Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.xn--21-6kckpzhxyr3d0c.xn--p1ai
1 Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной неуспеваемости. Причины школьной неуспеваемости. Типология неуспевающих школьников. Формы и методы работы с неуспевающими.
2 Задачи работы : Задачи работы : Раскрыть понятие школьной неуспеваемости Раскрыть понятие школьной неуспеваемости Выявить причины неуспеваемости Выявить причины неуспеваемости Дать психологическую характеристику неуспевающим школьникам, охарактеризовать их типы Дать психологическую характеристику неуспевающим школьникам, охарактеризовать их типы Подобрать методику диагностики неуспеваемости Подобрать методику диагностики неуспеваемости Апробировать методы профилактики неуспеваемости учащихся Апробировать методы профилактики неуспеваемости учащихся
3 гипотеза: гипотеза: Если учитель своевременно и профессионально грамотно сможет осуществлять психолого- педагогическую помощь неуспевающим ученикам, то уменьшится их отставание по ряду предметов. Если учитель своевременно и профессионально грамотно сможет осуществлять психолого- педагогическую помощь неуспевающим ученикам, то уменьшится их отставание по ряду предметов.
4 Понятие школьной неуспеваемости: Понятие школьной неуспеваемости: Неуспеваемость – несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений Неуспеваемость – несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества
5 Элементы неуспеваемости: Элементы неуспеваемости: Ученик не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности (комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков) Ученик не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности (комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков) Ученик не стремится получать новые знания теоретического характера Ученик не стремится получать новые знания теоретического характера Ученик избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними Ученик избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними Ученик не стремится к оценке своих достижений Ученик не стремится к оценке своих достижений Ученик не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки Ученик не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки Ученик не усвоил понятий в системе Ученик не усвоил понятий в системе
6 Причины неуспеваемости: Причины неуспеваемости: Причины внутреннего плана: дефекты здоровья детей, их развития дефекты здоровья детей, их развития недостаточный объем знаний, умений и навыков недостаточный объем знаний, умений и навыков Причины внешнего плана: недостатки дидактических и воспитательных воздействий недостатки дидактических и воспитательных воздействий недостатки учебных планов, программ, методических пособий недостатки учебных планов, программ, методических пособий плохая организация педагогического процесса в школе плохая организация педагогического процесса в школе
7 Группы причин неуспеваемости по схеме П.П.Борисова Общепедагогические причины Общепедагогические причины Психофизиологические причины Психофизиологические причины Социально-экономические и социальные причины Социально-экономические и социальные причины
8 Категории неуспеваемости: Категории неуспеваемости: Глубокое и общее отставание (I категория) Глубокое и общее отставание (I категория) Частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости ( II категория) Частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости ( II категория) Эпизодическая неуспеваемость (III категория) Эпизодическая неуспеваемость (III категория)
9 Типы неуспевающих : Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе
10 Неуспеваемость и отставание Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. В неуспеваемости синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость.
11 Как строить работу с неуспевающими Как строить работу с неуспевающими Одно из важных средств предупреждения неуспеваемости- разноуровневое обучение. Основной смысл его заключается в адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика. Одно из важных средств предупреждения неуспеваемости- разноуровневое обучение. Основной смысл его заключается в адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика. Цель работы с неуспевающими- не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности Цель работы с неуспевающими- не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности
12 Формы работы с неуспевающими: Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке, более подробные, чем у других учеников, инструкции Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке, более подробные, чем у других учеников, инструкции Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников Индивидуальная форма обучения Индивидуальная форма обучения Групповые занятия Групповые занятия Дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся Дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся Дифференциация домашней работы учащихся Дифференциация домашней работы учащихся Дополнительные занятия с отстающими Дополнительные занятия с отстающими Стимулирование развития интересов Стимулирование развития интересов Активизация познавательной деятельности учащихся и их самостоятельности, усиление творческих элементов в ней Активизация познавательной деятельности учащихся и их самостоятельности, усиление творческих элементов в ней
13 Пути преодоления неуспеваемости: Пути преодоления неуспеваемости: Педагогическая профилактика(поиски оптимальных педагогических систем) Педагогическая профилактика(поиски оптимальных педагогических систем) Педагогическая диагностика(систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов) Педагогическая диагностика(систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов) Педагогическая терапия(меры по устранению отставаний в учебе) Педагогическая терапия(меры по устранению отставаний в учебе) Воспитательное воздействие(индивидуальная воспитательная работа) Воспитательное воздействие(индивидуальная воспитательная работа)
14 Организация обучения второгодников Организация обучения второгодников Повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен, поэтому имеется широкая практика создания специальных классов для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, переростков, второгодников. Здесь используются специальные методы обучения, программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы. Повторный курс наносит большой ущерб школе, травмирует учащихся и малоэффективен, поэтому имеется широкая практика создания специальных классов для неуспевающих учащихся с замедленным темпом развития, переростков, второгодников. Здесь используются специальные методы обучения, программы, предусматривающие ликвидацию пробелов за предыдущие классы.
15 Вывод по работе: Вывод по работе: Неуспеваемость- сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. Неуспеваемость- сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.
16 Спасибо за внимание Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.