Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемkarabudah5.dagschool.com
1 Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся
2 Актуальность темы По итогам учебного года: Качество знаний составляет 35 %. Успеваемость по итогам года составляет 100 %. Успеваемость знаний по итогам экзаменов в 9-х классах составляет 82% Успеваемость знаний по итогам экзаменов в 11-х классах составляет 100 %
3 Результаты анкетирования среди обучающихся Опрошено 119 старшеклассников. 82 обучающихся считают необходимым оценивание учебной деятельности. 1 – высказались против выставления оценок. 36 – затруднялись ответить.
4 Результаты анкетирования среди обучающихся Нужно ли изменить систему оценивания? 12 – ввести безоценочное обучение. 12 – ввести многобалльную систему оценивания. 76 – сохранить пятибалльную систему оценивания.
5 Результаты анкетирования среди обучающихся Какую роль играет оценивание ваших учебных результатов? 45 – является стимулом. 45 – определяет уровень знаний. 8 – позволяет чувствовать себя уверенно. 5 – оценки нужны родителям. 3 – не играют никакой роли.
6 Результаты анкетирования среди обучающихся Объективность выставленной оценки зависит от: Уровня подготовки к уроку – 89 Отношений с учителем – Прежних результатов – Поведения ученика на уроке – Привлечения дополнительного материала – Активного участия в мероприятиях по предмету – Затрудняются дать ответ – 10.
7 Результаты анкетирования среди обучающихся Какие формы контроля для оценивания учебной деятельности используются учителями? Письменная работа - 91, тест - 79, устный опрос - 33, семинар, реферат, зачет, работа в группе.
8 Результаты анкетирования среди обучающихся Выставление отметки «2» не способствует успешности обучения учащегося, потому что … - Не получишь в четверти «4» и «5» Снижается самооценка ученика, уверенность в себе. - Это оценка личности ребенка, а не его знаний. - Унижает ребенка в глазах сверстников. - Пропадает желание учиться – 26 - Сложно исправить. - Конфликт с родителями и классным руководителем. - Меняется отношение к уроку и преподавателю – 10 - Страх перед «2» вызывает неуверенность при ответе.
9 Результаты анкетирования среди обучающихся Критерии, по которым за работу ученика следует поставить «5»: - Краткий, но точный ответ. - Выполнение требований учителя. - Знание материала, логичность и последовательность суждений Уверенность при ответе Дополнительные сведения. - Творческий подход. - Умение раскрыть тему. - Хорошо поставленная речь. - За «красивые глаза».
10 Результаты анкетирования среди учителей Приняло участие 22 учителя. Контроль – это виды деятельности учащихся, позволяющие выявить уровень их знаний, умений и навыков. Какую роль играет контроль знаний? Позволяет увидеть пробелы в знаниях обучающихся, позволяет скорректировать учебную деятельность.
11 Результаты анкетирования среди учителей Определяющими функциями контроля являются: Развивающая – 20 Обучающая – 18 Воспитывающая – 17 Контролирующая – 14 Диагностическая – 1
12 Результаты анкетирования среди учителей Как добиться объективности при выставлении оценки? Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Придерживаться критериев оценок. Обсуждать с учеником все «плюсы» и «минусы» его ответа.
13 Результаты анкетирования среди учителей Я никогда не поставлю ученику «2», если… Есть уважительная причина. Если ученик первый день после отсутствия в школе по болезни. Если ученик систематически готовится к урокам. Если ученик пытается исправить «2». Если ученик старается, но в силу своих способностей не может.
14 Результаты анкетирования среди учителей Я обязательно поставлю ученику «5», если … Он стремится превзойти себя. Самостоятельно приобрел навыки, учел недочеты, аргументировано и полно отвечал. Использовал при ответе дополнительную литературу. Отлично знает материал.
15 Основные понятия: контроль знаний Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом зависят: эффективность управления учебно-воспитательным процессом; качество подготовки выпускника школы.
16 Основные понятия: контроль знаний Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
17 Основные понятия: контроль знаний Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Задача педагога проверить не только знания, но и элементы практического усвоения, ощущения учащимися нового материала.
18 Основные понятия: цели контроля знаний Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.
19 Основные понятия: цели контроля знаний Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой по предмету.
20 Основные понятия: цели контроля знаний Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением учеников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.
21 Основные понятия: цели контроля знаний В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
22 Основные понятия: функции контроля Контролирующая. Обучающая. Диагностическая. Прогностическая. Развивающая. Ориентирующая. Воспитывающая.
23 Основные понятия: принципы контроля Контроль должен быть: целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным, индивидуальным.
24 Основные понятия: принципы контроля Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться? кто должен опрашиваться? какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки? какой ожидается эффект от проведения проверки? При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.
25 Основные понятия: принципы контроля Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля.
26 Основные понятия: принципы контроля Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного программного материала, знание учащимися отдельных и существенных, фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.
27 Основные понятия: принципы контроля Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом. Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого обучающегося.
28 Основные понятия: виды контроля Предварительный. Текущий. Промежуточный (периодический). Итоговый.
29 Основные понятия: виды контроля Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, учитель вносит коррективы в рабочую программу, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретным классом, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях обучающихся.
30 Основные понятия: виды контроля Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль должен занимать небольшую часть урока, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.
31 Основные понятия: виды контроля Промежуточный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Проведение его обычно предусматривается в тематических планированиях работы учителей.
32 Основные понятия: виды контроля Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета. Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
33 Основные понятия: методы контроля Контроль теоретических знаний: Устный опрос. Комбинированный опрос. Письменный опрос. Контроль формирования практических навыков. Письменная практическая работа: В речевой форме. В графической форме.
34 Основные понятия: формы контроля По способу предъявления: Письменный. Устный. По числу проверяемых: Индивидуальный. Фронтальный. Групповой. По месту проведения: Домашний. Классный. По степени дифференцированности оценки: Недифференцированный (зачет). Дифференцированный (зачет, экзамен).
35 Основные понятия: формы контроля По объему контролируемого материала: Итоговый (экзамен). Промежуточный (зачет). По характеру предъявляемых заданий: Вопросы диагностического характера. «Тихий опрос». Составление схем и таблиц. По характеру предъявляемых заданий. Работа с печатными средствами: Работа в ТПО. Тесты. Работа по карточкам. Работа с перфокартами. Разборы. Работа над ошибками.
36 Основные понятия: формы контроля По характеру предъявляемых заданий. Работа со связным текстом: Диктант. Контрольная работа. Сочинение. Изложение. Рецензирование. Конспектирование.
37 Основные понятия: формы контроля
39 Оценка и отметка Результаты контроля учебно-познавательной деятельности обучающихся выражаются в её оценке. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего- нибудь. Оценка означает установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Оценка тесно связана с контролем и является его следствием. К оценке предъявляются такие требования: Объективность. Систематичность. Индивидуальный подход. Педагогический такт учителя.
40 Оценка Оценка должна быть: Гласной. Мотивированной. Убеждающей. Соотноситься с самооценкой и мнением коллектива обучающихся класса. Образовательная роль оценки состоит в том, что обучающиеся получают объективную информацию о результатах своей учебной работы. Она указывает на достижения школьника в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения.
41 Оценка Воспитательная роль оценки заключается в осознании учениками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Стимул к развитию познавательных интересов, положительных качеств личности: активности, самостоятельности, ответственности, умения преодолевать трудности.
42 Оценка Ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии обучающихся, отрицательно влияет на результативность учебно-воспитательного процесса. Количественным выражением оценки является отметка. В Италии – 11 баллов. В Голландии – 10 баллов. В России – 5 баллов. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень достижений учащегося.
43 Суть проблемы Завышение отметок в оценке знаний, умений и навыков приводит к снижению уровня подготовки обучающихся. Занижение отметок вызывает утрату интереса школьника к учению и веры в свои силы и возможности.
44 Суть проблемы Проблема двойки заключается в том, что полученная двойка обычно психологически травмирует учащегося, вызывает у него отрицательные эмоции. Морализация и нотации, которыми учителя сопровождают выставление двоек, лишь ухудшают положение, так как приводят к образованию у ученика определенного смыслового барьера, вследствие которого действия учителя не достигают цели, а ученик приходит к осознанию своей неполноценности, несправедливого отношения к нему.
45 Суть проблемы Психологическое воздействие двойки продолжается даже тогда, когда она исправлена, так как остается в классном журнале, в дневнике ученика, входит в средний балл успеваемости, используется в качестве борьбы с нарушением дисциплины, недостаточным прилежанием учеников, за отсутствие на уроке дневника, тетради, невыполнение домашнего задания и т. д.
46 Суть проблемы Инерция отметок, согласно которой ответ отличника нельзя оценить плохим баллом ни в каком случае, а слабоуспевающий ученик не может получить «вдруг» отличную или хорошую отметку, если даже за свой ответ он её объективно заслуживает.
47 Суть проблемы Нарушения педагогических требований к выставлению отметок приводят к тому, что школьники стремятся к получению «4» и «5» не ради приобретения знаний, овладения умениями и навыками, а ради престижа в школе и в семье. Другие ученики, которые не могут добиться желаемых отметок, теряют веру в свои возможности и никак не реагируют даже на отрицательные отметки.
48 Суть проблемы Пятибалльная система обусловлена тем, что установленные нормы оценок являются средними и ориентировочными. Отсюда есть практика «плюсов», «минусов», «точек», «букв» и т. д.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.