Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемberezovschool.ucoz.ru
1 « МБОУ СОШ с. Берёзовка» « Психологическая защита, как ответная реакция ученика на стрессовую ситуацию» « Психологическая защита, как ответная реакция ученика на стрессовую ситуацию» Социальный педагог Шереверова Л.Г.
2 Источники стресса Мы живём в напряжённое время, время чрезвычайно интенсивных политических, Мы живём в напряжённое время, время чрезвычайно интенсивных политических, экономических и даже геофизических перемен. экономических и даже геофизических перемен. Стресс – обширный круг состояний возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стресс – обширный круг состояний возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). В силу многих причин подростки больше других подвержены стрессам. В силу многих причин подростки больше других подвержены стрессам. Источниками стресса становятся и физиологические изменения тела и начавшиеся поиски индивидуальности, контрольные, экзамены, давление родителей по поводу успеваемости в школе, проблемы в отношениях между парнями и девчонками, неуверенность в себе, тяга ко всему запрещённому и осознание того, что запрещённое, выбор между добром Источниками стресса становятся и физиологические изменения тела и начавшиеся поиски индивидуальности, контрольные, экзамены, давление родителей по поводу успеваемости в школе, проблемы в отношениях между парнями и девчонками, неуверенность в себе, тяга ко всему запрещённому и осознание того, что запрещённое, выбор между добром
3 Факторы стресса Таким образом, мы приходим к выводу, что стресс возникает под влиянием различных факторов среды и предъявляет организму повышенное требование. Таким образом, мы приходим к выводу, что стресс возникает под влиянием различных факторов среды и предъявляет организму повышенное требование. «Стресс» в переводе с английского означает «напряжение». «Стресс» в переводе с английского означает «напряжение». Факторами стресса могут быть: Факторами стресса могут быть: пониженные температуры (холодовой стресс), пониженные температуры (холодовой стресс), повышенные температуры (тепловой стресс), повышенные температуры (тепловой стресс), избыток употребления лекарств (лекарственный), избыток употребления лекарств (лекарственный), но наиболее распространён эмоциональный стресс. но наиболее распространён эмоциональный стресс.
4 Стадии стресса Учение о стрессе было создано канадским учёным Гансом Селье, он выделил три стадии стресса. 1 стадия – стадия тревоги (в этой стадии происходит мобилизация всех защитных сил организма). 2 стадия – стадия устойчивости или стабилизации (организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды, но снижается устойчивость организма к другим неблагоприятным факторам и ослабевает иммунитет). 3 стадия – истощения (организм не в силах противостоять действующему фактору и возникает различные болезни).
5 Признаки стресса: Психологические тревога, тревога, страх, страх, напряжение, напряжение, неуверенность, неуверенность, растерянность, растерянность, подавленность, подавленность, беззащитность, беззащитность, паника, паника,
6 Признаки стресса: Физиологические бледность или краснота, бледность или краснота, учащение пульса, учащение пульса, дрожь. дрожь. потливость, потливость, сухость во рту, сухость во рту, затруднение дыхания, затруднение дыхания, расширение зрачков, расширение зрачков, мышечная скованность, мышечная скованность, трудности глотания, трудности глотания, желудочный спазм. желудочный спазм.
7 Виды стресса В зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса В зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса 1. Физиологический – действие физических перегрузок, болезни. 1. Физиологический – действие физических перегрузок, болезни. 2. Психологический – действие моральных и психологических перегрузок. 2. Психологический – действие моральных и психологических перегрузок. В зависимости от типа воздействия психологический стресс можно, в свою очередь, разделить на информационный и эмоциональный. В зависимости от типа воздействия психологический стресс можно, в свою очередь, разделить на информационный и эмоциональный. Информационный – информационные перегрузки, отсутствие правильного решения, отставание от требуемого темпа, высокая степень ответственности. Информационный – информационные перегрузки, отсутствие правильного решения, отставание от требуемого темпа, высокая степень ответственности. Эмоциональный – ситуация угрозы жизни и здоровью, опасности, обиды и т. Эмоциональный – ситуация угрозы жизни и здоровью, опасности, обиды и т.
8 Стресс в школе На вопрос, испытывает ли подросток стресс в школе, существуют две крайние точки зрения: На вопрос, испытывает ли подросток стресс в школе, существуют две крайние точки зрения: «школа – сплошная трепка нервов» (из письма в редакцию) «школа – сплошная трепка нервов» (из письма в редакцию) «школа – это праздник, который всегда с тобой» (из речи директора на первосентябрьской линейке). «школа – это праздник, который всегда с тобой» (из речи директора на первосентябрьской линейке). Допустим, второе как идеал пока недостижимо. Допустим, второе как идеал пока недостижимо. Но можно и нужно принять какие-то личные меры «безопасности», проявить некую дальновидность, чтобы первое утверждение не стало печальной реальностью. Но можно и нужно принять какие-то личные меры «безопасности», проявить некую дальновидность, чтобы первое утверждение не стало печальной реальностью. Если человеку лет, то, конечно же, невозможно сделать вид, что школьные дела на его настроение никак не влияют. Если человеку лет, то, конечно же, невозможно сделать вид, что школьные дела на его настроение никак не влияют.
9 Мнение психологов Психологи говорят: есть золотое правило - избегай сверхзадач, то есть целей, практически недостижимых, честно взвешивай свои возможности. Психологи говорят: есть золотое правило - избегай сверхзадач, то есть целей, практически недостижимых, честно взвешивай свои возможности. Влияние напряжённой ситуации на мозг человека и организм в целом может быть сравнима с давлением, которое скульптор осуществляет при работе с мрамором: правильная степень давления – и кусок мрамора становится шедевром, чрезмерное давление - и мрамор рассыплется на части. Влияние напряжённой ситуации на мозг человека и организм в целом может быть сравнима с давлением, которое скульптор осуществляет при работе с мрамором: правильная степень давления – и кусок мрамора становится шедевром, чрезмерное давление - и мрамор рассыплется на части.
10 Ученики на разных стадиях стресса Рассмотрим ситуацию: Рассмотрим ситуацию: ученикам сообщили о том, что сейчас они будут писать контрольную работу. ученикам сообщили о том, что сейчас они будут писать контрольную работу. Дети испытывают тревогу, напряжение. Дети испытывают тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда не понимают суть вопросов контрольной или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовится действовать. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда не понимают суть вопросов контрольной или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовится действовать. Но вот первая тревога прошла, и ребёнок приступает к выполнению задания. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а он уже способен действовать эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу. Но вот первая тревога прошла, и ребёнок приступает к выполнению задания. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а он уже способен действовать эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия, стадия стабилизации. Однако на этой стадии из- за того, что организм работает напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются. Это вторая стадия, стадия стабилизации. Однако на этой стадии из- за того, что организм работает напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третья стадия – стадия истощения. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третья стадия – стадия истощения.
11 Ученики на разных стадиях стресса Представьте себе ситуацию, что контрольные работы ученики должны писать на каждом занятии в течение всего дня (как это часто бывает в конце четверти). Представьте себе ситуацию, что контрольные работы ученики должны писать на каждом занятии в течение всего дня (как это часто бывает в конце четверти). Уже к концу всего дня ребёнок почувствует сильную усталость, снизится работоспособность, внимание и память начнут изменять ему. Уже к концу всего дня ребёнок почувствует сильную усталость, снизится работоспособность, внимание и память начнут изменять ему. Будет больше ошибок, а результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. Будет больше ошибок, а результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у ребёнка значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его к различным заболеваниям, и как итог- наступает болезнь. На этой стадии у ребёнка значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его к различным заболеваниям, и как итог- наступает болезнь.
12 Признаки стресса у подростка -проблемы с едой и питанием, -проблемы с едой и питанием, -нервный тик, -нервный тик, - излишний дневной сон или бессонница, - излишний дневной сон или бессонница, -повышенная раздражительность, -повышенная раздражительность, - физическое истощение, - физическое истощение, - нежелание следить за своей внешностью, - нежелание следить за своей внешностью, - разговоры о самоубийстве (я никому не нужен и т.д.) - разговоры о самоубийстве (я никому не нужен и т.д.) - отстранённость, - отстранённость, - замкнутость, - замкнутость, - бунт, - бунт, - неадекватные поступки. - неадекватные поступки.
13 Реакция подростка на стресс Дети с разными особенностями нервной системы по- разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. Дети с разными особенностями нервной системы по- разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. У одних наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый «стресс льва». Это так называемый «стресс льва». Опасность как бы подстёгивает, заставляет его действовать смело и решительно. Опасность как бы подстёгивает, заставляет его действовать смело и решительно. У других стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность, испуг и общее торможение. У других стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность, испуг и общее торможение. Это «стресс кролика». Это «стресс кролика».
14 Пути преодоления стресса - поспать; - поспать; - принять душ или ванну; - принять душ или ванну; - пойти погулять одному или с друзьями; - пойти погулять одному или с друзьями; - заняться любимым делом; - заняться любимым делом; -послушать музыку; -послушать музыку; -поиграть в активные спортивные игры; -поиграть в активные спортивные игры; - включиться в выполнение физической работы; - включиться в выполнение физической работы; - поплакать; - поплакать; - посчитать до десяти; - посчитать до десяти; - вспомнить что-то приятное; - вспомнить что-то приятное; - громко покричать ит.п. - громко покричать ит.п.
15 Советы психолога, доктора Владимира Леви Психолог, доктор Владимир Леви предлагает следующие советы помогающие преодолеть стрессовую ситуацию: Психолог, доктор Владимир Леви предлагает следующие советы помогающие преодолеть стрессовую ситуацию: 1.Заставить поработать как угодно все мышцы тела, все суставы и сухожилия сверху до низу и обратно. 1.Заставить поработать как угодно все мышцы тела, все суставы и сухожилия сверху до низу и обратно. 2. Вспотеть в результате физических усилий- каких угодно(баня и нервоз не в счёт). 2. Вспотеть в результате физических усилий- каких угодно(баня и нервоз не в счёт). 3.Продышаться свежим воздухом, чтобы почувствовать обновление крови. 3.Продышаться свежим воздухом, чтобы почувствовать обновление крови. 4.Ощутить самопроизвольный аппетит, без которого ничего не есть5.подвергнуть тело ощутимой смене температуры. 4.Ощутить самопроизвольный аппетит, без которого ничего не есть5.подвергнуть тело ощутимой смене температуры. 5. Подвергнуть тело ощутимой смене температуры. 5. Подвергнуть тело ощутимой смене температуры.
16 Советы психолога, доктора Владимира Леви 6. Найти повод хотя бы для одной маленькой радости и улыбки. 6. Найти повод хотя бы для одной маленькой радости и улыбки. 7. Помимо ночного сна днём хоть несколько минут побыть в состоянии полного покоя и мышечного расслабления. 7. Помимо ночного сна днём хоть несколько минут побыть в состоянии полного покоя и мышечного расслабления. Подремать, отключиться с непременным убеждением в святости этого дела, с настроем: «Здоров, спокоен, живу, готов ко всему». Подремать, отключиться с непременным убеждением в святости этого дела, с настроем: «Здоров, спокоен, живу, готов ко всему». Ни дня без общения с собой! Ни дня без общения с собой! «И ещё,- считает доктор Леви,- должны быть святые минуты», когда в течение дня отводить хотя бы минут на глубокое целенаправленное ничегонеделание. «И ещё,- считает доктор Леви,- должны быть святые минуты», когда в течение дня отводить хотя бы минут на глубокое целенаправленное ничегонеделание.
17 Всегда ли вреден стресс Всегда ли вреден стресс Автор теории Ганс Селье пишет: «Полная свобода от стрессов означает смерть». Автор теории Ганс Селье пишет: «Полная свобода от стрессов означает смерть». Ведь человек всегда деятелен и в жизни ему приходится решать новые, неизвестные задачи, а они связаны с напряжением организма. Ведь человек всегда деятелен и в жизни ему приходится решать новые, неизвестные задачи, а они связаны с напряжением организма. Кстати, отсутствие раздражения для человека так же невыносимо, как и его перегрузка. Кстати, отсутствие раздражения для человека так же невыносимо, как и его перегрузка. Если человек попадает в трудную ситуацию, то главное заключается в том, чтобы он «не сложил оружия», а был активен и деятелен. Если человек попадает в трудную ситуацию, то главное заключается в том, чтобы он «не сложил оружия», а был активен и деятелен. Избежать стрессовых ситуаций практически невозможно, необходимо научить детей правильно найти выход в трудной жизненной ситуации. Избежать стрессовых ситуаций практически невозможно, необходимо научить детей правильно найти выход в трудной жизненной ситуации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.