Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемslshcool4.ucoz.ru
1 Психологическая безопасность образовательной среды «Школа без жестокости и насилия» МОАУ « СОШ 4 г. Соль – Илецка » ПРОЕКТ
2 психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии
3 Модель психологически безопасной образовательной среды включает: 1. защищенность от психологического насилия; 2. референтную значимость окружения; 3. удовлетворенность в личностно- доверительном общении. 3. удовлетворенность в личностно- доверительном общении. (И.А. Баева) (И.А. Баева)
4 Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (И.А. Баева)
5 Проектирование безопасной образовательной среды школы 1. принцип защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса; 2. опора на развивающее образование; 3. помощь в социально – психологической умелости.
6 Основные задачи организации безопасной образовательной среды в школе - выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях школы; - выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях школы; - отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду школы; - отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду школы; - обосновать условия организации такого типа образовательной среды и требования к ее эффективной организации для каждого участника педагогической ситуации; - обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в ходе учебно- воспитательного процесса в школе; - обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, детей в ходе учебно- воспитательного процесса в школе; - составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации; - составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации; - сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении. - сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
7 Факторы риска психологической безопасности Факторы риска психологической безопасности педагогическая тактика, провоцирующая возникновение стресса у детей; педагогическая тактика, провоцирующая возникновение стресса у детей; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; нерациональная организация учебной деятельности; функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; отсутствие системы работы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни, в том числе по профилактике вредных привычек, по половому воспитанию и сексуальному просвещению и т. п.
8 Факторы угрозы психологической безопасности в образовательном пространстве Неквалифицированные специалисты; неблагоприятный психологический климат в классе (взаимодействие учащихся и учителя); психологическое насилие (критика в адрес личности, унижение, конфликты); терроризм или осознание его вероятности; аварийное состояние помещений; разного рода перегрузки ребенка (неадекватность требований, эмоциональные, умственные, физические перегрузки) нежелание родителей взаимодействовать с педагогами; + нестабильность образовательной системы, напряженность в педагогической среде
9 Угрозы психологической безопасности образовательной среды 1.Психологическое насилие в процессе взаимодействия Следствие – получение ребенком психологической травмы Следствие – получение ребенком психологической травмы 2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу
10 Угрозы психологической безопасности образовательной среды 3. Отсутствие удовлетворенности в личностно- доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
11 Угрозы психологической безопасности образовательной среды 4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в школе; угроза психическому здоровью 5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью угроза психическому здоровью
12 Важнейший психологический эффект любой ситуации насилия - синдром посттравматического стресса, проявляющийся спектром таких симптомов как: навязчивые воспоминания и сны; повышенная тревожность; скрытность и стремление к одиночеству; эмоциональность; склонность к депрессии и употреблению наркотических средств; немотивированная жестокость, агрессивность и аутоагрессивность; суицидальные тенденции. Важнейший психологический эффект любой ситуации насилия - синдром посттравматического стресса, проявляющийся спектром таких симптомов как: навязчивые воспоминания и сны; повышенная тревожность; скрытность и стремление к одиночеству; эмоциональность; склонность к депрессии и употреблению наркотических средств; немотивированная жестокость, агрессивность и аутоагрессивность; суицидальные тенденции.
13 Одна из угроз психологической безопасности образовательной среды - Жестокое обращение с детьми
14 Ж ЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ, ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ИХ ИНТЕРЕСАМИ, НЕ ТОЛЬКО НАНОСИТ НЕПОПРАВИМЫЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ, НО И ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ТЯЖЕЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Ж ЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ, ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ИХ ИНТЕРЕСАМИ, НЕ ТОЛЬКО НАНОСИТ НЕПОПРАВИМЫЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ, НО И ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ТЯЖЕЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
15 Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость). Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное) насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).
16 Насилие в школе
17 Агрессор на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб; манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним; может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия; на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых; не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники; прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов; входит в состав небольшой девиантной группы, терроризирующей класс или школу; спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
18 Аутсайдер его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны; на уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии; во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых; его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц; хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками; опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу; во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
19 Последствия насилия задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников); импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость; попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков); уступчивость, податливость; ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева; депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
20 Этапы профилактики насилия в школе Этап 1. Признать что проблема существует. Участники образовательного процесса (педагоги, администрация школы, ученики и их родители) должны честно признать что проблема существует; Участники образовательного процесса (педагоги, администрация школы, ученики и их родители) должны честно признать что проблема существует; Создание инициативной группы в ОУ с активным участием педагога – психолога и социального педагога; Создание инициативной группы в ОУ с активным участием педагога – психолога и социального педагога; Этап 2. Определить масштаб бедствия. Проведение мониторинга среди участников образовательного процесса (педагоги, администрация школы, ученики и их родители); Проведение мониторинга среди участников образовательного процесса (педагоги, администрация школы, ученики и их родители);
21 Этапы профилактики насилия в школе Этап 3. Разработка профилактических мероприятий. создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе; создание атмосферы нетерпимости к любому акту насилия в школе; Организация наблюдения за холлами, комнатами отдыха, столовыми;Организация наблюдения за холлами, комнатами отдыха, столовыми; Разработка этического кодекса школы;Разработка этического кодекса школы; Создание психологических групп поддержки для пострадавших и групп для работы с агрессорами;Создание психологических групп поддержки для пострадавших и групп для работы с агрессорами; Этап 4. Оказание индивидуальной социально - психологической помощи. Консультация педагога – психолога и социального педагога учителям, родителям, ученикам. Консультация педагога – психолога и социального педагога учителям, родителям, ученикам.
22 Суицид умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
23 1.что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство; 2.что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством; 3.что необходимо делать, когда самоубийство произошло.
25 Первый уровень – общая профилактика Цель - повышение групповой сплоченности в школе. Мероприятия. Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
26 Второй уровень – первичная профилактика Цель – выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предотвращения самоубийств. Мероприятия. 1. Диагностика суицидального поведения. 2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем- разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. 3. Классные часы, круглые столы, стендовая информация. 4. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.
27 Третий уровень – вторичная профилактика Цель - Цель - предотвращение самоубийства Мероприятия. 1.Оценка риска самоубийства Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). 2.Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника), запрос помощи. Оповещение родителей. 3.Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
28 Четвертый уровень – третичная профилактика Цель - снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. Мероприятия. 1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению. 2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.
29 Уровни профилактики суицида в образовательной среде Диагностика (уровни) пласты Первичный уровень УровниНазваниеЦельКонтингентМероприятия 1 уровень Общая профилактика Повышение групповой сплоченности в школе (учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство) Учащиеся Педагоги Родители Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. 2 уровень Первичная профилактика 1.Выделение групп суицидального риска 2. Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг - стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. Дети и подростки группы риска 1.Диагностика суицидального поведения 2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. Участники образовательного процесса 1.Классные часы, круглые столы, стендовая информация 2. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства Уровень содержания, совладания с чрезвычайной ситуацией, работа после события 3 уровень Вторичная профилактика Предотвращение самоубийства Учащиеся угрожающие кончить жизнь самоубийством Оценка риска самоубийства: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы. 4 уровень Третичная профилактика Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев Очевидцы и свидетели проишествия Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению Уровень медицинских психологов, психотерапевтов Социальная и психологическая реабилитацияСуициденты, оставшиеся в живых Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно- стрессовых переживаний в дальнейшем
30 Ожидаемый результат Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения. Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.
31 Общероссийский детский телефон доверия (служба экстренной психологической помощи) с единым общероссийским телефонным номером для получения детьми и родителями консультативной психологической помощи, в том числе в случаях жестокого обращения и насилия, как в семье, так и вне ее На территории Оренбургской области на единый общероссийский номер можно позвонить по телефону
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.