Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.old.nisse.ru
1 Предпринимательский потенциал российского общества: GEM Russia Промежуточные результаты июль 2007 г.
2 Цель проекта Изучение влияния условий предпринимательской деятельности на объём и структуру предпринимательского потенциала населения как фактора экономического роста
3 Задачи проекта получить информацию о среднесрочном потенциале развития предпринимательства в России выявить точки институциональных и инфраструктурных провалов системы поддержки предпринимательства, сдерживающих масштабы предпринимательской активности населения; выявить позитивные и негативные факторы развития инновационного предпринимательства; провести сравнительный анализ региональных характеристик распределения предпринимательской активности населения в РФ;
4 Задачи проекта создать научно-аналитические предпосылки для получения данных, позволяющих оценить тесноту и форму статистической связи между динамикой частно-предпринимательской активности и динамикой ВВП; выделить протопредпринимательское ядро населения и сформулировать гипотезы относительно факторов, способствующих его активизации; произвести расчет по методике GEM нескольких специальных индексов – в частности, индекса ранней предпринимательской активности (TEA- index), что позволит определить место России в мировом рейтинге стран по уровню предпринимательской активности населения.
5 Что такое предпринимательский потенциал? Совокупность представителей взрослого трудоспособного населения, рассматривающих возможность открытия собственного дела или находящихся на различных стадиях его создания
6 GEM : Global Entrepreneurship Monitor (GEM) – международный лонгитюдный исследовательский проект для изучения уровня предпринимательской активности населения начат в 1999 г. в 10 странах, в 2007 г. будет реализован уже в 50 странах. От России с 2006 г. участвует смешанная национальная команда в составе: ф-т менеджмента Санкт-Петербургского ун-та и Лаборатория социологических исследований ВШЭ. Ежегодно публикуются сводный отчет, национальные отчеты, специальные тематические отчеты (напр., «Женское предпринимательство в мире» и т.д.) свыше 200 исследователей активно участвуют в проекте GEM Университеты, участвующие в проекте, имеют возможность использовать всю базу данных для целей обучения и научных исследований.
8 Важнейшие инструменты GEM Стандартизованный национальный опрос взрослого трудоспособного населения, позволяет рассчитать Total Entrepreneurial Activity index – процент взрослого трудоспособного населения (от 18 до 64 лет), либо активно участвующих в создании нового дела, либо являющихся собственниками/менеджерами фирм моложе 42 мес. Интервью лицом к лицу с местными экспертами – сбор мнений венчурных капиталистов, банкиров, правительственных чиновников, известных предпринимателей и т. д., Стандартизованные экспертные 7-страничные анкеты, задача которых - выяснить мнения об условиях развития предпринимательства в соответствующих странах
9 Характер выполненных работ в 2007 г. Проведение опроса взрослого трудоспособного населения (Левада-центр, май 2007 г., N = 1939 чел.) Выборка репрезентативна относительно всего взрослого населения России в возрасте от 16 лет и старше Анализ базы данных опроса 2006 г. (N = 1894 чел.), формулирование предварительных гипотез и выводов Экспертное анкетирование (36 респондентов, июнь-июль 2007 г.) Написание промежуточного отчета
10 Что предстоит в 2007 г. Анализ данных 2-й волны опроса (июль – сентябрь 2007 г.) Подготовка научно-практического отчета для МЭРТ (октябрь 2007 г.) Написание итогового научного отчета и выпуск монографии (конец 2007 г.) и ряда научных статей Поиски спонсора или заказчика, который обеспечит продолжение финансирования проекта в 2008 г.
11 Некоторые данные за 2006 г.
12 Распределение ранних предпринимателей по возрасту и мотивации предпринимательской деятельности, 2006 г. Возраст Мотивация Всего «добровольные предприниматели» (opportunity based Eship) «вынужденные предпринимате ли» (necessity based Eship)Смешанная ,8%12,5%18,8%100,0% ,7%26,7%16,7%100,0% ,4%40,9%22,7%100,0% 45 и больше 16,7%66,7%16,7%100,0% Всего 47,5%33,8%18,8%100,0%
13 Индекс предпринимательской активности по стадиям предпринимательства и полу (в % от численности экономически активного населения) Индекс предприни мательской активности Потенциал ьные предприни матели Нарождаю щиеся предприни матели Владельц ы нового бизнеса Владельц ы устоявшег ося бизнеса Мужчины24,663,583,031,93 Женщины12,761,630,680,77 Всего17,322,381,581,21
14 Россия в сравнении с др. странами- участницами GEM
15 Уровень ранней предпринимательской активности и ВВП на душу населения
16 Новизна результатов впервые получены репрезентативные данные для оценки ранней предпринимательской активности в России – 5 %; полученный результат выводит Россию в число стран со средним уровнем предпринимательской активности;
17 Новизна результатов свыше 3 % населения выступает в роли неформальных инвесторов (инвестирует собственные средства в стартовое предпринимательство третьих лиц). Преобладают среди них лица, основным доходом имеющие заработную плату и социальные трансферты! Оценочно объем финансирования ранней предпринимательской активности со стороны неформальных инвесторов превышает объем средств в рамках МЭРТовской программы поддержки МСП
18 Новизна результатов гендерная структура ранней предпринимательской активности в России практически не отличается от соответствующей структуры в странах ЕС (правда, за счет более высокой доли вынужденного предпринимательства), тогда как до сих пор было принято считать, что в России доля женского предпринимательства существенно ниже, чем в развитых странах Европы.
19 Основные выводы по итогам опроса 2006 г. 1. Социально-психологический климат в обществе благоприятен для развития предпринимательства «снизу». 2. Вхождение в предпринимательские сети является главным и необходимым условием как для принятия решения, так и для успеха первых шагов в области бизнеса. Предпринимательское сообщество в значительной мере берет на себя выполнение основных функций институциональной и инфраструктурной поддержки своих членов. Это свидетельствует о необходимости более внимательного анализа опыта поддержки раннего предпринимательства в странах, ориентирующихся на широкое использование сложившихся неформальных, в том числе внутрисемейных сетей (Юго-Восточная Азия) для поддержки ростков нового бизнеса. В развитии институтов и инфраструктуры поддержки предпринимательства необходимо отказаться от слепого копирования западных моделей поддержки малого предпринимательства, делающих ставку на силу формальных институтов и «рациональность» поведения экономических агентов.
20 Основные выводы по итогам опроса 2006 г. 3. Наличие различных – по возрасту, образованию, мотивации – групп потенциальных и начинающих предпринимателей следует учитывать при проведении политики поддержки стартового предпринимательства, больше внимания уделяя селективным мерам, направленным на содействие стартовой активности «высоких профессионалов» - создание центров трансфера технологий, промышленной субконтрактации, стимулирование участия обладающих потенциалом нововведений предпринимателей в выставочно-презентационной деятельности, расширение информационных ресурсов и переговорных площадок типа ММЦ. 4. Доля вынужденных предпринимателей остается достаточно высокой. Содействие данным категориям – предмет политики на рынке труда: следует вернуться к активной политике содействия занятости (повышение квалификации и переквалификация, обучающие курсы по основам финансов и маркетинга, капитализация пособий по безработице в качестве стартового гранта на создание собственного дела и т.д.)
21 Основные выводы по итогам опроса 2006 г. 5. Макроэкономические условия для предпринимательского старта, видимо, улучшаются. Об этом свидетельствуют: высокая доля лиц, планирующих привлечь для формирования стартового капитала средства банков и других финансовых организаций; сокращение доли вынужденных предпринимателей среди потенциальных и нарождающихся предпринимателей по сравнению с владельцами нового бизнеса.
22 Основные выводы по итогам опроса 2006 г. 6. По-прежнему для подавляющего большинства женщин в России создание собственного дела – либо слишком рискованно, либо недостижимо. Поддержка женского стартового предпринимательства – важное условие обеспечения реального социально-экономического гендерного равенства в стране. Эти задачи могли бы отчасти решить микрофинансовые организации, действующие на основе принципа солидарности и коллективной ответственности.
23 Основные выводы по итогам опроса 2006 г. 7. Сохраняется высокая неравномерность размещения потенциального и раннего предпринимательства в России – как в территориальном аспекте (лучше всего обстоит дело в Центральном регионе, хуже всего – на Урале и в Зап. Сибири), так и в поселенческом (более устойчивым и успешным раннее предпринимательство является в средних и крупных городах, заметно слабее – в малых городах и сельской местности). Насущно необходимы меры на общефедеральном уровне для «территориального выравнивания» (на началах софинансирования с региональными властями) и обеспечения большего равенства шансов для всех, кто готов и хотел бы попробовать свои силы в качестве предпринимателя – включая тиражирование лучшего опыта в рамках макрорегионов и т.д.
24 Основные выводы по итогам опроса 2006 г. 8. Аналитические возможности официальной статистики в сфере обследований малого предпринимательства и его потенциальных возможностей весьма ограничены. Для получения более полной картины развития предпринимательства представляется необходимым проведение регулярных обследований предпринимательской активности населения на базе анкеты и методологии Консорциума GEM. В частности, использование таких индексов, как: индекс ранней предпринимательской активности (доля лиц, создавших новый бизнес на последние 42 мес., в составе взрослого трудоспособного населения) индекс оборота предпринимательского потенциала (соотношение вновь созданных и закрытых/приостановленных/ликвидированных бизнесов за последние 12 мес.) позволит дополнить картину развития сектора малого предпринимательства важными интегральными показателями, характеризующими интенсивность его развития и качество предпринимательской среды.
25 Постановка новых вопросов: Параллельное предпринимательство: как его учитывать при анализе предпринимательского потенциала? Предлагается новый индекс «оборот предпринимательского потенциала»: отношение нарождающихся предпринимателей к покинувшим бизнес за тот же период времени – как еще один интегральный показатель «рамочных условий предпринимательской деятельности»
26 Некоторые практические вопросы по участию в проекте GEM Участие России в проекте обеспечивает возможности для аналитических сопоставлений, а также – для ликвидации лакун официальной статистики в части оценки предпринимательского потенциала общества и раннего предпринимательства в стране и отдельных регионах Ряд предлагаемых индексов могут быть использованы для оценивания программ и политик в области содействия малому предпринимательству – как индикаторы ожидаемой, текущей и итоговой эффективности Предлагаемый GEM инструментарий достаточно прост, относительно дешев, его преимущества могут быть полностью раскрыты при регулярном участии России в проекте.
27 Спасибо за внимание! Подробнее о проекте GEM:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.