Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемaleks.yarono.ru
1 Эмблема © Т.Г. Новикова, А.С. Прутченков, 2006 Общественный (управляющий) совет образовательного учреждения: понятие, состав, основные полномочия.
2 Государственно-общественное управление образованием Один из видов взаимодействия государства и общества, функция которого заключается в обеспечении реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем. Всю широту и многообразие образовательных потребностей общества могут удовлетворить только взаимодействия государственных и общественных систем. Управление таким взаимодействием должно носить государственно-общественный характер.
3 Государственно-общественное управление образованием Формирование механизмов, обеспечивающих включение общества в управление образованием (на уровне образовательного учреждения, муниципального образования, региона), сегодня определено в качестве одного из ключевых механизмов реализации национального проекта «Образование».
4 Государственно-общественное управление может быть тем гарантийным механизмом, который позволит переводить государственно-общественные отношения во взаимодействия. На основе законодательной, правовой базы (в ее формировании общество должно принимать непосредственное участие), которая сделает эти процессы необратимыми. Государственно-общественное взаимодействие – это форма отношений, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью в понимании ситуации, единым смыслом действий, солидарностью и согласием.
5 Почему управление школой должно носить не только государственный, но и общественный характер (Закон «Об образовании») 1.Где общественность (родительская, местная, деловая, не обладает управленческими полномочиями происходит отчуждение общества от школы. 2.Нет весомого экономического участия общественности в школьной жизни. 3.Школа становится закрытой для общества системой. Необходимо введение института общественного управления образованием.
6 В истории образования можно проследить важную линию общественной составляющей : - Участие в школьном деле церковных общин, местных сообществ (комунн в западных странах, земств в России г. Приказ о введении общественного участия в школьном управлении (министр Ягодин Г.А г. Закон «Об образовании определяет демократический характер, государственно- общественный характер управления образованием октября 1995 на совещании министров образования стран Совета Европы в Люксембурге обсуждался вопрос об участии общественности как факторе роста качества школьного образования.
7 В настоящее время управление школой, по- прежнему, во многом строится в командно- административном подходе. По существу и по преимуществу, все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы на уровне управленческих решений, в 99% школ определяются директором, либо учредителем и вышестоящими органами государственного управления, а именно: – Содержание обучения; – Образовательные технологии; – Система и критерии оценивания; – Режим работы школы; – Экономика школы; – Кадры и многое другое.
8 Предыстория. Концепция модернизации российского образования до 2010 г. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р Задачи модернизации: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе: А) распределения ответственности между субъектами образовательной политики; Б) повышения роли всех участников образовательного процесса (обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения). (раздел 1.4)
9 "Необходимо преодолеть существующее отчуждение школы от общества, чтобы вовлечь родителей, старшеклассников и общество в целом в управление учебным заведением. Единственный путь для этого – дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни, влиять на ситуацию. Для этого предлагается создать систему Управляющих Советов общеобразовательных учреждений". А.В. Шишлов, председатель комитета по образованию и науке Государственной Думы (1999–2003 г.г.) Предыстория. Комитет по образованию и науке Государственной Думы г.г.
10 Официальные документы Министр образования и науки Российской Федерации от 27 апреля 2004 г. АФ-144 Органам управления образованием Республики Карелия, Красноярского края, Воронежской, Московской, Самарской, Тамбовской, Ярославской областей, г. Москвы "О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации считает, что усиление общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями является одним из важнейших направлений развития образования. (продолжение письма Министра) В целях развития демократического, государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями в системе общего образования, широкого привлечения к управлению образовательными учреждениями представителей профессионального педагогического сообщества, родителей (законных представителей) обучающихся, выпускников образовательных учреждений и представителей местной общественности прошу поддержать инициативу общеобразовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации готово оказывать правовую, методическую и организационную помощь органам управления образованием и общеобразовательным учреждениям в проводимой работе. Министр А.А. Фурсенко
11 "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" Решение коллегии Минобрнауки России от 4 ноября 2004 г. ПК-5 Заслушав и обсудив доклады …, коллегия отмечает, что на современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать: - формирование современной системы непрерывного профессионального образования … Эффективная реализация приоритетных направлений развития системы образования обеспечивается решением следующих задач. 1. Для формирования современной системы непрерывного профессионального образования необходимо: - создать условия для расширения числа организационных структур, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров; - создать условия для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ, создать условия повышения роли общественных институтов в управлении образованием; Министр А.А. Фурсенко Официальные документы
12 Заседание коллегии Минобрнауки России 10 октября 2005 года. Критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для получения премии Президента РФ. Обязательные критерии: - общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс; - в общеобразовательном учреждении функционирует орган государственно-общественного управления; - разработана и реализуется программа развития общеобразовательного учреждения, соответствующая Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации; - активная деятельность по привлечению внебюджетных средств. Официальные документы
13 Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям: - внедрение моделей государственно- общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования; Федеральная целевая программа развития образования до 2010 г.
14 Если школой управляют только представители официальной "вертикальной власти" (учредители, школьная администрация во главе с директором), характер управления является исключительно "государственным", или "ведомственным". Если к реальному управлению школой привлекаются представители общественной, в том числе и родительской, управление носит более демократический "государственно-общественный характер".
15 Коллегиальный орган государственно- общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных (делегированных) членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательного учреждения. При том что оперативное управление по-прежнему остается в руках директора школы. Общественный (управляющий) Совет
16 Общественный (Управляющий) Совет образовательного учреждения: 8(11) – 21(25) Работники Школы – не более 1/4 от всех членов Совета, из них не менее 2/3 педагогические работники; Директор – по должности Родители (законные Представители) от 1/3 до 1/2 всех членов Учащиеся – 2 (4) человека (от 9-х – 11-х классов) Представители общественности Состав Общественного Совета Представитель учредителя – 1 человек Одно и тоже лицо может быть членом не более двух Советов одновременно
17 Примерный состав Совета Квота Количество при 11 членах Совета Количество по 25 членах Совета Работники школы (до1/4) Из них педагоги, включая директора 3 (2) 6 (4) Представитель учредителя 11 Учащиеся (по 1-2 от 9, 10 и 11 классов) 2 (3)2 (4) Родители (от 1/3 до 1/2) 4 (3)9 Представители общественности (выпускники, работодатели, общественные и научные деятели и т.д.) 17 (5) Итого: 1125
18 Состав Совета. Общие рекомендации: Необходимо количество членов совета, чтобы он был работоспособным, выполняющим поставленные перед ним управленческие задачи; Необходимо выдерживать заданные пропорции представительства участников образовательного процесса и общественности; Увеличение числа представителей от любой целевой группы не должно ущемлять интересы других; Общее число членов совета должно быть оптимальным для конкретного образовательного учреждения.
19 Права членов Общественного (управляющего) Совета Члены Совета имеют право: – участвовать в обсуждении и принятии решений Совета, выражать в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания Совета; – инициировать проведение заседания Совета по любому вопросу, относящемуся к компетенции Совета; – требовать и получать от администрации Школы, от членов Совета предоставления всей необходимой для работы Совета информации по вопросам компетенции Совета; – присутствовать на заседаниях педагогического совета и других органов самоуправления с правом совещательного голоса; – представлять Совет в составе экспертных комиссий по лицензированию и аттестации Школы, а также в конкурсной комиссии при замещении должности директора Школы (кроме членов Совета из числа работников Школы и учащихся); – досрочно выйти из состава Совета.
20 Обязанности членов Общественного (управляющего) Совета Члены Совета обязаны: - принимать активное участие в деятельности Совета. Действовать при этом добросовестно, рассудительно и ответственно; - Присутствовать на всех заседаниях Совета, не пропускать их без уважительной причины. Член Совета может быть выведен из его состава за: - пропуск более двух заседаний без уважительной причины; - совершение аморального проступка, несовместимого с членством в Совете; - совершение противоправных действий, несовместимых с членством в Совете.
21 Ответственность Общественного (Управляющего) Совета Совет несет ответственность перед Учредителем за своевременное принятие и выполнение решений, входящих в его компетенцию. Директор Школы вправе самостоятельно решать вопросы в случае отсутствия решения Совета в установленные сроки. Учредитель вправе распустить Совет, если он: - не проводит свои заседания в течение полугода; - не выполняет свои функции; - принимает решения, противоречащие действующему законодательству России. В этом случае происходит: - либо формирование нового Совета по установленной процедуре; - либо учредитель принимает решение о нецелесообразности формирования в данной Школе совета на определенный срок. В случае возникновения конфликта между Советом и директором Школы, который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает Учредитель.
22 Отличие Управляющего совета от "предшественников" и "современников": Органы внутришкольного самоуправления Управляющий Совет Отстаивают особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса (совет старшеклассников, родительский комитет, педагогический совет) Является общешкольным внутренним органом управления, представляет, выражает и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса (функция Школьного совета).
23 Отличие Управляющего совета от "предшественников" и "современников": Обычный Школьный Совет Управляющий совет Школы В составе совета только представители субъектов образовательного процесса; Практически не обладает властными полномочиями, особенно в вопросах стратегического развития школы. Включает в себя представителей более широкой общественности; Наделяется реальными полномочиями по управлению стратегическими вопросами развития школы.
24 Отличие Управляющего совета от "предшественников" и "современников": Попечительский совет Управляющий совет Создается и функционирует рядом (вне) школы или нескольких школ как отдельное юридическое лицо. Создается и функционирует внутри одной конкретной школы, которая сама является юридическим лицом.
25 Соотношение функций Попечительского Совета и Общественного (Управляющего) Совета образовательного учреждения
26 Роль Общественного совета (в соответствии с нововведениями) Стратегическая – разработка стратегии развития школы, определение целей и политики, наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает прогресс; Ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей и участие в финансово– хозяйственной деятельности школы; Координирующая – обеспечение прозрачности в организации учебного процесса и финансовых вопросах; Информационная – обеспечение доступности в получении информации всем участникам образовательного процесса с целью содействия развития качества образования.
27 Общественный Совет создается: Для привлечения дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения; Для легализации разных способов получения внебюджетных денег, привлечения средств спонсоров и родительских денег; Для более активного привлечения общественности и родителей на выполнение текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий); Для защиты всякого рода педагогических инноваций (получения обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе).
28 Основные полномочия Совета В Уставе Школы и в Положении "Об Управляющем совете" выделяются два основных типа полномочий: Исключительные полномочия Совета, которые определяются следующими словами: Совместные полномочия с директором Школы, которые определяются следующими словами: Утверждает; Устанавливает; Определяет; Принимает решение. Согласовывает; Содействует; Координирует; Рекомендует; Ходатайствует; Предлагает.
29 Основные полномочия Совета: 1. В определении путей развития образовательного учреждения: утверждает программу развития Школы; утверждает внесение изменений и дополнений в Устав Школы с последующим представлением учредителю для утверждения и регистрации; представляет Школу по вопросам своей компетенции в государственных, муниципальных, общественных и иных организациях.
30 Основные полномочия Совета: 2. В организации образовательного процесса Совет согласовывает: школьный компонент государственного образовательного стандарта общего образования; профили обучения в старшей школе; выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Минобрнауки Российской Федерации по представлению педагогического совета; принятие программы общественно полезной и досуговой деятельности обучающихся.
31 Управляющий Совет рассматривает иные вопросы, отнесенные к его компетенции "Положением о Совете Школы". Перечень основных полномочий конкретного Управляющего совета фиксируется в Уставе образовательного Учреждения. Это предмет договора школьного сообщества и Учредителя. И если это полномочие включено в Устав, то никто (ни директор, ни педагогический совет, ни сам учредитель) не вправе подменять Совет при решении этого вопроса!
32 Главная и самая сложная роль в становлении Общественных управляющих советов принадлежит директору школы! Эффективно организованная деятельность Общественного управляющего совета – это мощная социальная защита для всех работников школы, а также дополнительный организационный, финансовый и интеллектуальный ресурс развития образовательного учреждения как демократического сообщества.
33 Полномочия Совета Управляющий совет появляется в Школе не для того, чтобы подменять Директора или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки. Основное поле деятельности совета – стратегия, коллегиальная выработка в ясной и понятной для всех форме ЦЕЛИ, к которой должны стремиться все образовательные учреждение. Управляющий Совет и его отдельные члены НЕ ВПРАВЕ давать указания учителю, как вести урок, завучу – как составлять расписание уроков или кем заменить заболевшего учителя.
34 Полномочия Совета Совет создает школьные законы, нормы, правила, по которым она и будет работать. Совет и контролирует выполнение установленных государством и самими Советом законов, норм и правил. Решения Совета в пределах его полномочий – обязательны для исполнения всеми участниками образовательного процесса.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.