Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемccfl.kpi.kharkov.ua
1 Проф. Горошко Е. И., доц. Ларченко В. В. (НТУ ХПИ, Харьков, Украина), проф. П. Землянский (Университет Центральной Флориды, США) Описание мастер-класса «Университет 2.0: перспективы, возможности, проблемы и трудности»
2 Так же как мир изменился для динозавров, он изменится и для многих традиционных институтов, составляющих хребет современного общества. Одним из важнейших позвонков этого хребта является система высшего образования и ее базовые центры университеты. Смогут ли они быстро и адекватно измениться, правильно угадав направление изменений, чтобы не только выжить самим, но и обучать все остальное общество жить в изменившемся, а правильнее сказать, в меняющемся мире? Какими они должны стать? Какими должны быть руководители этих университетов? Это огромная проблема для всего мира, сильно усугубившаяся в нашей стране из-за двадцатилетнего недофинансирования, вымывания лучших людей и обветшания материальной базы. Динозавры исчезнут и на их место придут структуры нового поколения, Университеты 2.0, которым будут соответствовать новые родовые признаки. Если традиционный университет это место, куда приезжают жить и учиться, то университет 2.0 сам придет к вам в удобное для вас время и в любое место. Вы сможете учиться внутри вашей обычной заполненной жизни. Эпиграф
3 Мир изменяется. Ошеломляющий темп изменений застает врасплох людей и целые страны. Даже в традиционно консервативных областях, таких как образование, в последние годы наметились фундаментальные сдвиги. Сдвиги, которые прямо сейчас изменяют к неузнаваемости ту систему образования, к которой мы привыкли. Данный мастер-класс посвящен обзору и анализу основных тенденций технологического прогресса в системе высшего образования - тех изменений, которые, по моему глубокому убеждению, позволяют говорить о начале настоящей революции в образовании и формировании принципиально новой модели высшего учебного заведения, - «Университета 2.0». Описание мастер-класса
4 Тема 1. Методические основы содержания обучения в университете с применением информационно- коммуникационных технологий. Тема 2. Разработка динамических учебных программ курса или дисциплины. Тема 3. Веб-проекты: их виды, значение, принципы построения (украинско-американский опыт). Тема 4. Коммуникационные службы и сервисы Интернета, их использование в преподавании (украинско-американский). Тема 5. Технологические характеристики и дидактические возможности Веб 2.0, способы их интеграции в учебный процесс вуза (американо- украинские параллели). Программа мастер-класса
5 Тема 6. Традиционное обучение vs ИКТ-обучение. –Мотивация студентов в ВУЗе: точка зрения студента –Мотивация студентов в ВУЗе: точка зрения преподавателя –Мотивация студентов в ВУЗе: точка зрения государства –Мотивация студентов в ВУЗе: точка зрения создателей ИКТ Тема 7. i-brains, или кому выгоден проект социального веба в социуме и ВУЗе. Тема 8. Университет 2.0: case studies кафедры межкультурной коммуникации и иностранного языка НТУ «ХПИ» –лекционные/практические занятия –олимпиада по английскому языку –конференция по межкультурной коммуникации. Программа мастер-класса
6 Размах и масштаб дистанционного образования в США ив частности в Университете Центральной Флориды –Дисциплины –Размер групп –Количество студентов и т.п. Основные теории дистанционного обучения –"social presence" –Interactivity –Collaboration Программа скайп-класса проф. П. Землянского (Университет Центральной Флориды, США)
7 Синхронные и асинхронные методы преподавания Применяемые технологии –LMS (Blackboard, Canvas, Sakai, etc.) –Телеконференции (Скайп, Adobe Connect) Проблемы и нерешенные вопросы
8 14.30 – – Презентация Е. И. Горошко; – – Презентация В. Н. Щербины; – – Презентация П. Землянского; – – Перерыв; – – Презентация В. В. Ларченко. Мастер-класс проходит 31 января с – (Вечерний корпус мультимедийный класс ЦНИТ)
9 rasprostranenie-onlajn-obucheniya-uskorit- revolyuciyu-v-obrazovanii-uchastniki-kruglogo- stola-po-voproshttp://korrespondent.net/tech/science/ rasprostranenie-onlajn-obucheniya-uskorit- revolyuciyu-v-obrazovanii-uchastniki-kruglogo- stola-po-vopros competence.htmlhttp://titova.ffl.msu.ru/for-teachers/test-your-ict- competence.html Начнем с рефлексии «Как мы представляем сегодня современного студента, каковы его базовые ценности и потребности?»
10 10 Определение «веб 2.0» Данный термин принадлежит Тиму ОРейли, который привязал появление большого числа сайтов, объединённых некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0., в противовес «старому» Веб 1.0.Данный термин принадлежит Тиму ОРейли Несмотря на то, что значение этого термина до сих пор является предметом многочисленных споров, те исследователи, которые признают существование Веб 2.0, выделяют несколько основных аспектов этого явления (системообразующие характеристики, а именно: принципы синдикации, социализации, сотрудничества, интерактивности и открытости).
11 Пол Андерсон выделяет такие отличительные особенности веб 2.0: Индивидуальное производство и создаваемый пользователями контент; Использование силы толпы; Грандиозные объемы информации; Архитектура соучастия; Сетевые эффекты; Открытость. А также веб 2.0 знаменует собой смещение трех границ: пользователь – автор, местный – удаленный, частное-публичное.
12 Отличие веб 1.0 от веб 2.0 Таким образом, если в первом вебе пользователь мог только потреблять информацию, выставленную автором на сайт, то благодаря технологиям второго веба, пользователь может стать соавтором, а, следовательно, может вносить изменения, исправления (Википедия), давать оценку коммерческим продуктам (например, комментарии к книгам на сайте Амазона), задавать вопросы и получать ответы от профессионалов. Тем самым получается, что этот создаваемый пользователями контент, становится важным каналом социальной коммуникации, постепенно приобретающим всё большее значение.
13 Концептуальные различия между веб 1.0 и веб
14 Сравнение технологий Веб 2.0 и Веб 1.0 Требуется установка на компьютер специального программного обеспечения Сервисы доступны через Интернет ИзолированоСовместно В режиме оффлайнВ режиме онлайн Лицензионное программное обеспечение Бесплатные программы Автор (один)Авторов много, совместное творчество Запатентованное программное обеспечение Свободное программное обеспечение Материал, охраняемый авторским правом Материал коллективного пользования
15 Что люди делают во втором вебе? Могут быть использованы для: поиска друзей, совместной работы, общения ( сервисы социального присутствия, виртуальные миры ( энциклопедии коллективного авторства на базе технологии Wiki- wiki. В Вики Вики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества ( записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов в блогах (
16 Что люди делают во втором вебе? онлайновые сервисы хранения закладок (размещение ссылок на Интернет-ресурсы и их рсйтингирование) (например, которые позволяют пользователям хранить свою коллекцию закладок (ссылок на веб- страницы) и получать доступ к ним с любого компьютера, подключенного к Сети, а также предоставлять права доступа к ним другим пользователям. размещение фотографий на фотохостингах - сервисах, основное назначение которых - хранение фотографий пользователей. Фотохостинги позволяют организовать индивидуальную и коллективную деятельность по работе с цифровыми фотографиями (закачивать, помечать метками, искать, просматривать, обмениваться фотографиями, комментировать их, т. д) (
17 Что люди делают во втором вебе? размещение произведений искусства ( размещение текстовых документов, слайдов ( видеохостинги - сервисы, предназначенные для хранения, просмотра, обсуждения цифровых видеозаписей. Позволяют закачивать видео, помечать его метками, обмениваться видеоклипами, просматривать видеозаписи других пользователей, объединять пользователей в тематические группы, интегрировать видеозаписи на своих веб-страницах (
18 Что люди делают во втором вебе? размещение произведений искусства ( размещение текстовых документов, слайдов ( видеохостинги - сервисы, предназначенные для хранения, просмотра, обсуждения цифровых видеозаписей. Позволяют закачивать видео, помечать его метками, обмениваться видеоклипами, просматривать видеозаписи других пользователей, объединять пользователей в тематические группы, интегрировать видеозаписи на своих веб-страницах (
19 Что люди делают во втором вебе? подкастинг ( компиляция на одной странице информации из различных Интернет- сервисов при помощи технологии веб-синдикации RSS ( географические сервисы ( совместное создание и редактирование текстовых документов ( и диаграмм ( обмен сообщениями (мессенджеры, электронные RSS- рассылки, Skype); бриколажи - создание артефактов посредством экспериментального использования старых моделей); mash-ups - приложения, комбинирующие в себе контент из различных источников.
20 Как можно структурировать второй веб? Патрисия МакГи и Вероника Диаз (McGee,Diaz, 2007) группируют все социальные сервисы Веб 2.0. по функциональному признаку: коммуникационные (communicative), совместные (collaborative), документирующие (documentative), генеративные (generative), интерактивные (interactive).
21 Веб 2.0 – социальное явление Ни у кого уже не вызывает сомнений, что Веб это не маркетинговый трюк, а серьезное социальное явление, которое, по словам Керреса и Наттланда (Kerrcs & Nattland, 2007: 2), представляет собой «новый способ восприятия и использования Интернета». Тот факт, в последние пять лет наметилась тенденция относиться к Интернету как к средству социальной коммуникации (Интернет включает себя функции газеты, телевидения, радио, телефона), нежели как к месту для хранения информации, говорит о том, что сам Интернет стал «артефактом коллективных проекций и культурных конструкций» (Kerres & Nattland, 2007: 3).
22 Когда появляется образование 2.0 Термин «образование 2.0» вошел в педагогический дискурс в годах и до сих пор является достаточно популярным, однако малоструктурированным научным понятием. Некоторые исследователи в области педагогических коммуникаций считают его удачным маркетинговым ходом, другие – красивой метафорой или, в лучшем случае, концепцией (Бухарина 2010). Однако по популярности использования в учебном процессе образовательные технологии, основанные на применении второго веба, стремительно набирают силу, и их удельный вес в соотношении к другим интерактивным методологиям, используемых в высшей школе, постоянно растет.
23 2/22/201323
24 Отражения реалий 2.0 в языке 2/22/201324
25 Как возникло образование 2.0? Таким образом, веб 2.0 создал такие возможности для коммуникации и работы в Интернете, которые затем привели к формированию на его основе образовательного подхода, получившего аналогичное название Образование веб 2.0 или просто Образование 2.0. (термин был придуман канадским педагогом Стефеном Доунсом) [см. по теме Патаракин, 2008; Гольдин, 2009; Наумов, 2008].
26 Основными социальными характеристиками Веб 2.0. являются: открытость; опосредованность общения техническими средствами; децентрализация, общение больших социальных групп; контроль со стороны пользователей; отсутствие непосредственной обратной связи; наличие массовой, анонимной, разрозненной аудитории; анонимность, способствующая самораскрытию и самовыражению; участие индивидуальных пользователей в развитии ресурса или службы; эскалация пользовательской вовлеченности (от коллективного интеллекта до объединенного интеллекта).
27 Какие особенности второго веба способствовали появлению образовательной модели? быстрого создания пользовательского контента; возможности редактирования; совместной работы над любым текстом или проектом; общения; хранения больших объемов информации непосредственно в Сети, а не на электронных носителях; легкость в работе с контентом; распространение интерфейсов, дружественных для пользователей; усиление аудиовизуального формата передачи данных; обнародования любой информации в сети намного увеличиваются, и традиционная приватная информация или информация для избранных становится публичной и доступной всем желающим и некоторые другие свойства.
28 Базовые принципы Образования 2.0 Базовые принципы образования 2.0 созвучны основным концептуальным принципам социального веба или веб 2.0, что и послужило основанием для наименования данного явления. Заметим, что этих принципов три - это принципы субъектности, избыточности и сотрудничества.
29 Расшифровка принципов Принцип субъектности провозглашает, что содержание образования всегда субъектно, то есть формируется не составителями программ, а самими обучающимися «здесь и сейчас», в ходе их личного движения в социокультурном мире смыслов по индивидуальным образовательным траекториям.
30 Принцип избыточности Принцип избыточности утверждает, что насыщение образовательного пространства происходит стремительно. При этом наблюдается избыточность в носителях знания, различия в возрастном составе обучающихся, изобилие разнообразной литературы, возможность работы с экспертами, с сетевыми ресурсами, крайне разнообразная организация предметно-практической деятельности (работа с лабораторным оборудованием, с артефактами культуры, реальная продуктивная деятельность и т.д.).
31 Принцип сотрудничества Принцип сотрудничества включает как непременно условие равноправие обучаемых и обучающих. При этом преподаватель не является теперь источником информации, и у всех участников образовательного процесса имеется определенный статус, который легко может быть изменен. Обычно выделяется пять статусов: посетитель (гость), обучаемый, постоянный член группы для занятий, эксперт, тьютор. (Бухарина 2010, с.7-9). Одновременно в образовании 2.0 принцип сотрудничества понимается как реальное равноправие участников образовательного процесса, здесь все участники - акторы, а преподаватель является не столько «носителем знания», сколько равноправным партнером в этом процессе, координируя его и консультируя других его участников.
32 Переход от образования 1.0 к 2.0 Схематически этот парадигмальный скачок может быть представлен с помощью нескольких тенденций или направлений развития социального института образования в эпоху информационно-коммуникативного общества.
33 Переход от образования 1.0 к 2.0 Во-первых, с приходом технологий веб 2.0 произошла новая издательская революция, связанная с созданием двунаправленного контента, т. е. содержания, которое создается, а затем модерируется его читателями (наиболее яркий пример – интернет-энциклопедия Википедия). Эта контент-революция наводнила весь Интернет практически безграничным содержанием, т.е. веб 2.0 – это наводнение Интернета информацией; во-вторых, это усиление массовости всех социальных коммуникаций, включая образовательные. Практически каждый пользователь Интернета становится актором коммуникативных процессов, протекающих в интернет- пространстве;
34 Переход от образования 1.0 к 2.0 в-третьих, это появление новых социальных акторов или про-требителей (термин «про-требитель» (англ.: pro- sumer) образовался путем сочетания усеченных основ двух существительных «производитель» (англ.: producer) и «заказчик» (англ.: consumer)), когда всё большее количество компаний стало вовлекать своих потребителей в процесс создания того продукта, который они сами им же и продают. Вследствие этого постепенно начинает меняться природа знаний – важно не только, как они накоплены, но и как они получены;
35 Переход от образования 1.0 к 2.0 в-четвертых, существенно начинает меняться структура образовательного процесса. Эра власти доверия (когда Britannica Online являлась одним из самых популярных электронных справочных ресурсов), заменяется эрой прозрачности и совместного ученичества (когда материалы Википедии – свободной энциклопедии становятся в сети одними из наиболее посещаемых ресурсов). Таким образом, эксперт уступает место соавтору, «… а 1+1 в реальности веб 2.0 становится равным не двум, а трем», как метафорически описывает эту ситуацию Стив Харгадон (Харгадон 2008);
36 Переход от образования 1.0 к 2.0 в-пятых, происходит так называемый инновационный взрыв. Харгадон считает, что, инновации являются результатом применения знаний из одной области в другой. И в этом случае роль консультантов становится стратегической в образовательном процессе. Сегодня пользователи сети - все создатели её контента, которые привносят свой специфический опыт во все расширяющиеся области знаний. И сочетание этих двух вещей - возможности работать в специфических и постоянно увеличивающихся в числе областях знания, создавая команды из людей, разбросанных по всему миру, в сочетание с разнообразием соавторов контента, – всё это вместе ведет к беспрецедентному росту объема инноваций;
37 Переход от образования 1.0 к 2.0 в-шестых, произошла существенная трансформация пространственно-временных границ образовательного процесса в целом. Заметим, что многие ученые, работающие в области социального осмысления Интернета и изучения влияния интернет- технологий на общество, признают, что это влияние кардинально сказалось по четырем направлениям: изменения идентификационных и пространственно-временных процессов, а также конвергенции социальных границ и современных СМИ (Markham, Baym 2009). И это отсутствие привязки ко времени и месту, когда фактически любой человек из любого уголка Земли может учиться, став виртуальным студентом практически любого из учебных заведений мира, которые предлагают образовательные услуги дистанционно или получение доступа к их образовательным ресурсам[1], стало кардинальным образом менять форматы образования, что привело к усиленному развитию дистанционных, опосредованных форм обучения (включая опосредование передачи информации интернет-каналом);[1] Так, ведущие университеты США, входящие в знаменитую Лигу плюща, выкладывают видеолекции своей профессуры на сайте канала YouTube в Интернете и таким образом они становятся доступны практическому любому пользователю сети.
38 Переход от образования 1.0 к 2.0 в-седьмых, это усиление социализации всего образовательного процесса, т.е. социальное обучение здесь становится ключевым. Дистанционное обучение в группах с использованием электронных средств по большей части приносит такой же результат, как и физическое обучение в группах. Вывод получается несколько ошеломляющим: «электронное совместное обучение приводит к таким же образовательным результатам, как и традиционное очное обучение!» (Там же, с.8). И этот вывод может кардинально изменить подход к получению знания. На настоящий момент данный процесс больше рассматривается как некоторая субстанция, которая передается от учителя к ученику, усиливая социальность всего образовательного процесса: от «я думаю, поэтому я…» - к «мы участвуем, поэтому мы…», от «доступа к информации» - к «доступу к людям»;
39 Переход от образования 1.0 к 2.0 в-восьмых, благодаря Интернету стало возможным начало Эры специализированного производства: в онлайне студент может наблюдать, как работают кардиохирурги, выполняющие редкостную операцию на сердце, и может найти преподавателя практически по любой области знания и поработать с ним с использованием видеоконференции или разделяемого (англ.: co-shearing) виртуального рабочего стола. Если студенту что-то нужно, если он имеет к этому тягу, то он может этому научиться и даже поработать в реальных условиях и стать частью нужного ему профессионального сообщества. Таким образом, налицо углубление специализаций при получении образования как в онлайне, так и в оффлайне.
40 Переход от образования 1.0 к 2.0 в-восьмых, благодаря Интернету стало возможным начало Эры специализированного производства: в онлайне студент может наблюдать, как работают кардиохирурги, выполняющие редкостную операцию на сердце, и может найти преподавателя практически по любой области знания и поработать с ним с использованием видеоконференции или разделяемого (англ.: co-shearing) виртуального рабочего стола. Если студенту что-то нужно, если он имеет к этому тягу, то он может этому научиться и даже поработать в реальных условиях и стать частью нужного ему профессионального сообщества. Таким образом, налицо углубление специализаций при получении образования как в онлайне, так и в оффлайне.
41 Переход от образования 1.0 к 2.0 И последнее: стремительное усиление процессов социализации с помощью Интернета привело к усилению именно консультативного компонента во всех видах образовательных практик, протекающих в обществе. Считается, что все эти тенденции привели к сдвигам в образовательном процессе, и, как результат - инициировали изменение всей его парадигмы. Эти сдвиги прошли по таким осям от: потребления - к производству; от авторитарности - к сотрудничеству; от эксперта - к консультанту и помощнику; от лекции - к обсуждению и семинару; от «доступа к информации» - к «доступу к людям»; от «обучения о чем-то» - к «обучению, как делать»; от пассивного обучения - к пассионарному; от презентации - к участию; от публикации - к разговору; от формального «школярства» - к обучению через реальную жизнь; от монолога - к диалогу, а вернее к полилогу; от стратегии обучения по принципу поддержки-толкания (англ.: supply-push) - к переходу к стратегии потребности-вытягивания (англ.: demand-pull) (Харгадон 2008; Горошко 2009а; 2009б; 2009г).
42 Требования к образованию 2.0 Благодаря этим сдвигам наметился и отход от лекторо-центрической модели обучения, долгое время превалирующей в национальных системах образования многих стран, особенно на постсоветском пространстве, к ученическо-центрической. Более того, основные требования, выдвигаемые к моделям обучения в рамках западных подходов к образованию, включают следующие требования: она должна быть сконцентрировано на знании (англ.: knowledge-centered); на оценке получаемого знания и эффективности образовательного процесса в целом (англ.: assessment- centered); на создании профессионального сообщества (англ.: community-centered) и способствовать успешной интеграции обучаемого в его профессиональную среду (Sharples, Taylor, Vavoula, 2006). Заметим, что все перечисленные требования к образовательной модели, являются одними из ключевых принципов «работы» также концептуальной модели второго веба, предложенной О' Рейли (O' Рейли 2005).
43 Эволюция веб-концепций 2/22/201343
44 Веб-технологии позволяют вырабатывать новые навыки как у тех, кто обучает, так и у тех, кто обучается. Какие же навыки приобретаются благодаря второму вебу? Communication (коммуникативные навыки); Collaboration (навыки работы в команде); Connectedness (навыки коннективизма (сплоченности)); Communities of Learners (создание виртуальных сообществ «по интересам»); От Образования 2.0 к Образованию 3.0. Ведущие тенденции. Правило «8 Cs»
45 Convergence (совмещение многих сервисов на единой коммуникативной веб-платформе, своеобразный виртуальный рабочий офис, когда все «здесь и сейчас»); Contextualization (существенное расширение контекстуальных рамок); Cloud Computing (облачное программирование, перемещение всех программистских процессов в режим онлайна); Cost-Free (or Almost Free) (работают на открытой платформе не на коммерческой основе) Правило «8 Cs»
46 Using a simple formula for each web tool you must understand what the tool is, when teachers should use it, why it is useful, who is using, how you can use the tool, and where you can find additional resources. Используя простые правила для каждого инструмента 2.0 вы поймете, что он из себя представляет, как его следует использовать, почему именно он полезен, и как можно о нем найти больше информации в сети и вне её. Напоследок…
47 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.