Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемgramotney.narod.ru
2 Сжатое изложение – воспроизведение текста в сокращённом виде.
3 Способы сжатия текста исключение подробностей, деталей обобщение конкретных, единичных явлений
4 Исключение подробностей Выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали Убрать детали. Исключить слова, которые как бы читаются «между строк». Объединить существенное и составить новый текст
5 Обобщение материала Вычленить единичные факты Подобрать языковые средства обобщённой передачи единичных фактов Составить новый текст
6 Обобщение материала Вычленить единичные факты Если в тексте говорится о каком-либо факте, событии два или три раза, то в изложении ученики пишут о нём один раз, отмечая те особенности, которые отличали факт при повторении. Если в тексте подробно говорится о нескольких аналогичных фактах, то в изложении подробно говорится только о первом из них. а далее идёт указание на аналогию (также сообщается о том, чем отличаются от первого остальные аналогичные факты).
7 Типы упражнений Выделение главной информации предложения (простого или сложного) Выделение предложения, в котором заключена главная мысль абзаца Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста Сокращение предложения, микротекста за счёт исключения деталей, подробностей Расширение, развёртывание предложения, микротекста путём введения деталей, подробностей, объяснений Подбор обобщающего слова к ряду слов Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям
8 Памятка «Как работать над сжатым изложением» 1.Прочитать текст, определить его тему и главную мысль, отметить изобразительно-выразительные средства. 2. Выделить в тексте все части. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему? 3. Составить план сжатого изложения. 4. В каждой части отметить главное. 5. Отметить то, что возможно объединить. 6. Подобрать обобщающие слова и предложения. 7. Изложить сжато каждую часть. 8. Подумать, как связать части между собой. 9. Перечитать написанное изложение. Всё ли в нём логично и понятно?
9 Как делаются слова. «Стройматериалами» слова являются словообразовательные морфемы языка (суффиксы и приставки), а также корни и основы слов. Путём их различного, но вполне определённого, подчинённого строгим закономерностям соединения и создаются новые слова. Языковеды определяют морфему как наименьшую значимую единицу языка. Как понимать это определение? Оно значит, что из всех значимых единиц языка (например, слов, предложений) морфема – наименьшая. Если мы будем её дробить на более мелкие части, то уже значимых частей не получим. Действительно, морфемы состоят из звуков (одного или более), которые уже самостоятельного значения в слове не имеют. Что значит звук «б» в слове убежать? Ничего. А вот звук «у» имеет значение в этом глаголе, так как «у» не просто звук, а звук и одновременно морфема. У – глагольная приставка, обозначающая удаление. В языке имеются такие словообразовательные морфемы, которые встречаются в составе существующих слов, но в образовании новых слов не участвуют. На основании этого различают два ряда морфем: суффиксы и приставки деятельные, активные, участвующие в образовании новых слов (продуктивные, как их называют языковеды), и бездеятельные, пассивные (непродуктивные), которые в образовании новых слов не участвуют, но имеют определённое значение и выделяются из состава слова. Примером деятельных в современном языке морфем могут быть суффиксы существительных – ик, - ник: ударный – ударник, выпускной – выпускник. Примером бездеятельного может служить суффикс – ич: москвич, костромич. (210 сл.)
10 Работа с текстом 1. Чтение текста про себя. 2. Задача автора. 3. Стиль речи. 4. Выделение смысловых частей текста. 5. Составление вопросов к каждой из частей. 6. Определение средств связи предложений и частей. 7. Повторное чтение текста по частям и их сжатие. 8. Проверка изложений. Исправление ошибок и недочётов.
11 Задача автора – сообщить читателю информацию о том, из чего строятся слова.
12 Научно-популярный Определение понятий Использование терминов Доступность изложения Употребление слов в переносном значении Использование вопросительных предложений Использование разъясняющих повторов
13 Словообразовательные морфемы Определение морфемы Продуктивные и непродуктивные морфемы
14 1 Из каких «стройматериалов» делаются слова? Каким путём создаются новые слова? 2 Как определяют языковеды морфему? Как понимать это определение? 3 Все ли морфемы участвуют в образовании слов? Какие два разряда различают?
15 Повтор словаМестоимение
16 1. «Стройматериалами» слова являются словообразовательные морфемы языка (суффиксы и приставки), а также корни и основы слов. Путём их различного, но вполне определённого, подчинённого строгим закономерностям соединения и создаются новые слова.
17 2. Языковеды определяют морфему как наименьшую значимую единицу языка. Как понимать это определение? Оно значит, что из всех значимых единиц языка (например, слов, предложений) морфема – наименьшая. Если мы будем её дробить на более мелкие части, то уже значимых частей не получим. Действительно, морфемы состоят из звуков (одного или более), которые уже самостоятельного значения в слове не имеют. Что значит звук «б» в слове убежать? Ничего. А вот звук «у» имеет значение в этом глаголе, так как «у» не просто звук, а звук и одновременно морфема. У – глагольная приставка, обозначающая удаление.
18 3 В языкеВ языке имеются такие словообразовательные морфемы, которые встречаются в составе существующих слов, но в образовании новых слов не участвуют. На основании этого различают два ряда морфем: суффиксы и приставки деятельные, активные, участвующие в образовании новых слов (продуктивные, как их называют языковеды,и бездеятельные, пассивные (непродуктивные), которые в образовании новых слов не участвуют, но имеют определённое значение и выделяются из состава слова. Примером деятельных в современном языке морфем могут быть суффиксы существительных – ик, - ник: ударный – ударник, выпускной – выпускник. Примером бездеятельного может служить суффикс – ич: москвич, костромич.
19 Связаны ли между собой части? Всё ли будет понятно читателю?
20 «Колдун» В древнем Риме Гай Фурий Кресим после освобождения из рабства стал получать с маленького клочка земли урожай гораздо обильнее, чем получали другие с громадных участков. Ему завидовали и говорили, будто он колдовством переманивает к себе жатву с чужого поля. Боясь, как бы его не осудили, Гай Фурий Кресим принёс в день суда на Форум весь свой сельскохозяйственный инвентарь – железные орудия превосходной работы, тяжеловесные кирки, увесистые лемеха, привёл и сытых волов, а затем сказал: - Вот моё колдовство, квириты, но я не могу показать вам или привести на форум мои ранние вставания, моё бодрствование по ночам, проливаемый мною пот… Его оправдали единогласно.
21 В тексте «…и говорили, будто он колдовством переманивает к себе жатву с чужого поля.» В изложении «…и обвиняли его в колдовстве.»
22 В тексте «Гай Фурий Кресим принёс в день суда на Форум весь свой сельскохозяйственный инвентарь – железные орудия превосходной работы, тяжеловесные кирки, увесистые лемеха, привёл и сытых волов». В изложении «Гай Фурий Кресим принёс в день суда на Форум весь свой замечательный сельскохозяйственный инвентарь, привёл сытых волов».
23 В тексте «…а затем сказал: - Вот моё колдовство, квириты, но я не могу показать вам или привести на форум мои ранние вставания, моё бодрствование по ночам, проливаемый мною пот…» В изложении «…а затем сказал, что это и есть его колдовство, но он не может показать свой неустанный труд.»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.