Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmoudpoimc1.ucoz.ru
1 Кейс – технологии в учебном процессе
2 Историческая справка Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
3 Кейс–технология – это… - техника обучения (кейс – от английского «случай») использующая описание реальной ситуации. Учащиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения, выбрать лучшее. - специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в составе группы. - конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии, в котором обнаруживается проблема, требующая решения.
4 Кейс-технологии направлены на развитие компетенций обучаемые - получают коммуникативные навыки; - развивают презентационные умения; - формируют интерактивные умения, позво- ляющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения; - приобретают экспертные умения и навыки; - учатся учиться, самостоятельно находить необходимую информацию для решения ситуационных проблем.
5 Методы кейс-технологии Наиболее распространённым методом кейс- технологии является метод ситуационного анализа, разновидностями которого являются: - анализ конкретных ситуаций (АКС); - ситуационные задачи и упражнения; - кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций.
6 Кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций Суть метода кейс-стади заключается в том, что группа обучающихся знакомится с ситуацией, анализирует её, диагностирует проблему и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими группами. Метод кейс-стади – это метод обучения, при котором учащиеся и учитель участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач, что делает данный метод наиболее эффективным.
7 Технология метода кейс-стади заключается в следующем: 1. По определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, отражающая тот комплекс знаний и практических навыков, которые должны приобрести учащиеся. 2. Описанная ситуация должна содержать проблему, которую диагностируют сами учащиеся. 3. Учащиеся предлагают варианты решений проблемы, исходя из имеющихся знаний и умений. Преподаватель выступает в роли диспетчера процесса взаимодействия учащихся.
8 Плюсы метода кейс-стади Представляет собой разновидность исследовательско-аналитической технологии. Является технологией коллективного обучения. Интегрирует в себе технологию развивающего обучения. Выступает в обучении как синергетическая технология («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»). Позволяет создать ситуацию успеха. Относится к разновидностям проектной технологии.
9 Классификация кейсов 1.Иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых обучить алгоритму принятия правильного решения в определённой ситуации. 2.Учебные ситуации с формулированием проблемы – кейсы, в которых описывается ситуация и формулируется проблема. Цель – самостоятельно выявить проблему, указать пути её решения.
10 Классификация кейсов 3.Учебные ситуации без формулирования проблемы – кейсы, в которых описывается сложная ситуация, проблема не выявлена, а представлена в статистических данных, оценке общественного мнения, органов власти. Цель – самостоятельно выявить проблему, указать пути её решения. 4.Прикладные упражнения – кейсы, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация и ищется выход из неё. Цель – поиск путей решения проблемы.
11 Процедура работы с кейсом Учащимся предлагается (устно или письменно) конкретный случай, описывающий реальные события (ситуацию). Эта информация может быть кратко изложена в документальной форме или с помощью вербальных или визуальных средств (показ видео, слайда и др.). Работа может идти как в группах, так и индивидуально в установленное время, по истечении которого представляются варианты решений.
12 Этапы работы над кейсом 1 этапЗнакомство с ситуацией, её особенностями 2 этапВыделение основной проблемы. Ознакомление с вопросами к кейсу. 3 этапПредложение концепции или тем для «мозгового штурма». При этом: - количество предложенных идей должно быть как можно больше; - высказанные идеи разрешается комбинировать, видоизменять, улучшать; - производится творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы.
13 Этапы работы над кейсом 4 этапПрименение того или иного решения, для чего учащимся следует вновь прочитать текст кейса, внимательно фиксируя факторы и проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам. 5 этапПредложение одного или нескольких вариантов решения проблемы. 6 этапРефлексия. Организуется обсуждение кейсов. Группы представляют свои решения и рекомендации, то есть делают презентации.
14 Вывод: Способность выявлять, анализировать, просчитывать каждый шаг, ведущий к решению, является одним из самых больших преимуществ кейс-технологии.
15 Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. сотворчество При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
16 Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
17 Методы кейс - технологии
18 Метод инцидентов В центре внимания находится процесс получения информации. Цель метода поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом. Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...». Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.
19 Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод») Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме. Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета. Цель ученика занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.
20 Игровое проектирование Цель процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
21 Ситуационно-ролевая игра Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально- психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки ролевая игра.
22 Метод дискуссии Дискуссия обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
23 Кейс - стади Цель метода кейс - стади Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
24 Метод кейс - стади Метод кейс - стади предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя; следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
25 Этапы 1. Знакомство с конкретным случаем 2. Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной 3. Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений 4. Резолюция: нахождение решения в группах 5. Диспут: отдельные группы защищают свое решение 6. Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах Цельэтапа Цель этапа 1. Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения 2. Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее 3. Развитие альтернативного мышления 4. Сопоставление и оценка вариантов решения. 5. Аргументированная защита решений 6. Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения
26 Особенности: Присутствует исследовательская стадия процесса Коллективное обучение или работа в группе Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения Специфическая разновидность проектной технологии Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
27 Использование кейс – стади… Позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы; Помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос Принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины; Преодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
28 Работа ученика с кейсом 1 этап знакомство с ситуацией, её особенностями; 2 этап выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; 3 этап предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; 4 этап анализ последствий принятия того или иного решения; 5 этап решение кейса предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
29 Действия учителя в кейс - технологии создание кейса или использование уже имеющегося; распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом;работа с кейсом организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации; оценивание учащихся преподавателем.
30 Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом: 1.Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; 2.В определенных условиях учитель будет сам давать ответ; 3.Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
31 Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
32 Примеры 1 (подготовка к ЕГЭ) 1 2 (Использование элементов кейс-технологий на примере урока физики по теме "Сила упругости". 7-й класс) 2 3 (Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники электричества. Урок физики. 8 класс.) 3 4 (Влияние «школьного шума» на организм ученика, исследование качества мыла)«школьного шума» качества мыла
33 Вывод Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.
34 Самое главное в жизни – это собственный опыт. В. Скотт
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.