Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемsangaruuo.ucoz.ru
1 Программа развития Это документ, направленный на решение стратегических задач, перспективных образовательных потребностей, социального заказа на образования
2 Признаки программы развития Носит стратегический характер, направлена на решение наиболее важных задач Имеет ярко выраженную инновационную направленность Ориентирована на будущее, на реализацию не только сегодняшних, но и перспективных образовательных потребностей, соц. заказа Опирается на идеологию системного, программно - целевого подхода в управлении Использует при разработке ПР специальной структурированной технологии
3 Задачи, решаемые программой развития 1. Определение места школы в системе социальных связей и выявление достигнутого уровня ее развития Анализ состояния ОУ и прогнозирование тенденций изменения социального заказа Соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для ее развития Анализ и оценка достижений и проблем школы
4 2. Описание образа желаемого будущего состояния школы, ее организационной структуры и особенностей функционирования 3. Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние ; подготовка конкретного плана такого перехода
5 Когда необходима программа развития ? Высокая степень неопределенности внешней среды и ее требований к ОУ Недостаточность ресурсного обеспечения Стремление к достижению максимально высоких результатов в конкретных условиях Необходимость вовлечения всего коллектива, общественности, соц. партнеров Осознание необходимости системных преобразований в ОУ
6 Этапы разработки программы развития и их ожидаемые результаты Название этапаОжидаемые результаты этапов 1 Подготовительный этапГотовность команды разработчиков к работе над программой 1.1 Принятие решения о необходимости и сроках подготовки ПР Принятие решения, его оформление и доведение до всего коллектива 1.2 Создание и запуск системы управления проектом ( проект разработки программы ) Создание структуры управления проектом, распределение ролей и функциональных обязанностей 1.3 Организация рабочих групп по созданию программы, их обучение Готовность разработчиков к действиям 1.4 Подготовка необходимых ресурсов и условий для работы Готовность условий и ресурсов 1.5 Поиск доп. ресурсовПолная готовность к работе
7 2 Основной этап – этап разработки программы Готовность первого варианта программы развития 2.1 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды Данные анализа и прогноза. Готовность соот - го фрагмента ПР 2.2 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения соцзаказа Данные анализа и прогноза. Готовность соот - го фрагмента ПР 2.3 Анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсного потенциала Данные анализа и прогноза. Готовность соот - го фрагмента ПР 2.4 Анализ и оценка достижений и конкурентных преимуществ школы Данные анализа и прогноза. Готовность соот - го фрагмента ПР 2.5 Анализ и оценка инновационной среды и потенциала школы Данные анализа и прогноза. Готовность соот - го фрагмента ПР 2.6 Прогноз восприятия предполагаемых изменений Учет результатов прогнозов 2.7 Проблемный анализ состояния дел в школе Структурированный перечень основных проблем школы : информационная справка
8 Название этапаОжидаемые результаты этапа 2.8 Разработка и формулирование концепции желаемого будущего состояния ОУ Концепция ( концептуальный проект ) 2.9 Разработка стратегии перехода к новому состоянию школы Стратегия, основные направления, этапы и задачи перехода к новой школе ( стратегический этап ) 2.10 Конкретизация целей ближайшего этапа развития школы Формулировки целей ближайшего этапа развития школы 2.11 Разработка плана действий по реализации программы Конкретный план действий ( оперативный план ) 2.12 « Сборка » и первичное редактирование полученного текста Готовность первого варианта текста ПР ( см. результаты второго этапа )
9 Название этапаОжидаемые результаты этапа 3 Этап экспертизы, подведение итогов и принятие решения об исполнении программы развития Принятие решения о переходе к выполнению программы развития 3.1 Оценка программы развития в школе, внесение корректив Внесение поправок в текст программы развития 3.2 Передача программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка программы экспертами Экспертное заключение. Внесение поправок в текст ПР на основе экспертных заключений 3.3 Организация обсуждения и утверждения программы в школе Принятие программы развития коллективом 3.4 Передача программы на официальную экспертизу. Представление и защита программы в органах управления образованием. Принятие решения по программе Принятие окончательного решения о ПР и ее финансировании. При негативной оценке программы – возврат ее на доработку. ( см. результаты 3 этапа )
10 Структура программы развития I. Информационная справка об образовательном учреждении II. Блок аналитического и прогностического обоснования программы III. Концепция ( концептуальный проект ) желаемого будущего состояния школы как системы IV. Стратегия и тактика перехода ( перевода ) школы в новое состояние. V. Приложения
11 I. Информационная справка Наименование и статус ОУ Важнейшие этапы истории школы Краткая характеристика социального окружения, характер ее влияния на ОУ Кратко описать роль школы в социуме, муниципальной системе Данные ОУ ( кол - во учащихся, класс - комплектов, виды классов, сменность занятий ) Характеристика контингента учащихся Характеристика педагогического коллектива Характеристика действующего программно - методического обеспечения учебного и воспитательного процесса Подходы к диагностике результатов образовательного процесса Характеристика состояния школьного здания, инфраструктуры образовательного процесса, кабинетного фонда, учебно - материальной базы ОУ Характеристика нормативно - правового и документационного обеспечения работы ОУ Система работы с педагогическими кадрами Информация об основных результатах образовательного процесса ( в динамике за ряд последних лет ), основных результатах инновационных процессов, опытно - экспериментальной работы в школе. По ходу изложения информации желательно использовать графики и диаграммы с краткими комментариями
12 II. Блок аналитического и прогностического обоснования программы Анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для школы внешней социальной среды Анализ состояния и прогноз тенденций адресуемых школе образовательных потребностей, социального заказа Анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды школы в свете нового социального заказа Анализ и оценка достижений, педагогического опыта, конкурентных преимуществ школы Проблемно - ориентированный анализ состояния школы, описание ключевых проблем школы и их причин Анализ и оценка инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста Первичный прогноз восприятия новшеств в школьном сообществе, возможного сопротивления изменениям
13 II. Блок аналитического и прогностического обоснования программы 1. Анализ состояния и прогноз тенденций адресуемых школе образовательных потребностей, социального заказа Кто являлся ранее субъектом выдвижения социального заказа нашей школе ; какие группы заказчиков имели место и кем они были представлены ? Каков был характер требований, предъявляемых заказчиками к нашей школе, и характер их предъявления ? К чему, прежде всего, предъявлялись требования : к результатам работы школы ( каким именно ), к содержанию образования, набору предметов, изучаемых в школе, характеру образовательного процесса, условиям пребывания ребенка в школе, комфортности образовательной среды ? Как можно оценить нашу работу по выполнению заказа ? В какой мере заказчик был удовлетворен уровнем работы школы, исполнением заказа ? Появились ли у нашей школы новые заказчики ? Изменился ли за последнее время характер социального заказа школе и если изменился, то как ? Как справляется школа с сегодняшним социальным заказом на образование ? Как оценивает работу школы сам заказчик ?
14 II. Блок аналитического и прогностического обоснования программы 2. Прогнозирование социального заказа Как может измениться состав заказчиков нашей школы, какие новые группы заказчиков могут появиться ? Как может измениться характер предъявляемых школе требований и способ их предъявления ? Какие дополнительные ресурсы понадобятся школе для выполнения нового социального заказа ? Какие возможности открываются перед школой в связи с выполнением нового заказа ?
15 II. Блок аналитического и прогностического обоснования программы 3. Формы работы Обсуждение вышеизложенных вопросов членами ВТГ ( временной творческой группы ) Проведение опросов потенциальных субъектов социального заказа ( родителей, педагогов, учащихся )
16 КОНЦЕПЦИЯ - ЭТО 1) определенный способ понимания, трактовки каких - либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения ; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности ; 2) относительно целостная и завершенная, структурированная совокупность, система взглядов, представлений, идей. Описание основного смысла деятельности в целом.
17 III. Концепция желаемого будущего состояния школы Она не описывает, то что есть, а предписывает что должно быть, что должно характеризовать новую школу, какой она должна стать в результате системных нововведений. Концепция желаемого будущего состояния школы опирается на результаты проблемно - ориентированного анализа состояния школы на основе связи : проблема школы – общая идея ее решения – идея конкретного способа решения
18 III. Концепция желаемого будущего состояния школы 1. Стратегические основания жизнедеятельности школы и главные характеристики внутренней среды школы Система ценностей школы, ее философия ; главные принципы ее жизнедеятельности ; общая направленность школы Миссия ОУ ; принадлежность школы к тому или иному виду или разновидности ОУ ( гимназии, лицеи и т. д.) Модель ( модели ) выпускников, внутришкольный стандарт качества образования Принципы построения организационной структуры новой школы, основные организационные единицы и связи между ними Характеристика организационной культуры новой школы Общий механизм функционирования новой школы и механизм ее перехода в очередной цикл развития
19 III. Концепция желаемого будущего состояния школы 2. Концепция образовательной системы новой школы Общий принцип, система организации ОП ( классно - урочная или иная ) Общая структура образовательной системы, задачи и ожидаемые результаты, модели результатов образования ( выпускников ) для каждой подструктуры ( ступеней, школьных модулей и т. п.) Виды потоков учащихся и образовательных траекторий, виды классов, принципы набора учащихся и формирования классов и групп ; Подходы к диагностике и оценке результатов образования Принципы группировки педагогов для работы с различными категориями учащихся Общие принципы отбора и структурирования содержания образования и их реализация в учебном плане школы Принципы и способы обеспечения интеграции отдельных образовательных процессов в целостный общешкольный образовательный процесс Требования к учебным и воспитательным программам Принципы отбора и использования ведущих образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания школьников Базовые обобщенные требования к учебному занятию, воспитательному мероприятию
20 III. Концепция желаемого будущего состояния школы 3. Концепция обеспечивающей системы новой школы Внутренние условия жизнедеятельности школы, необходимые и достаточные для ее успешного функционирования и дальнейшего развития ( социально - психологические, организационно - педагогические, материально - технические, социально - бытовые, санитарно - гигиенические, эстетические и др.) Требования к номенклатуре, качеству и объему ресурсов, необходимых для полноценного функционирования школы и ее новой образовательной системы, для создания необходимых внутренних условий жизнедеятельности ( по каждому виду ресурсов – кадровых, концептуальных, нормативно - правовых, материально - технических, финансовых и др.) Общие принципы построения и ожидаемое будущее состояние школьных структур, служб, организационных единиц, занимающихся обеспечением школы необходимыми ресурсами Внешние связи школы и их вклад в ресурсное обеспечение ее жизнедеятельности
21 III. Концепция желаемого будущего состояния школы 4. Концепция желаемого состояния школьного коллектива Важнейшие свойства и характеристики, необходимые коллективу для решения образовательных и обеспечивающих задач ( ценностные ориентации и особенности целеполагания, организованность, сплоченность, включенность в управление, сработанность, совместимость, инновационная мобильность и др.) Характер групповой динамики и отношений в коллективе
22 III. Концепция желаемого будущего состояния школы. 5. Концепция управляющей системы новой школы Характеристика направленности, главных свойств управляющей системы ( адаптивность, характер управления ) Основное содержание управленческой деятельности, важнейшие функции системы управления ( планирования, организации, руководства, контроля ), методы и средства управления, основные управленческие технологии Организационные механизмы управления, постоянно действующие стандартизованные управленческие подсистемы ( аттестации кадров, контроля и т. п.) Необходимые условия и ресурсы для управленческой деятельности
23 IV. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние 1. Стратегия развития школы Основные области предстоящих преобразований ( подсистемы школы и их части, которые требуют обновления ) Основные направления развития по выделенным областям Стратегии – общие замыслы изменений по ступеням школы по ступеням школы, областям и направлениям преобразований Конкретные задачи обновления школы по всем выделенным направлениям и соответствующие им нововведения вместе с ожидаемыми результатами Этапы преобразований, последовательность и сроки их осуществления
24 IV. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние 2. Конкретные цели ближайшего шага развития Конкретные измеримые цели и задачи образовательной системы школы ( могут формулироваться по ступеням, параллелям, предметам, с выделением целей обучения и внеучебной воспитательной работы и т. д.) Конкретные, измеримые цели других подсистем школы, организационных единиц и подразделений. Постановка точных целей в программе развития неслучайно происходит только на этом этапе – до знания общей стратегии преобразований поставить их просто невозможно. При этом конкретные цели, ставятся на короткий отрезок времени
25 IV. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние 3. Конкретный оперативный план действий по реализации стратегического плана Данный раздел может рассматриваться либо как составляющая программы развития школы, либо как относительно самостоятельный текст, не входящий в нее. Но в любом случае необходимо тесно связать концепцию развития школы с планом действий по ее претворению
26 Реализация стратегического плана через оперативное планирование и проектную деятельность
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.