Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmyclass.nethouse.ru
1 учёный-энциклопедист, основатель Московского университета
2 Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 в деревне Мишанинской Архангельской области - выдающийся русский ученый; поэт, создатель господствующей поныне формы поэзии на русском языке; первый русский профессор. Появился на свет в семье черносошных крестьян- поморов;
3 Детство и юность Михаил с детства на протяжении 10 лет помогал отцу в морском промысле. Обладая пытливым умом, мальчик к 14 годам хорошо овладел грамотой и пристрастился к чтению. Местный дьяк поведал Ломоносову, что "для обретения большого знания требуется знать язык латинский, а этому можно обучиться только в Москве и Петербурге". Страсть к знаниям заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться учиться. Получив паспорт 18 декабря 1730 года, молодой помор в начале января 1731 прибыл в Москву.
4 Обучение Ломоносов скрыл свое крестьянское происхождение и поступил в "Спасские школы" - так называлась в то время Славяно-греко-латинская академия. Благодаря природному уму, таланту и трудолюбию, Ломоносов смог за время пребывания в академии овладеть точными и гуманитарными науками. В ноябре 1735 среди лучших учеников он отправился в Петербургскую Академию наук, а в 1736 году в Марбургский университет для дальнейшего обучения. В это же время не оставлял и своих литературных занятий.
5 В 1739 для продолжения обучения горным наукам Ломоносов прибыл во Фрайбург. Здесь же, узнав о победе русских войск над Турцией, написал большое литературное произведение - "Оду на победу над турками и на взятие Хотина 1739 года" которая, по словам Белинского, положила начало русской литературы. Мелочная опека и слежка за перепиской со стороны Генкеля привели Ломоносова к решению вернуться на родину. В июне 1741 Ломоносов прибыл в Петербургскую академию наук.
6 Первоначально ученого назначили в помощь профессору ботаники и истории И.Амману. В 1742 Ломоносов получил место адъюнкта Физического класса, что открыло ему путь к самостоятельному творчеству. Ломоносов избрал главным своим занятием химию. В результате интриг он был арестован и отправлен под 8-месячный арест, где серьезно заболел. Однако ученый продолжил свои научные занятия и подготовил несколько работ, в которых развивал свои естественнонаучные и философские взгляды.
7 Педагогическая и общественная деятельность Ломоносов уже в стал выступать с публичными лекциями. В 1754, опираясь на поддержку фаворита императрицы, Ломоносов выступил инициатором создания русского университета. 5 мая 1755 был открыт Московский университет. Заветным желанием Ломоносова было создание независимого Петербургского университета. Только в 1819 состоялось открытие университета в Санкт-Петербурге.
8 Последние годы жизни В 1758 Ломоносову было поручено заведование Географическим департаментом, Историческим собранием, Университетом и Академической гимназией. В 1760 Ломоносов был единогласно избран почетным членом Шведской академии наук. В июле 1762 года Ломоносов подал прошение об отставке. Отставку приняли, но тут же отменили, и до конца жизни, ученый сохранял за собой руководство Географическим департаментом.
9 Огромная научная и организационная деятельность, постоянная борьба и тяжелая болезнь истощили силы ученого и 15 апреля1765, в 5 часов вечера, простившись с женой и дочерьми, Ломоносов скончался на 54-м году жизни.
10 Вклад Ломоносова в развитии русского языка и литературы Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при "Отчетах" в академию наук: французский перевод в стихах "Оды Фенелона" и оригинальная "Ода на взятие Хотина". В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием.
11 Славу поэта Ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границ. Поэзия Ломоносова стояла всецело на почве пресловутого псевдоклассицизма. С последним Ломоносов познакомился в Германии как с теорией, господствовавшей тогда всюду в Европе. Эту теорию Ломоносов ввел и в нарождавшуюся русскую литературу, где она потом и господствовала во всё продолжение восемнадцатого века.
12 Ломоносов выступил как реформатор русского литературного языка. Ему принадлежит теория «трех штилей». Сначала Ломоносов определил три группы слов и отношение между ними: ГруппаХарактеристикаПример 1Слова, употребляемые и в старославянском, и в русском языке. бог, слава, рука, ныне, почитаю 2Архаические старославянские слова, но еще понятные и доступные. отверзаю, зеницы, взываю, господень 3Слова, используемые только в разговорном языке. который, говорю, ручей, пока, лишь
13 Различные сочетания слов из этих трех групп образуют речевые «штили»: высокий, средний, низкий: СтильГруппа словХарактеристикаПроизведения ВысокийПервая + втораяСтиль следует использовать в произведениях, посвященных значительным, торжественным событиям. Оды, трагедии, героические поэмы. СреднийПервая + третьяСредний стиль уместен там, где нет необходимости в подчеркнуто приподнятой речи. Стихотворные послания друзьям, элегии, сатиры и проза. НизкийТретьяНизкий стиль применялся в песнях, в веселых эпиграммах, комедиях, в письмах, но не к официальным лицам, а к друзьям, где можно не соблюдать особых норм этикета.
14 Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года Ода старинный лирический жанр, известный еще со времен античности. В европейской поэзии одой называли стихотворное произведение, восхваляющее отечество, героев или героические дела. Содержание оды вызывает у ее автора состояние восторга, воодушевления, возвышенного настроения, что находит прямое отражение в высоком стиле повествования.
15 Главное содержание литературного творчества Ломоносова прославление родины. Ломоносов был горячим приверженцем петровских преобразований. Во всех одах Ломоносова звучит тема Петра I, «просвещенного монарха», «отца отечества». Одно из лучших произведений Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
16 Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль вытекает из предыдущей. Например, призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами. Такую страну, по убеждению поэта, нельзя оставить во тьме невежества.
17 Заключение По словам А.С.Пушкина, Ломоносов, "соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".
18 Презентацию подготовила ученица 9а класса МБОУ «Лицей 2» Сясина Елена Учитель: Халевина Марина Викторовна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.