Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемipk.zabedu.ru
1 Алексеев С.В., д.п.н. Захаров В.М., д.б.н., чл-корр РАН Ермаков Д.С., д.п.н. Мамедов Н.М., д.филос.н. Панов В.И., д.психол.н., чл-корр РАО Проект
2 КОНЦЕПЦИИ общего экологического образования (ЭО), подготовленные РАО: Знаниевая парадигма. Концепции опирались на возможности учебного плана – классно-урочной и внеклассной работы Опережающее проектирование ЭО с учетом перехода на Госстандарты нового поколения, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы, с учетом идей Европейской стратегии образования для устойчивого развития
3 Новые педагогические основания проектирования общего экологического образования (для УР) – Предметоцентрический... Социально-проблемный Естественно-научный... + Гуманитарный Природная экосистема... «Человек – Общество – Природа» Экология природных... + Экология человека систем + Социальная экология Трансляция знаний... Экологическое мышление Информация об... Посильное их решение экологических проблемах в жизненных ситуациях Ценность природной... Ценности устойчивого развития, среды и здоровья человека экологическая этика КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УР
4 ЦЕЛЬ общего экологического образования для устойчивого развития развитие у обучающихся - экологического мышления, опирающегося на овладение и применение экосистемной познавательной модели, и - экологического сознания, формируемого на основе личного и совместного опыта эколого-проектной и рефлексивно-оценочной деятельности, ориентированной на ценности УР - как этап становления экологической культуры гражданина, его ответственного отношения к соблюдению правовых и нравственных норм в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности жизни. ИНВАРИАНТ ВАРИАТИВ
5 НАУКА ИСКУССТВО МОРАЛЬ ПРАВО ИСТОРИЯ ЭТНОКУЛЬТУРА МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ ТЕХНОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРА понятия, теории, история познания чувственные образы отношения, этические нормы обязательства, ограничения факты, исторические параллели традиции, обычаи литературные образы труд, технол. процесс вера, образ, отношения УУД ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ, РЕГУЛЯТИВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, КОММУНИКАТИВНЫЕ В РАЗНЫХ КОМБИНАЦИЯХ Источники содержания Предметно - деятельностное содержание НАУКО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ КУЛЬТУРО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ
6 Выделены и описаны педагогические компоненты содержания ЭО УР: познавательный нормативный ценностный эмоционально-эстетический учебно-деятельностный креативный
7 Сформулированы Требования к результатам: ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ - самоопределяться в ЦЕННОСТЯХ и ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛАХ... - ПРОГНОЗИРОВАТЬ, ПРОЕКТИРОВАТЬ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ, ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ... - владеть ПОНЯТИЙНО- ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИМ АППАРАТОМ ; - называть экологи- ческие проблемы...
8 Содержательные линии Экология природных систем ( «Учусь экологическому мышлению») Экология человека (« Учусь управлять собой»). Социальная экология (« Учусь действовать: мои экологические проекты»).
9 Для каждой ступени обучения обосновываются - ведущие противоречия экологического сознания, - ключевые задачи; - планируемые образовательные результаты в деятельной форме; - ведущие для этого возраста источники отбора содержания
10 Начальная школа Основная школа Старшая школа «хочу – нельзя» «потребности - ресурсы их удовлетворения», «индивидуальное – коллективное», «наука – традиция» «экоцентризм – эгоцентризм», «глобализм – регионализм», «потребительство – созидание», «интересы экологические – экономические – социальные» Противоречия
11 Начальная школа Основная школа Старшая школа Формирование социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде Формирование основ экологического мышления, опыта его применения Формирование основ экологического сознания, включение ценностей УР в мотивационно- потребностную сферу, их применение при проектировании собственного жизненного пути, выборе профессии... Ключевые задачи
12 Начальная школа Основная школа Старшая школа творчество разных народов (сказки, легенды...), художественная литература, традиции и обычаи экологической культуры разных народов наука, право, мораль (общенациональные ценности), традиционные религии, искусство, художественная литература; характеристика экологической культуры разных слоев населения (региона, сообществ сверстников), а также отдельных исторических и популярных личностей. мировоззренческие модели устойчивого /неустойчивого развития; экологическая культура разных культур и народов, профессиональных общностей, семьи, местного сообщества, собственная экологическая культура. Источники отбора содержания
13 В рамках инвариантного компонента – на основе преемственности решения ключевых задач ЭО Скоординированное распределение по базовым учебным предметам (обществознание, география, химия, биология, история, литература, технология, ОБЖ) учебных задач экологического образования (согласовано с разработчиками Примерных программ по предметам; составление соответствующих методических рекомендаций для учителей). Разработка интегрированных с предметами технологии, обществознания и ОБЖ модулей (курсов). Учебный предмет эколого-культурной направленности 9 класс, старшая школа
14 Элективные курсы, реализующие интегрированный характер ЭОУР, направленные на достижение его общекультурных результатов и профессиональную ориентацию. Экологические проекты, факультативы, кружки, игровая деятельность, экологические практикумы, туристско-краеведческая деятельность и др. В рамках вариативного компонента – Скоординированная на деятельностной основе сквозная пунктирно-модульная модель Экологическое просвещение родителей, социальные проекты в местном сообществе
15 «... принять меры по... включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования, предусмотрев разработку соответствующих государственных образовательных стандартов и учебно-методических пособий». «... принять меры по... включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования, предусмотрев разработку соответствующих государственных образовательных стандартов и учебно-методических пособий». Президент РФ: по итогам заседания президиума Госсовета РФ 27 мая 2010 г. утвердил перечень поручений: Правительству Российской Федерации:
16 Президенту РАО Департамент общего образования Минобрнауки России «просит направить конструктивные предложения по совершенствованию экологического образования на всех ступенях общего образования, в том числе по включению экологической составляющей в федеральный государственный образовательный стандарт...»
17 1.Концепция экологического образования для УР как система научных взглядов 2.ТЗ по включению экологической составляющей в Федеральный государственный образовательный стандарт, включая - требования к сквозной « Программе непрерывного экологического образования и просвещения в школе»; - требования к условиям ее реализации; - требования к результатам экологического образования. КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ :
18 « Программа непрерывного экологического образования и просвещения в школе» ( предметно-междисциплинарная образовательная программа) 1) экологическая составляющая в базовых учебных предметах, представленная системой учебных задач, скоординированных для достижения целей экологического образования; 2) интегрированные учебные модули и предметы; 3) учебный предмет на завершающем этапе образования; 4) внеурочная работа, в т.ч. социальные экологические проекты; 5) экологическое просвещение родителей, 6) социальное партнерство школы и социума и т.д.
19 ОБЪЕКТ = СИСТЕМА экологические факторы экологические противоречия экологические проблемы экомониторинг прогноз и оценка экорисков самостоятельное проектирование экологически ориентированной проектной деятельности Познавательная модель 2. Модель созидательной деятельности выбор варианта действий
20 Экосистемная познавательная модель – вариант системного анализа, представляет модель изучения любых объектов (предметов, процессов, явлений, жизненных ситуаций), включающих природные системы разного уровня, с позиции их взаимодействия с экологическими факторами окружающей среды (природной, социальной, технической).
21 Цель ЭО в инвариантном компоненте – Формирование экосистемной познавательной модели и мотивации к практическим действиям на основе ценностей УР. Цель ЭО в вариативном компоненте – формирование опыта творческого применения экосистемной познавательной модели, ценностных ориентаций на УР для совместной и индивидуальной экологически ориентированной деятельности в образовательной среде школы и внеобразовательной среде местного социума.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.