Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.hse.ru
1 ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ (ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ) КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА М.Д. БЕРШАДСКАЯ Семинар НИУ ВШЭ из цикла «Методические среды» на тему «Определение компетенций, развиваемых в рамках дисциплины» 28 ноября 2012
4 СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ; УМЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИ ВЕРНО, АРГУМЕНТИРОВАННО И ЯСНО СТРОИТЬ УСТНУЮ И ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ; ГОТОВНОСТЬ К КООПЕРАЦИИ С КОЛЛЕГАМИ, К РАБОТЕ В КОЛЛЕКТИВЕ; СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ; УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ; СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ; УМЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИ ВЕРНО, АРГУМЕНТИРОВАННО И ЯСНО СТРОИТЬ УСТНУЮ И ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ; ГОТОВНОСТЬ К КООПЕРАЦИИ С КОЛЛЕГАМИ, К РАБОТЕ В КОЛЛЕКТИВЕ; СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ; УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ; СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ КАК СФОРМИРОВАТЬ ЭТИ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТА, НЕ УМЕЮЩЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ? Необходимо шаг за шагом, упорно и последовательно формировать, оценивать и развивать в высшей школе умение учиться в течение всего периода обучения. Нельзя ограничиваться формированием универсальных компетенций в первых циклах образовательной программы, как это предусмотрено стандартом. Необходим постоянный контроль на специализированных информационных материалах при освоении каждой профессиональной дисциплины. КАК СФОРМИРОВАТЬ ЭТИ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТА, НЕ УМЕЮЩЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ С ТЕКСТАМИ? Необходимо шаг за шагом, упорно и последовательно формировать, оценивать и развивать в высшей школе умение учиться в течение всего периода обучения. Нельзя ограничиваться формированием универсальных компетенций в первых циклах образовательной программы, как это предусмотрено стандартом. Необходим постоянный контроль на специализированных информационных материалах при освоении каждой профессиональной дисциплины.
6 ОК-1 способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения дескрипторы (признаки освоения) 1 обосновывает пути решения определенной проблемы на основе обобщения предоставленной информации 2 представляет логические связи между элементами информации и обосновывает выводы для постановки цели и выбора путей ее достижения 3 демонстрирует способность осуществлять отбор, интерпретацию и оценку значимых данных в области изучения для вынесения суждений о направлениях развития УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
7 ОК-1 СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ Испытуемому предоставляется: 1) формулировка проблемы, 2) информация объемом 3-4 стр., содержащая сведения, позволяющие выявить факторы, способствующие решению проблемы Требуется: 1) перечислить сведения, имеющие отношение к проблеме; 2) выделить наиболее значимые сведения (данные) для решения проблемы; 3) сформулировать пути решения проблемы обосновывает пути решения четко определенной проблемы на основе обобщения предоставленной информации
8 ОК-1 СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ Испытуемому предоставляется информация объемом 3-4 стр. в области изучения Требуется: 1)представить логические связи между элементами информации, 2)определить недостающие данные для продолжения работ; 3)сформулировать цель дальнейших работ и обосновать пути ее достижения Представляет логические связи между элементами информации и обосновывает выводы для постановки цели и выбора путей ее достижения
9 ОК-1 СПОСОБНОСТЬ К ВОСПРИЯТИЮ, ОБОБЩЕНИЮ, АНАЛИЗУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ И ВЫБОРУ ПУТЕЙ ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ Испытуемому предоставляются данные, относящиеся к области изучения, в виде 1)текстов – 3-4 стр., 2)таблиц, 3)графиков, гистограмм Требуется: 1)осуществить отбор значимых данных для определения направлений развития, используя все виды информации; 2)обосновать выводы на основе интерпретации и оценки отобранных данных; 3)сформулировать основные направления развития, вытекающие из предоставленных материалов Демонстрирует способность осуществлять отбор, интерпретацию и оценку значимых данных в области изучения для вынесения суждений о направлениях развития
10 ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь УРОВЕНЬ Дескрипторы (признаки освоения) 1 Демонстрирует способность составлять рефераты по заданной теме 2 Владеет умением выявлять логические ошибки в изложении результатов и аргументированно отстаивать свою точку зрения. 3 Демонстрирует способность оформлять тезисы по заданной теме, выступать с докладами с презентацией результатов
11 Дескрипторы уровней (признаки освоения) 1 демонстрирует способность передавать коллегам собственное понимание, умение, опыт вырабатывать систему критериев при коллективной оценке выступлений, рефератов, отчетов 2 демонстрирует способность кооперации с коллегами в организации дискуссий по актуальным вопросам в области изучения 3 демонстрирует способность использовать собственные идеи и решения в совместной работе с коллегами. ОК-3 - готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
12 Примеры уровней освоения Дескрипторы (признаки освоения) 1 Обосновывает включение в индивидуальный учебный план выборных дисциплин образовательной программы 2 Демонстрирует способность самостоятельного освоения учебного материала 3 Оценивает и использует результаты, сообщаемые на научных конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации ОК-6 СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
13 Примеры уровней освоения Дескрипторы уровней 1 Демонстрирует способность осмысления причин, тормозящих саморазвитие, и выбора путей их устранения 2 Демонстрирует способность оценивать свои достоинства и наметить пути их развития 3 Критически оценивает и корректирует свои рефераты, сообщения, выступления ОК-7 УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ
14 ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Демонстрирует способность составлять рефераты по заданной теме 1)Испытуемому предоставляется: 1)наименование темы реферата один или несколько источников информации, содержащие сведения по теме, общим объемом 3-4 стр. Требуется: 1) передать точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок (реферат-конспект, содержащий информацию по теме в обобщенном виде) - объем 1-1,5 стр.; 2) составить реферат-резюме, содержащий только основные положения данной темы; 3)составить продуктивный реферат, сопоставляющий различные точки зрения по данному вопросу 2)Портфолио Рефераты в области изучения с оценкой содержания, логики построения и грамотности изложения
15 ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Владеет умением выявлять логические ошибки в изложении результатов и аргументированно отстаивать свою точку зрения Испытуемому предоставляется информация объемом 3-4 стр. с логическими ошибками в изложении фактов (3-4 ошибки) и в интерпретации результатов (2-3 ошибочных вывода из 6-7) Требуется: 1)перечислить допущенные ошибки в изложении фактов; 2)исправить ошибки в изложении фактов и перечислить ошибочные выводы; 3)сформулировать правильные выводы
16 ОК-2 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Демонстрирует способность оформлять тезисы по заданной теме, выступать с докладами с презентацией результатов 1. Испытуемому предоставляется 1)информация объемом 5-6 стр., 2)четыре варианта тезисов по представленной информации, из них три варианта составлены некорректно 3) четыре варианта презентации по представленной информации, из них три варианта составлены некорректно Требуется: 1)выбрать вариант тезисов, отражающий представленную информацию; 2) выбрать вариант презентации, отражающий представленную информацию -; 3) составить краткий доклад, следуя выбранным вариантам тезисов и презентации 2. Портфолио 1)Доклады (запись) с оценкой, 2)Презентации с оценкой
17 1. Испытуемому предоставляется перечень критериев оценки реферата, содержащий - значимые критерии, - критерии, не играющие существенной роли в оценке, - ошибочно выбранные критерии. Требуется: 1)удалить из перечня ошибочно выбранные критерии; 2)выделить наиболее значимые критерии; 3) дополнить перечень критериев по своему усмотрению 2. Испытуемому предоставляется 1)реферат объемом 3-4 стр., 2)две рецензии коллег на реферат Требуется: 1)выбрать рецензию с более объективной оценкой реферата и перечислить критерии оценки, содержащиеся в выбранной рецензии; 2) дополнить выбранную рецензию рассмотрением значимых критериев из второй рецензии; 4) рассмотреть дополнительные критерии, не отмеченные рецензентами 3. Портфолио 1)Участие в коллективных обсуждениях рефератов (оценка); 2)Предложения по системе критериев при коллективной оценке рефератов Демонстрирует способность передавать коллегам собственное понимание, умение, опыт вырабатывать систему критериев при коллективной оценке выступлений, рефератов, отчетов и т.п.
18 ОК-3 Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе 1. Испытуемому предоставляется 1)информация в области изучения объемом 3-4 стр. 2)перечень вопросов для обсуждения – 6-8 3)список коллег с указанием специализации (Иванов, Петров, Сидоров и т.д.) Требуется: 1)выбрать из перечня вопросов для обсуждения предоставленной информации три, наиболее актуальных вопроса, 2)представить связи обсуждаемых вопросов и определить порядок обсуждения (порядковый номер выбранных вопросов), 3)из списка коллег выделить модератора дискуссии по каждому вопросу 2. Портфолио 1) Участие в рабочей группе по определению актуальных вопросов групповых дискуссий (протоколы заседаний, оценка); 2) Участие в организации круглых столов (протоколы заседаний, оценка) Демонстрирует способность кооперации с коллегами в организации дискуссий по актуальным вопросам в области изучения
19 ОК-3 Готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе 1.Испытуемому предоставляется информация, содержащая конкретные задачи проекта, сведения о продолжительности работ по выполнению поставленных задач, перечень исполнителей, специализирующихся в соответствующих областях, форма для составления графика работ Требуется: 1)установить очередность выполнения задач (этапов работ), 2)определить исполнителей этапов, 3)составить график работ 2. Портфолио 1) Совместные проекты с графиком выполнения работ с указанием исполнителей; 2) Совместные доклады Демонстрирует способность использовать собственные идеи и решения в совместной работе с коллегами
20 ОК-6 СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ 1.Испытуемому предоставляется 1)Перечень дисциплин для выбора студента, содержащий 8-12 дисциплин из различных циклов образовательной программы; 2)Закрытый тест по каждой дисциплине, содержащий 4 обоснований выбора, из которых только одно соответствует данной дисциплине Требуется: 1) распределить дисциплины перечня по циклам образовательной программы (Б1, Б2, Б3); 2) выбрать половину дисциплин из перечня; 3) выполнить тест по каждой из выбранных дисциплин Обосновывает включение в индивидуальный учебный план выборных дисциплин образовательной программы
21 ОК-6 СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ 1.Испытуемому предоставляется 1)Информация в области изучения объемом 3-4 стр. (раздел учебника по дисциплине, не вошедшей в учебный план; научная статья текст доклада и т.п.); 2)Перечень контрольных вопросов по учебному материалу; 3)Три закрытых теста по содержанию информации Требуется: 1) Определить цель изучения предоставленного учебного материала; 2) Ответить письменно на контрольные вопросы; 3) Выполнить тесты Демонстрирует способность самостоятельного освоения учебного материала
22 ОК-6 СТРЕМЛЕНИЕ К САМОРАЗВИТИЮ, ПОВЫШЕНИЮ СВОЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ 1.Испытуемому предоставляется 1)Программы - научно-практической конференции; - семинара, - курсов повышения квалификации 1)Области использования для повышения квалификации (не менее 6 пунктов в перечне; 2)Презентация результатов по одной из программ 1) По каждой программе определить область повышения квалификации; 2) Обосновать выбор программы для повышения своей квалификации; 3) Дать оценку результатов изложенных в презентации 2. Портфолио 1)Участие в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации (доклады, выступления, комментарии; 2) Использование результатов, сообщаемых на конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации в виде ссылок в собственных работах – рефератах, статьях, докладах, выступлениях Оценивает и использует результаты, сообщаемые на научных конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации
23 ОК-7. УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ 1.Испытуемому предоставляется 1)Перечень возможных причин (недостатков), тормозящих саморазвитие (например, недостаточная грамотность, недостаточный уровень подготовки в средней школе, недостаточная способность воспринимать информацию и т.п.); 2)Пути устранения недостатков, тормозящих саморазвитие, пунктов, включая работу по освоению изучаемой дисциплины; 3)Форма соответствия недостатков их устранения для заполнения испытуемым Требуется: 1) Соотнести недостатки по перечню 1 и пути их устранения по перечню 2 в форме соответствия 3 ; 2) Указать недостатки, устранению которых способствует освоение изучаемой дисциплины ; 3) Привести примеры саморазвития за период обучения, в том числе при освоении изучаемой дисциплины Демонстрирует способность осмысления причин, тормозящих саморазвития, и поиска путей их устранения
24 ОК-7. УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ 1.Испытуемому предоставляется 1)Перечень достоинств, способствующих саморазвитию, пунктов; 2)Пути развития достоинств, способствующих саморазвитию, пунктов, включая работу по освоению изучаемой дисциплины; 3)Форма соответствия дост их устранения для заполнения испытуемым Требуется: 1) Соотнести недостатки по перечню 1 и пути их устранения по перечню 2 в форме соответствия 3 ; 2) Указать недостатки, устранению которых способствует освоение изучаемой дисциплины ; 3) Привести примеры саморазвития за период обучения, в том числе при освоении изучаемой дисциплины Демонстрирует способность оценивать свои достоинства и наметить пути их развития
25 ОК-7. УМЕНИЕ КРИТИЧЕСКИ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ, НАМЕТИТЬ ПУТИ И ВЫБРАТЬ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДОСТОИНСТВ И УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ 1.Испытуемому предоставляется 1)Реферат, статья, презентация или текст выступления испытуемого; 2)Три рецензии, две из которых составлены некорректно; 3)Перечень недостатков рецензируемого материала, не указанных ни в одной из рецензий Требуется: 1) Выбрать корректно составленную рецензию; 2) Дополнить выбранную рецензию недостатками из перечня, если это требуется; 3) Откорректировать текст в соответствии с замечаниями, указанными в рецензии 2.Портфолио Перечень достижений за период обучения: доклады на конференциях и семинарах, презентации, статьи Критически оценивает и корректирует свои рефераты, сообщения, выступления
26 Благодарим за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.