Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемumk.ggpi.org
1 Нарушения речи Нарушения речи -- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие.
2 Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.) Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.) Социально-психологические факторы Социально-психологические факторы Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.
3 КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах: * в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическому направлению в изучении речевых нарушений и применяется наиболее широко в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков; * в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений. В настоящее время этот подход отражен в клинико-педагогической классификации
4 Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на две группы. I. Нарушения устной речи. I. Нарушения устной речи. 1. Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония, дисфония; брадилалия; тахилалия; заикание; дислалия; ринолалия; дизартрия. 1. Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония, дисфония; брадилалия; тахилалия; заикание; дислалия; ринолалия; дизартрия. 2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия; афазия. 2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия; афазия. II. Нарушения письменной речи. II. Нарушения письменной речи. 1. Дислексия (алексия). 1. Дислексия (алексия). 2. Дисграфия (аграфия). 2. Дисграфия (аграфия)..
5 Нарушения устной речи Расстройства фонационного оформления речи: афония, дисфония -- отсутствие или нарушение голоса, афония, дисфония -- отсутствие или нарушение голоса, брадилалия -- патологически замедленный темп речи, брадилалия -- патологически замедленный темп речи, тахилалия -- патологически убыстренный темп речи, тахилалия -- патологически убыстренный темп речи, заикание -- нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, заикание -- нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, дислалия -- нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, дислалия -- нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, ринолалия -- нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, ринолалия -- нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, дизартрия -- нарушение произносительной стороны речи, обус- ловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. дизартрия -- нарушение произносительной стороны речи, обус- ловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Нарушение структурно-семантического оформления высказывания: алалия -- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи-ческого поражения речевых зон коры головного мозга, алалия -- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи-ческого поражения речевых зон коры головного мозга, афазия -- полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. афазия -- полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
6 Особенности познавательной сферы детей с речевыми нарушениями основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: недостаточная сформированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития.
7 Психолого-педагогическая классификация. I. Нарушение средств общения: 1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 2. Общее недоразвитие речи. II. Нарушение в применении средств общения: 1. Заикание. 2. Проявление речевого негативизма и др. Психолого-педагогическая классификация. I. Нарушение средств общения: 1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. 2. Общее недоразвитие речи. II. Нарушение в применении средств общения: 1. Заикание. 2. Проявление речевого негативизма и др.
8 Дислалия - это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом аппарате. Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении (вместо правильного звука произносится звук, которого нет в русском языке (например, горловое Р), заменах одних звуков другими (звук заменяется другим, который имеется в системе языка) и в отсутствии звуков (выпадение звука в начале, середине или в конце слова). В зависимости от причин, выделяют функциональную и механическую (органическую) дислалию.
9 Причины механической дислалии 1. Укороченная подъязычная уздечка. Это вызывает затруднение движений языка, т.к. слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (в этом случае страдают так называемые "верхние звуки"). 2. Дефекты строения челюсти и зубов. Верхняя челюсть сильно выступает над нижней. Нижняя челюсть выступает вперед. Неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое (готическое) небо или низкое и плоское. Укороченная уздечка верхней губы. Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.
10 Функциональная дислалия Причины функциональной дислалии 1. Неправильное воспитание речи ребенка в семье. иногда взрослые, подражая детскому лепету, долго "сюсюкают" с ребенком, что задерживает развитие правильного звукопроизношения. 2. Подражание ребенком неправильному звукопроизношению взрослых. 3. Педагогическая запущенность. Возникает, если взрослые уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка. 4. Недоразвитие фонематического слуха. Ребенок испытывает затруднения в различении звуков, которые отличаются друг от друга очень тонкими акустическими признаками (звучанием). 5. Снижение слуха. 6. Умственная отсталость ребенка.
11 Нарушения голоса Первоначальными признаками нарушения голоса могут быть легкая хрипота и быстрая его истощаемость, вызванные небольшим расстройством функции гортани. Однако, если данные отклонения вовремя не устранить, это приведет к стойким изменениям в гортани и, следовательно, утяжелит голосовой дефект. Большинство нарушений голоса являются приобретенными в процессе развития детского организма и его речевой функции. Исключение составляют нарушения, связанные с врожденным дефектом твердого и мягкого нёба и с нарушением слуха. Нарушения голоса могут быть самостоятельным дефектом или одним из компонентов речевого дефекта (дизартрия, ринолалия, нарушение речи при тугоухости и глухоте).
12 Коррекционная работа Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа, учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи, школа для детей с нару- шениями речи, логопедические пункты при общеобразовательных школах, группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа, учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи, школа для детей с нару- шениями речи, логопедические пункты при общеобразовательных школах, группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа. В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, 'речевые' стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т.п В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, 'речевые' стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т.п
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.