Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемkomarova-tv.my1.ru
1 Обществознание
2 Наука Как особая система знаний Как особый вид деятельности – система научных исследований Как система специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми, вырабатывающими, хранящими и распространяющими знания Признаки науки Предмет изучения Системность знаний Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения
3 Функции современной науки Культурно - мировоззренческая Непосредственная производительная сила общества Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом Определяет мировоззрение, которое превращается в составную часть культуры Наука – мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства Данные науки используются для разработки социально - экономических программ
4 Классификация наук По объекту изучения Точные науки Технические науки Естественные науки Общественные науки Гуманитарные науки О числах и количественных отношениях О технике и механизмах О природеОб обществеО человеке, его мышлении и познании Примеры наук математика Механика, физика Химия, биология, география, экология, генетика История, философия, политология, юриспруденция, социология, экономика Психология, логика, гносеология
5 Вице - президент Академии наук В. А. Стеклов, математик : -Науки делятся на естественные и противоестественные. Академик С. Ф. Платонов, историк : -Нет, милостивый государь, на общественные и антиобщественные. Полемика 20- х ее. XX в. на заседании Академии наук Классификация наук По направленности и непосредственному отношению к практике Фундаментальные науки ________________ Изучают «в чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления ___________________ Как правило, фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные Прикладные науки ______________________ Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач
6 Особенности науки Отличие от искусства: отражает мир в понятиях, категориях, законах, правильность, истинность которых проверяется практикой Принадлежит всему человечеству (научные знания – достояние всех) Отличие от других видов деятельности: результат не бывает известен заранее, а принципиально нетрадиционен и является приращением нового знания Преемственность научных знаний: сотрудничество не только с коллегами – современниками, но и своими предшественниками, кроме того, ученый работает для будущих поколений, включает свой труд в будущие исследования Отличие от обыденного познания: глубокое проникновение в суть явлений, теоретический характер этих знаний, ориентация на поиск того, что не лежит на поверхности явлений и процессов, не дано непосредственно чувствам, более того, скрыто от них
7 Возникновение и становление науки Исторически наука возникла из практики и развивается на ее основе Главный двигатель развития науки – общественные потребности, и прежде всего потребности материального производства
8 Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо в их переплетении Пути появления новых наук дифференциация Расчленение, дробление традиционных наук на новые ветви и направления Пример : из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и др. интеграция Объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее известных Пример : физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и др.
9 Современная наука, или «Большая наука» Не просто следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства Испытывает резкий рост числа ученых и научной информации Все более характеризуется переходом от предметной к проблемной ориентации для решения определенной крупной теоретической или практической проблемы Пронизывает все сферы общественной жизни, тесно взаимодействует с ними Ориентируется не только на технику, но прежде всего на самого человека, на безграничное развитие его интеллекта, его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок для его всестороннего, целостного развития
10 Оценка роли современной науки Сциентизм ______________________ Утверждение «наука превыше всего»; предложение всемерно внедрять науку в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности; отожествление науки с естественно-математическим и техническим знанием, расчет, что с помощью только одной науки можно решить все общественные проблемы; принижение или отрицание социальных наук Антисциентизм _____________________ Резкая критика науки и техники, которые не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей; отрицание науки и техники как сил враждебных и чуждых человеку, разрушающих культуру (негативные последствия НТР, обострение экологической ситуации, военная опасность)
11 Наука есть лучший современный способ удовлетворения любопытства отдельных лиц за счет государства. Шутка академика Л. А. Арцимовича Наука и общество Наука создает картину мира Создает искусственную природу – техносферу Представления человека о природе Представления человека об обществе Создает и изменяет идеологию, политику, социальный порядок Представления человека о самом человеке и о его месте в природе и обществе Формирует человека через образование, основанное на науке
12 Современная наука составляет важнейший компонент научно - технической революции ( НТР ), ее движущую силу. НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества. Этапы НТР 50- е гг. XX в. Начало НТР, появление самого термина 60 – 70- е гг. – I этап Автоматизация производственных процессов : появление еще одного звена в машине, осуществляющего непосредственный контроль за ее работой С конца 70- х гг. – II этап Компьютерная ( микропроцессорная, информационная ) революция : успехи в электронике ( размер, мощность, легкость, энергоемкость, удешевление )
13 Главные черты НТР Бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производственную силу Коренные изменения в технической базе производства: широкое применение электронно- вычислительной техники и роботов, появление абсолютно новых химических материалов, открытие и использование новых видов и источников энергии (атомная, термоядерная)
14 Достижения НТР Применение роботов (автоматически управляемых машин) Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами (пластмассы, искусственные волокна и др.) Использование новых видов энергии Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки Использование лазеров в технике Освоение космоса
15 Но : бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР
16 Технологические революции в истории человечества VI – IV тыс. л. до н. э. Неолитическая революция : переход от присвающего хозяйства к производящему ( скотоводству и земледелию ) XVIII – XIX вв. Промышленная революция : переход от ручного труда к машинному производству Середина XX в. Научно - техническая революция : превращение науки в производительную силу, ускорение технологического обновления производства Конец XX в. Информационная революция : массовое использование компьютеров и переход к передаче и обмену информацией с помощью компьютерных сетей
17 Презентацию выполнила Комарова Татьяна Владимировна МБОУ СОШ 1 г. Семенова Нижегородской области
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.