гребёнку 10 лет давали. А с 49-го…- всем по 25, не взирая» Неверие в справедливость и возможность свободной жизни в стране Шухов заканчивает срок, но не верит в освобождение. Радикальное неприятие всей государственной системы Шухов ощущает чуждость ему советской власти. Духовная оппозиция писателя, религиозная основа его мироощущения Симпатии к Алёшке-баптисту и в самой орфографии: имя Бога пишет с прописной буквы. Идеализация доколхозной жизниШухов вспоминает, как в деревне жили раньше.
25 Чем, по мнению А.Солженицына держится человек в лагере? Что нового принесла повесть читателям? Почему повести об Иване Денисовиче Шухове суждена долгая жизнь? В чём секрет такого успеха? Почему автор определяет жанр своего произведения повесть?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.