Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschool314.spb.ru
1 Создание условий для сохранения психологического здоровья детей и школьников. Консультация для родителей Панова Н.В., доцент, психолог высшей категории
3 Единственная красота, которую я знаю - это здоровье. (Генрих Гейне) Для детей и подростков тема о здоровье должна быть привлекательной и актуальной. Поэтому специалистам необходимо владеть методическими приемами позволяющими заинтересовать детей проблемой сохранения здоровья.
4 В настоящем УХУДШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО, ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ В настоящем УХУДШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО, ФИЗИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ Рост заболеваемости Рост смертности Снижение рождаемости
5 УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – 50-55% ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – 50-55% ЭКОЛОГИЯ – 25% ЭКОЛОГИЯ – 25% НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – 15-20% НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – 15-20% УСПЕХИ МЕДИЦИНЫ – 10-15% УСПЕХИ МЕДИЦИНЫ – 10-15%
6 Патогенетическая цепочка Психологическая нагрузка Иммунодепрессия Сбой эндокринной регуляции Нарушения центральной регуляции функции органов и систем Расстройства в работе органов-мишеней Расстройства метаболического обмена
7 В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней. Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач. Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь. Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.
8 Здоровье – это… Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья
9 Физическое здоровье Здоровое питание Экология Спорт
10 Социальное здоровье Способность общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни.
11 Отношение к ситуации Ситуация Человек
12 ! Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье - состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида. состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта; адекватное социальное поведение; умение понимать себя и других; более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности; умение делать выбор и нести за него ответственность Психологическое здоровье "Психологическое здоровье" характеризует личность в целом (в отличие от "психического здоровья", которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека
13 Наше здоровье зависит от нашей жизненной философии
14 Принципы социально – педагогической коррекции здоровья Семья - система, в которой значима взаимосвязь членов семьи, их влияние друг на друга Семья - система, в которой значима взаимосвязь членов семьи, их влияние друг на друга Доверительная связь социального работника (педагога) с семьей Доверительная связь социального работника (педагога) с семьей Вера в успешное решение проблемы семьи Вера в успешное решение проблемы семьи
15 Методы социально – педагогической коррекции Наблюдение Наблюдение Внушение Внушение Убеждение Убеждение Педагогическое информирование Педагогическое информирование Аналогия Аналогия Ролевые игры Ролевые игры Беседа Беседа
16 Условия эффективностивзаимодействия родителей и детей необвинительный подход необвинительный подход доверительный контакт с ребенком доверительный контакт с ребенком сбор и анализ точной и полной объективной информации о проблемах ребенка; сбор и анализ точной и полной объективной информации о проблемах ребенка; опора на позитивный потенциал, самоактуализацию внутренних ресурсов ребенка; опора на позитивный потенциал, самоактуализацию внутренних ресурсов ребенка; рост жизнеспособности и развитие его социальной компетентности; рост жизнеспособности и развитие его социальной компетентности; сохранение системного подхода в работе с рнебенком сохранение системного подхода в работе с рнебенком
17 Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье: 1.Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как: Полное спокойствие Уверенность в своих силах Вдохновение 2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха. Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства) умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия.
18 Выделяется 2 аспекта рассматривающих психологическое здоровье: 1.Теоретический аспект. 2. Практический аспект.
19 1. Теоретический аспект Основу психологического здоровья определяет детско-взрослая общность. Она может быть: Нормальной – создание соответствующих условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте. Нормальной – создание соответствующих условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте. Аномальной – дисфункциональной. Именно дисфункциональное составление совместной общности ребенка и значимого взрослого приводит к нарушениям психологического здоровья ребенка к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения. Аномальной – дисфункциональной. Именно дисфункциональное составление совместной общности ребенка и значимого взрослого приводит к нарушениям психологического здоровья ребенка к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения. Таким образом, способ предупреждения и преодоления нарушений психологического здоровья детей является реабилитация детско- взрослой общности.
20 2. Прикладной аспект Исследование психологической реальности в интересах педагогической деятельности. Данная позиция основана на взаимодействии, совместной деятельности родителя и ребенка. Практическая помощь родителей состоит в переживании и организации решения проблемных ситуаций несущих угрозу психологическому здоровью ребенка. Практическая помощь родителей состоит в переживании и организации решения проблемных ситуаций несущих угрозу психологическому здоровью ребенка.
21 Забота о здоровье детей предполагает создание единой системы развивающей среды Развивающая средаРеабилитирующая среда Создание условий нормального развития. Восстановление параметров нормального детства. Обеспечение комплекса базовых способностей растущей личности Реализация возрастно-нормативных моделей развития. Ориентация на индивидуально- личностные нормы. Ориентация на социокультурные нормы. Учет индивидуально-личностных особенностей ребенка (одаренность, способности, увлечения, достоинство). Создание человеческих условий культурно-образовательной среды (режим, нагрузки, психологический климат). Педагогика и психология развития.Реабилитационная и коррекционная педагогика. Здравостроительство.Здравоохранение и здравосохранение
22 Причины нарушения психического здоровья К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью 1.Соматическое заболевания (дефекты психического развития). 2. Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику.
23 Признаками неврастении являются: Повышенная раздражительность Быстрая утомляемость Расстройство сна Сонливость Неустойчивое настроение Ухудшение аппетита Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ психосаморегуляции. Каждый человек испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроза). Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
24 При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению. Переутомление проявляется в головных болях, головных болях, слабости, слабости, снижении аппетита, снижении аппетита, нарушении сна, нарушении сна, ухудшении памяти, ухудшении памяти, Рассеянности Рассеянности Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям Умственная и физическая нагрузка отдых утомление Переутомление Нервно-психические заболевания ! Поэтому следует следить за умственной и физической нагрузкой школьников
25 Расстройства настроения [аффективные расстройства] Общие характеристики Общие характеристики Основной симптом в данном случае это расстройство настроения. Другими словами несоответствующий, экстремально широкий или ограниченный репертуар проявления чувств. Например, чрезмерная плаксивость в течении длительного времени или резкий прилив энергии когда время спать рассматривается как расстройство настроения. Сюда относятся: Основной симптом в данном случае это расстройство настроения. Другими словами несоответствующий, экстремально широкий или ограниченный репертуар проявления чувств. Например, чрезмерная плаксивость в течении длительного времени или резкий прилив энергии когда время спать рассматривается как расстройство настроения. Сюда относятся: Депрессия Депрессия Биполярное расстройство Биполярное расстройство
26 Депрессия Исследования показывают, что депрессия вызвана как биологическими, так и социальными факторами. Родственники людей с депрессивным заболеванием наиболее вероятно переживают депрессию. С другой стороны такие факторы как болезнь, стресс, проблемы на работе, и т.д. могут также вызвать депрессию. Исследования показывают, что депрессия вызвана как биологическими, так и социальными факторами. Родственники людей с депрессивным заболеванием наиболее вероятно переживают депрессию. С другой стороны такие факторы как болезнь, стресс, проблемы на работе, и т.д. могут также вызвать депрессию. Симптомы: Симптомы: Депрессивное настроение Депрессивное настроение Пониженный интерес ко всему Пониженный интерес ко всему Нарушение во сне Нарушение во сне Потеря энергии Потеря энергии Проблемы с концентрацией внимания Проблемы с концентрацией внимания Мысли о суициде Мысли о суициде
27 Депрессивные симптомы Депрессивные симптомы изменения в аппетите и сне изменения в аппетите и сне плаксивость плаксивость плохая концентрация плохая концентрация уход из дома, от семьи и друзей уход из дома, от семьи и друзей ничего не доставляет удовольствия ничего не доставляет удовольствия алкоголизм/наркомания- злоупотребление алкоголизм/наркомания- злоупотребление плохой уход за гигиеной плохой уход за гигиеной ощущение ненужности, беспомощности и безнадежности ощущение ненужности, беспомощности и безнадежности Рискованное поведение или резкое изменение в поведении Рискованное поведение или резкое изменение в поведении алкоголь или рискованное вождение машины алкоголь или рискованное вождение машины Организованный план совершения суицида Организованный план совершения суицида Предыдущие попытки совершения суицида Предыдущие попытки совершения суицида Повышенная тревожность например совершение чего то нежелательного Повышенная тревожность например совершение чего то нежелательного страх попасть в тюрьму, потери работы, наказания со стороны родителей или учителей страх попасть в тюрьму, потери работы, наказания со стороны родителей или учителей
28 Импульсивные расстройства (проблема контроля) Общие характеристики Общие характеристики Заболевания этой группы характеризуются проблемой контроля импульсов, несмотря на негативные последствия. Например, некоторые люди не могут остановится когда играют в азартные игры (gambling), некоторые воруют или агрессивно ведут себя по отношению к другим и себе. Пример – Клептомания, gambling Заболевания этой группы характеризуются проблемой контроля импульсов, несмотря на негативные последствия. Например, некоторые люди не могут остановится когда играют в азартные игры (gambling), некоторые воруют или агрессивно ведут себя по отношению к другим и себе. Пример – Клептомания, gambling
29 Расстройства Сна Расстройства Сна (расстройства связанные с количеством и качеством сна, и ненормальным поведенческими и физиологическими процессами во время сна – диссомния, гиперсомния) (расстройства связанные с количеством и качеством сна, и ненормальным поведенческими и физиологическими процессами во время сна – диссомния, гиперсомния) Психопатические состояния (включая шизофрению) Психопатические состояния (включая шизофрению) (психозы, иллюзии и галлюцинации) (психозы, иллюзии и галлюцинации) Сексуальный заболевания и дисфункции Сексуальный заболевания и дисфункции (ненормальное сексуальное функционирование, болезненные ощущение) (ненормальное сексуальное функционирование, болезненные ощущение) Соматоформические заболевания Соматоформические заболевания (симптомы связанные с неподтвержденным медицинским состоянием) (симптомы связанные с неподтвержденным медицинским состоянием) Злоупотребление алкоголем/наркотиками Злоупотребление алкоголем/наркотиками (злоупотребление и зависимость) (злоупотребление и зависимость)
30 Заболевания личности Общие характеристики Общие характеристики Это психические заболевания симптомы которых наблюдаются в следующих сферах: Это психические заболевания симптомы которых наблюдаются в следующих сферах: Мысли (восприятие мира, себя и окружающих) Мысли (восприятие мира, себя и окружающих) Эмоции (соответствие, интенсивность и эмоциональное функционирование) Эмоции (соответствие, интенсивность и эмоциональное функционирование) Общение (отношения с окружающими) Общение (отношения с окружающими) Контроль импульсивного поведения Контроль импульсивного поведения Пример: Пример: Антисоциальное заболевание личности Антисоциальное заболевание личности Нарцистическое заболевание личности Нарцистическое заболевание личности Симптомы: Неадекватное восприятие себя Симптомы: Неадекватное восприятие себя Ощущение собственного превосходства над другими Ощущение собственного превосходства над другими Требование приятия и любви от других в экстремальной форме Требование приятия и любви от других в экстремальной форме
31 Поддержка и укрепление психологического здоровья учащихся. Благоприятный психологический климат, нравственная атмосфера, сознательное, ответственное и конструктивное родительское поведение есть важнейшие факторы сохранения здоровья детей. Актуальные задачи образования:. - Содействие в сохранении всех трех составляющих здоровья, посредством различных образовательных программ, воспитание потребности в заботе о своем здоровье и здоровье близких. - Установление взаимодействия с семьей Основа психического здоровья – полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Образование является наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.
32 Высокий уровень патологии школьников указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе: создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности); учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.); допуск вариации уроков по видам деятельности: чередование игр и наблюдений, решение практических задач, психоэмоциональные паузы, свободный творческий труд; рациональное использование педагогом слов, наглядности и действий на уроке ;
33 поддержка взаимосвязи между учебными предметами. Подход к обучению должен быть учебно-игровой, трудовой. ! Обучение в начальной школе - это проведение интересных и развивающих занятий, ! в среднем звене - усиление практической деятельности и самостоятельности на уроках, с обязательным включением подростков в дополнительное образование, ! в старшем звене - организация профильного обучения. Между этими ступенями обучения должен быть постепенный переход от одной ступени к другой; воспитание иммунитета к асоциальному поведению, рациональное использование поощрений и наказаний; оптимальный двигательный режим, правильное и витаминизированное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, формирование здорового образа жизни. Все эти необходимые условия только способствуют развитию детей, удовлетворяют их эмоциональное благополучие, а, следовательно, удовлетворяют их уровень здоровья (укрепляют физическое и психическое здоровье, формируют желание учиться, развивают ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой).
34 Формы психологической работы Лекции, консультации (психологическое просвещение) Лекции, консультации (психологическое просвещение) Своевременная диагностика Своевременная диагностика Коррекционно-развивающие занятия Коррекционно-развивающие занятия Тренинги Тренинги Психопрофилактика Психопрофилактика Сотрудничество со специалистами позволяет разрешить серьезные проблемы, в том числе и нарушения психологического здоровья детей.
35 Родителям советы психолога Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям: доверие к ребенку; доверие к ребенку; уважительное отношение; уважительное отношение; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться; в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться; родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей; родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей; детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши; детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши; меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка; меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка; чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.); чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.); похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия; похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия; помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит. помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит. !
36 Ожидаемый результат Овладение школьниками приемами психологической регуляции. Овладение школьниками приемами психологической регуляции. Гармоничное развитие учащихся и максимальная эффективность обучения Гармоничное развитие учащихся и максимальная эффективность обучения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.