Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.ug.ru
1 Идея перемещения объектов предложена Hans Werner Hofmann Урок литературы в 10 классе Ясинская Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ 22», Череповец Вологодской области
2 Обложка книги работы В. Хвостова, Иван Александрович Гончаров. Портрет работы И. П. Раулова, Портреты Гончарова Читаем роман « Обломов »Читаем роман « Обломов », 1859
3 Ситуация « проживания жизни » ( рождение жизнь смерть ) является универсальной сюжетной ситуацией, вбирающей все события жизни персонажа. Причём жизни как внешней, так и внутренней. Поэтому в системе мотивов романа отчётливо вычленяются две подсистемы : мотивы, обозначающие внешнюю сторону жизни героя, и мотивы, характеризующие его душевное состояние. В комплексе мотивов, соотносимых с событийной стороной жизни Обломова, выделяются : 1) мотивы, характеризующие физическое состояние Обломова : « лежать на диване », лень, еда, смерть ; 2) мотивы, указывающие на отношения героя с обществом : свет, « другой », « суета сует », бегство, уединение, сплетни, чтение ; 3) мотивы, раскрывающие смысл любовной ситуации : испытание любовью, страсть, целомудрие, возрождение, угасание, свадьба похороны. Среди мотивов, соотнесённых с событиями внутренней жизни героя, выделяются мотивы покоя, мечты, земного рая, сердца, детскости, « голубиной нежности », огня, крыльев ( полёта ), чудачества, музыкальный. Безусловно, подсистемы мотивов связаны друг с другом. Более того, есть мотивы, семантика которых как бы охватывает все сферы жизни персонажа, соединяет события внешней жизни и внутреннее состояние героя романа. К таковым относятся мотив сна и мотив чтения ( нечтения )». ( Старыгина Н.)
4 Часть 1, глава 2 « Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову...». Обломов с одним из гостей. Иллюстрация работы В. Морозова, 1948.
5 ПенкинОбломов Статья Путешествия Человека давайте давайте Невидимые Невидимые слёзы Мало Мало читаю Дант, Шекспир Шекспир Древние трагики трагики Книжная Книжная лавка Журналы
6 « Тем не менее, очевидно, что герой романа достаточно начитанный человек. В годы учения им прочитаны западноевропейские романтики : « Не забыл Руссо, Шиллера. Гете, Байрона, которых носил им и отнимал у них романы Коттень, Жанлис … важничал перед ними, хотел очистить их вкус ?», « перевод из Сея ». Вероятно, в это время он прочитал сочинения русских писателей как XVIII века, так и первой половины XIX- го, имена которых упомянуты в разговоре с Алексеевым уже перед смертью Обломова. Восстановить круг прочитанного героем можно по цитатам и реминисценциям в его речи, например, очевидно, что он знает Библию, читал « Мёртвые души » Гоголя, трагедии Шекспира. Общая характеристика круга чтения Обломова содержится в словах автора - повествователя : « Серьезное чтение утомляло его. Мыслителям не удалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам. Зато поэты задели его за живое …». Указание на книги и мотив чтения становятся в романе Гончарова функциональными приёмами создания образа главного героя и символами активной духовной жизни человека. Мотив чтения возникает в тексте как способ характерологии героя романа : наряду с описанием образа жизни Обломова, его внешности, квартиры на Гороховой улице, поведения, в том числе речевого, автор - повествователь изображает поведение героя во время чтения, причём сам факт чтения рассматривается автором как необходимое занятие человека. Мотив недочитанной и непонятой книги формирует у читателя представление о лености героя, отсутствии в нём интереса к окружающему, бездеятельности, нежелании быть таким, как большинство людей ». ( Старыгина Н.)
7 Часть 1, глава 6Часть 1, глава 6 Часть 2, глава 3, глава 4 Часть 2, глава 3 глава 4 « Услышит о каком - нибудь замечательном произведении - у него явится позыв познакомиться с ним ; он ищет, просит книги, и если принесут скоро, он примется за нее, у него начнет формироваться идея о предмете ; еще шаг - и он овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая. Охлаждение овладевало им еще быстрее, нежели увлечение : он уже никогда не возвращался к покинутой книге ». Обломов и Штольц. Иллюстрация работы С. Гершковича, 1982.
8 « И ты, Брут, против меня !» « Давно не читал книги. Дай - ка почитаю книгу ». « Слава Богу, что я пробежал сегодня лист книги !» « Где твои книги, переводы ? В этом углу лежат и замыслы твои …»
9 Часть 2, глава 5 Часть 2, глава 5 Часть 2, глава 6, глава 8 Часть 2, глава 6 глава 8 « Встает он в семь часов, читает, носит куда - то книги … - Но, вероятно, вы много пишете, - сказала она, - читаете. - Читали ли вы ?... - Нет, не читал ! - вдруг сорвалось у него в испуге, чтоб она не вздумала его экзаменовать. - Чего ? - засмеявшись, спросила она. - Я думал, что вы хотите спросить меня о каком - нибудь романе : я их не читаю. - Не угадали ; я хотела спросить о путешествиях... - Что же вы читаете ? - с любопытством спросила она. - Я, точно, люблю больше путешествия... - В Африку ? - лукаво и тихо спросила она ». Обломов и Ольга. Иллюстрация работы С. Гершковича, 1982.
10 ЛюбовьНелюбовь Не спит, читает читаетПереплётом Переплётом вверх Страница запылилась запылилась Разорвал Разорвал листы пальцем Дочитывал Дочитывал книгиВозьмёт книгу, зевнёт книгу
11 « Образом книги и мотивом чтения маркируется ситуация воскресения Обломова. Сначала, после беседы со Штольцем, появляется острое желание активной жизни. Но, как мы помним, вряд ли Обломов даже на некоторое время вернулся бы к деятельной полноценной жизни, если бы не любовь к Ольге Ильинской. Первое, на что обращает внимание автор - повествователь, характеризуя жизнь влюблённого и изменившегося героя, чтение и книга : « Встает он в семь часов, читает, носит куда - то книги » Образ непрочитанной книги становится знаком разрыва любовных отношений Ольги и Ильи : « Она взяла со стола книгу и посмотрела на развернутую страницу : страница запылилась ». Трагичность и безнадёжность ситуации подчёркивается повторением знаковых жестов и деталей : приехав к Обломову, Штольц взял книгу и увидел « заплесневелую » страницу ; Ольга, приехав к Обломову, увидела « запыленную » страницу. ( Вспомним, что образ пыли является символом запустения дома, души ). Жизнь Обломова совершила виток, но всё вернулось на круги своя. Мотив чтения ( нечтения ) является сквозным в романе и окольцовывает изображение жизни Обломова, создавая впечатление завершённости и своего рода цельности жизни героя и романа о нём ». ( Старыгина Н.)
12 « Этот образ становится знаком разрыва любовных отношений Ольги и Ильи ». « Они становятся её последней надеждой, спасительной соломинкой ». « В этом мире главенствуют быт и физиология, жизнь духа сводится к эмоциональной сердечной деятельности ». « Их отсутствие указывает на ущербность жизнеустройства в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной ».
13 Посмотрите финал фильма Никиты Михалкова « Несколько дней из жизни И. И. Обломова » (1979).« Несколько дней из жизни И. И. Обломова » Илья – Олег Табаков. Андрей – Юрий Богатырёв. Ольга – Елена Соловей. Захар – Андрей Попов. Агафья Матвеевна на кладбище. Иллюстрация работы П. Пинкисевича, 1972.
14 И. А. Гончаров. « Обломов ». Роман в четырёх частях. Н. Н. Старыгина. « Ситуация и мотив чтения в романе И. А. Гончарова « Обломов ». Официальный сайт « Иван Александрович Гончаров » ( иллюстрации и портреты ). Сайт « Гончаров Иван Александрович ». Сайт « Проект « Гончаров ». И. Пырков. « Дом Обломова ». И. Пырков. « Освещённые солнцем. Тема « света » в романе Гончарова « Обломов ».
15 Сайт « Гончаров И. А.». ФЭБ. Фундаментальная электронная библиотека « Русская литература и фольклор ». М. М. Дунаев. « Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв.». vera_v_gornile_somnenij.htm#_Toc М. Божович. « Большое путешествие « Обломова »: роман Гончарова в свете « просветительной поездки ». М. Шишкин. « Великий русский триллер ». З. Хайнади. « Обломов как анти - Фауст ». В. Холкин. « Андрей Штольц : поиск понимания ».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.