Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmou92.chel-edu.ru
2 Повестка педсовета I. Объявление темы педсовета, постановка целей. II. Постановка проблемы. Выступление заместителя директора по УВР и участников творческих групп с анализом анкет. III. Теоретическая часть. Выступление заместителя директора по учебной работе по теме педагогического совета. IV. Отчет экспертной группы по анализу открытых уроков с использованием видеофрагментов уроков. V. Творческий отчет методического объединения учителей начальных классов по теме педсовета. VI. Творческий отчет методического объединения по предметам. Обсуждение и вручение памяток. VII. Разработка рекомендаций педсовета.
3 Хочешь разобраться в сути проблемы ищи первоисточник. А пока учи учебник. Но лучше хороший. Не нашел хороший ищи первоисточник.
4 Цели: 1. Выявить, насколько эффективно используются все компоненты учебника для формирования ЗУН учащихся; 2. Разработать меры повышения роли учебника на уроке в достижении уровня знаний, умений, навыков учащегося, соответствующего требованиям программы; 3. Познакомить учителей с технологией работы с учебником.
5 З а д а ч и: 1. Изучить практику постановки работы ученика с учебником на уроке с целью выявления: – недостатков и затруднений учителей; – недостатков и затруднений учащихся; – влияния развития навыков самостоятельной работы с учебником на ЗУН учащихся.
6 Анкета для учащихся 1. Любишь ли ты свой школьный учебник? (Да, нет, почему?) 2. Как правильно работать с учебником при подготовке домашнего задания? (Знаю; не знаю; знаю, но не выполняю.) 3. Любишь ли ты работать на уроке с учебником? (Да, нет, иногда.) 4. Много дополнительной литературы ты читаешь к уроку? (Да, нет, иногда.)
7 Анкета для учителя 1. Часто ли вы используете работу с учебником на уроке? (Да, нет, иногда.) 2. С желанием ли учащиеся включаются в данный вид деятельности? (Да, нет, иногда.) 3. На каком этапе вы чаще всего используете работу с учебником? 4. Какую роль в подготовке к урокам вы отводите школьному учебнику? 5. Обучаете ли вы учащихся правильным навыкам работы с учебником?
8 Выступление творческой группы Работа с учебником на уроке.
9 Результаты анкетирования учителей : Анкетирование показало, что все учителя используют работу с учебником на уроке; выражают мнение, что учащиеся с желанием включаются в данный вид деятельности; чаще всего учебник используется на этапах закрепления (53%) и объяснения нового материала (41%); отводят учебнику основную роль в подготовке к урокам; все обучают учеников навыкам работы с учебником.
10 Результаты анкетирования. Роль учебника в образовательном процессе и требования к нему: учебник служит усвоению программного материала, помогает закреплению знаний, полученных на уроке, 94%; учебник должен быть доступен для самостоятельного чтения и понимания содержания 81%; учебник должен содержать материал для самостоятельной работы в домашних условиях 42%; учебник должен содержать материал воспитательного характера 57%; учебник должен заинтересовывать ученика 45%; в учебнике должен быть выделен материал для обязательного заучивания и поясняющий материал 15%.
11 При подготовке учителя к уроку учебник занимает одно из первых мест, так как только с ним работают ученики. Поэтому необходимо формировать у них общеучебные умения и навыки работы с учебником. 1.Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.). 2.Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.) 3.Выполнение задания (сюда же входит проверка). 4.Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.). 5.Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения). 6.Работа со словарем. 7.Работа с дополнительной литературой 8. (для самостоятельного изучения).
12 Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения; аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.).
13 Основными признаками хорошего учебника являются: доступное научное изложение, формирующее у ученика логичность, доказательность мышления, познавательную активность и интересы; ведущая роль теоретических положений, определяющих систему и характер практических навыков и умений; удачный подбор фактов, пояснений, примеров, иллюстраций, позволяющих усвоить содержание научного материала; интересные упражнения, практические работы, задания на сообразительность, пытливость мысли; связь учебного материала с жизнью и бытом людей; хорошее оформление; соответствие учебника школьной программе.
14 Тезисы: Работа с учебником экономит силы и время учителя при плодотворной работе на уроке. Учебник помогает реализовывать заложенные в нем возможности дифференцированного обучения. Владение навыками работы с учебником повышает эффективность учебного процесса. Учебник – опора учителя в разработке урока и всех его звеньев.
15 Игровые формы работы с учебником 1.Вопрос-ответ. Быстро, внимательно прочитать текст. Iвариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у уч-ся к чтению текста параграфа. 2. Шпаргалка. Прочитать текст параграфа и составить краткий его конспект. Затем любой из учащихся получает тетрадь и должен по данной «шпаргалке» пересказать текст. 3. Дотошный ученик. Для усвоения материала нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл. 4.Части текста (по ролям). Познакомиться с текстом. Теперь разделимся на 4 группы (по ролям). Одна группа будет называться «введение» («учитель»), вторая - «основная мысль», третья - «заключение», четвертая - «дополнение». Играющие пересказывают текст по порядку, группа «дополнение» имеет право взять слово после любого выступления. 5.Коллективный рассказ. Познакомиться с текстом. Затем его надо пересказать (лучше по рядам) так, чтобы принимало большое число учащихся в рассказе, а также рассказ не прервался. Можно использовать дополнительную литературу. 6.Очевидное-невероятное. Прочитать текст, написать уточняющие или решающие вопросы по тексту. Затем учитель объясняет тему, а ученики задают вопросы.
16 Средства обучения это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно- практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.
17 Средства обучения: основныенеосновные 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари); 3) наглядные пособия различных типов. пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон, например, раздаточный материал, транспаранты, диапозитивы и т. д.
18 К средствам обучения примыкают: - различные виды учебной техники; - учебные принадлежности: классная доска, магнитофон, киноаппарат, тетради и т. д.
19 Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам, предназначенная для достижения учебных целей.
20 функции учебника: - информационная, - трансформационная, - систематизирующая, - воспитательная
21 В учебнике в отличие от программы дается трактовка явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются задания на закрепление знаний.
22 Формирование различных умений. Учебник определяет: - объем сведений об изучаемых понятиях; - способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности; - содержит описание понятий, фактов и явлений, - включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений и заданий, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.
23 Учебник включает следующие структурные компоненты: – теоретические сведения; – аппарат организации работы (вопросы, задания); – иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.).
24 Классификация текстов основныедополнительные описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т. п. даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т. п.
25 Аппарат организации работы включает те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков.
26 Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т. п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте.
27 Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п.
28 Учитель должен знать, как строится учебник, чтобы методически верно использовать весь материал, представленный в учебной книге, объяснить школьникам тем или иным способом на определенном этапе работы смысл и назначение всех ее компонентов
29 Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Ученик Учитель источник информации, справочное пособие, средство овладения умениями. источник методической системы, с помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.
30 Доля самостоятельности действий учащихся постепенно увеличивается
31 Перед учителем стоит задача – сделать работу по анализу материалов для наблюдений более разнообразной. Для этого необязательно ограничиваться теми вопросами и заданиями, которые есть в учебнике, – можно использовать новые с учетом развития познавательной активности учащихся.
32 Образцы таких заданий: 1. Самостоятельно разобраться в материале для наблюдений и привести свои примеры, аналогичные данным; 2. Разобраться в материале параграфа и дать дополнительные вопросы; найти то, о чем не говорили на прошлых уроках; отметить то новое, что узнали по сравнению с начальной школой; 3. Составить план ответа параграфа; 4. Сопоставить материалы двух параграфов и составить общий план их пересказа и т. п.
33 Развитие познавательной активности учащихся и формирование опыта творческой деятельности - использование упражнений продуктивного характера; - применение частично поисковых заданий; - самостоятельный анализ фактов, делать выводы и обобщения.
34 Индивидуализации и дифференциации обучения в учебниках при работе с теоретическими сведениями Сильные учащиесяСлабые учащиеся предлагаются вопросы и задания для самостоятельного наблюдения фактов и явлений языка. Этой группе школьников адресованы вопросы и задания повышенной трудности, помеченные специальным значком (в списке условных обозначений в учебниках для каждого класса ). Предлагаются теоретические сведения, которые необходимо только осознать без обязательного запоминания
35 Задания, направленные на формирование умений и навыков. Сильные учащиеся Средние учащиеся Слабые учащиеся могут выполнять не все задания, а только те из них, которые представляют известную трудность. предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разбора (они помечены специальными значками). предлагается работа, требующая активизации мышления и памяти по отношению только к одной группе фактов.
36 Таким образом, и теоретические, и практические материалы учебников дают возможность дифференцировать их по степени важности, сложности, практической значимости, учитывать индивидуальные особенности школьников при изучении определений и правил, в процессе формирования умений и навыков.
37 Система повторения пройденного в учебниках. Регулярность повторения – необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения, изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы (или раздела), в конце учебного года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы (попутное повторение), а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного.
38 Справочные материалы учебников. В действующих учебниках решается еще одна важная методическая задача – обучение школьника умению самостоятельно пополнять и уточнять свои знания по предметам.
39 Методический аппарат учебников. В действующих учебниках заложена определенная методическая система, понимание которой дает учителю возможность оптимально и эффективно решать стоящие перед ним учебные задачи.
40 Основными компонентами этой системы являются следующие: 1. Использование разнообразных способов и форм предъявления информации, подачи нового материала. 2. Разграничение материала по степени его важности для овладения изучаемой темой в целом. 3. Наличие материалов, с помощью которых школьники обучаются способам деятельности (образцы рассуждений, способы применения правил, образцы разбора и т. п.). 4. Наличие в учебниках упражнений, направленных на формирование и совершенствование всех предусмотренных программой специальных умений и навыков. 5. Обеспечение регулярного повторения и систематизации пройденного материала. 6. Наличие в учебниках разнообразного наглядного материала. 7. Наличие материалов, с помощью которых у школьников формируются общепредметные умения.
41 Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой.
42 Решение Педсовета: 1. Активизировать работу с учебником на различных этапах урока; 2. Активнее использовать возможности учебника для развития познавательной активности учащихся. С этой целью больше использовать упражнения продуктивного характера, поисковые задания. 3. Активнее использовать возможности учебника для индивидуального обучения, интенсификации учебного процесса и формирования общепредметных умений. 4. Заместителям директора по УВР продумать систему распространения педагогического опыта учителей по данному вопросу. 5. На школьном сайте разместить материалы подготовленные для педсовета. Ответственная Н.В. Сердова.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.