Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.eduklgd.ru
1 ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
2 Цель : коллективное изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно- воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин коллективное изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно- воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин
3 Цель работы по преемственности: Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую; Облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую; Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе; Создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе; Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям; Облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям; Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников. Установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.
4 Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
5 Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными.
6 6 Переход учащихся из начальной школы в основную, предусматривает три этапа подготовительный адаптационный стабилизационный
7 При переходе ребёнка из начальной школы в среднюю адаптация к новым условиям в значительной степени обусловлена его эмоциональными переживаниями При переходе ребёнка из начальной школы в среднюю адаптация к новым условиям в значительной степени обусловлена его эмоциональными переживаниями Эмоциональные переживания в этот период во многом определяются характером взаимоотношений ребёнка с учителем Эмоциональные переживания в этот период во многом определяются характером взаимоотношений ребёнка с учителем В начале средней школы учебная мотивация, интерес к учению повышается, и это происходит за счёт новых учебных предметов при поддержке учителем проявлений положительного в отношении к учению в новых образовательных условиях В начале средней школы учебная мотивация, интерес к учению повышается, и это происходит за счёт новых учебных предметов при поддержке учителем проявлений положительного в отношении к учению в новых образовательных условиях
8 1. Провести теоретический анализ психолого- педагогической литературы 1. Провести теоретический анализ психолого- педагогической литературы 2. Изучить и провести сравнительный анализ особенностей учебной мотивации и эмоциональных переживаний учащихся на этапе адаптации ко 2 ступени обучения. 2. Изучить и провести сравнительный анализ особенностей учебной мотивации и эмоциональных переживаний учащихся на этапе адаптации ко 2 ступени обучения. 3. Составить план действий по решению проблемы преемственности. 3. Составить план действий по решению проблемы преемственности. 4. Выработать единые требования к выпускникам начальной школы. 4. Выработать единые требования к выпускникам начальной школы.
9 5. Разработать комплексные мероприятия по решению проблем адаптации учащихся и профилактике дезадаптации. 5. Разработать комплексные мероприятия по решению проблем адаптации учащихся и профилактике дезадаптации. 6. Провести психолого-педагогическую диагностику готовности учащихся при переходе на основную ступень. 6. Провести психолого-педагогическую диагностику готовности учащихся при переходе на основную ступень. 7. Составить психологический паспорт выпускного класса и разработать портфолио учащихся. 7. Составить психологический паспорт выпускного класса и разработать портфолио учащихся.
10 Наблюдения за детьми Анкетирование родителей, учителей, детей Беседы с учащимися Проведение контрольных работ, тестирование. Беседы с учителями
11 База исследования Выпускники начальной школы учебного года Выпускники начальной школы учебного года Учащиеся 5 класса учебного года Учащиеся 5 класса учебного года Учителя начальной школы, Учителя начальной школы, учителя-предметники, учителя-предметники, классные руководители, классные руководители, родители родители
12 Этапы исследования Первый этап (ноябрь 2012 – февраль 2013) изучение философской, психолого-педагогический литературы по теме исследования Первый этап (ноябрь 2012 – февраль 2013) изучение философской, психолого-педагогический литературы по теме исследования Второй этап (март 2013– декабрь 2013) экспериментальный Второй этап (март 2013– декабрь 2013) экспериментальный Третий этап (январь 2013 – ноябрь 2013) обработка и анализ результатов Третий этап (январь 2013 – ноябрь 2013) обработка и анализ результатов
13 Осуществление координации действий учителей Осуществление координации действий учителей Знание теоретических основ преемственности Знание теоретических основ преемственности Творческий подход Творческий подход Взаимодействие учителей Взаимодействие учителей
14 Цель консилиума : Коллективное изучение трудностей обучения 5-классников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно- воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин. Выделение оснований для кооперации учителей, преподающих в классе.
15 Проблема - Проблема перехода учащихся из начальной школы в школу второй ступени или проблема заключается: Педагогич еский аспект - Снижают показатели обученности, встречаются с большим числом учителей, предметов, требований, технологий. Психологи ческий аспект - Происходит процесс смены ведущей деятельности, формироуется новая социальная позиция.
16 С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера : 1.Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников. 2.Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. 3. Создание ситуации успеха для пятиклассников. 4.Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе. 5.Наличие большей свободы и самостоятельности.
17 Состояние детей С педагогической точки зрения характеризуется: низкой организованностью; низкой организованностью; учебной рассеянно- учебной рассеянно- стью и недисциплиниро- ванностью; стью и недисциплиниро- ванностью; снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников. снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников. с психологической: снижением самооценки; снижением самооценки; высоким уровнем ситуативной тревожности. высоким уровнем ситуативной тревожности.
18 Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг.
19 19 Подготовительный этап 1) Изучение личных дел учащихся; 2) Мониторинг развития личности учащихся, качества их обучения и воспитания, а также диагностика готовности к переходу в среднее звено; 3) подбор учителей предметников. 3) подбор учителей предметников.предметников
20 20 Адаптационный этап Начинается с первой четверти 5 класса Начинается с первой четверти 5 класса - посещение уроков учителями начальных классов; - посещение уроков учителями начальных классов; - анкетирование учащихся на выявление динамики - анкетирование учащихся на выявление динамики психологического состояния; психологического состояния; - работа завучей, руководителей методических - работа завучей, руководителей методических объединений; объединений; - помощь психолога классному руководителю 5 класса. - помощь психолога классному руководителю 5 класса.класса
21 21 Стабилизационный этап - разработка единых методических приемов; - работа с родителями; - работа психолога с учащимися, учителями-предметниками, родителями; родителями; - устранение причин психологического дискомфорта учащихся. учащихся.учащихся
22 Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Далее в таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Далее в таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции. Тенденции: – ухудшение ситуации, Тенденции: – ухудшение ситуации, – улучшение ситуации, – улучшение ситуации, – стабильное положение – стабильное положение
23 ПроблемаТенден- ция Возможности разрешения Недостаточная наполненность урока учебным материалом, неоправданно медленный темп урока, отсутствие материалов для сильного ученика, перенос основной тяжести усвоения курса на домашнюю уменьшение доли фронтальных бесед и др. малоэффективных методов работы на уроке, использование раздаточных дидактических материалов, уменьшение пауз в работе детей Недостаточно организованное и четкое начало урока, окончание урока, выделение дополнительного – сверх отведенных 45 мин – времени на выполнение письменных проверочных работ, из-за чего дети не приучаются быстро включаться в работу, эффективно и быстро работать Приучить детей начинать работу на уроке по звонку, быстро включаться в работу, не давать отдельным детям дополнительного времени на выполнение контрольных и др. проверочных работ, заканчивать урок также со звонком с урока работатьСтойкая привычка у детей к неумеренной помощи родителей при выполнении домашних заданий, творческих работ Разъяснение родителям наносимого ущерба интеллектуальному развитию их ребенка, включение в уроки заданий, контролирующих степень самостоятельности школьников в выполнении домашних заданий
24 Бедность арсенала и однообразие используемых методов обучения, несоответствие методического багажа учителя реальным учебным возможностям детей Распространение опыта успешного обучения детей в современных условиях (школьным методическим объединениям учителей начальных классов и математики, кафедрам полезно создавать видеобиблиотеки методов обучения для ознакомления с лучшим опытом Пассивность большинства учащихся в процессе обучения Использование форм и методов организации занятий, требующих от каждого ученика активного и осознанного участия (в т. ч. парной, групповой работы)
25 Недостаточная техника чтения (в особенности – математических текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его Постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания смысла математических терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условия задач, рекомендовать и родителям проводить такую работу с детьми при выполнении заданий по математике Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей Рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, за верным положением ручки Недостаточная тренированность долговременной механической памяти Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты
26 Вывод: Вывод: Пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы"двусторонние": Пути решения проблем преемственности между отдельными ступенями школы"двусторонние": С одной стороны – в совершенствовании требований к знаниям, умениям, навыкам учащихся как в начальном, так и в среднем звене. С одной стороны – в совершенствовании требований к знаниям, умениям, навыкам учащихся как в начальном, так и в среднем звене. А с другой – в сохранении организационных форм, методов, средств обучения, характерных для работы учителя начальных классов. А с другой – в сохранении организационных форм, методов, средств обучения, характерных для работы учителя начальных классов. Учитель начальных классов и учитель среднего звена должны соблюдать в обучении: Учитель начальных классов и учитель среднего звена должны соблюдать в обучении: *единообразие в трактовке понятий, в терминологии, в используемом языке; *системность в изучении понятий; *Очевидно, что подготовка к работе учителя должна начинаться задолго до 1 сентября.
27 Пятый класс – это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Учитель в начальной школе заинтересован в успешном овладении знаниями по всем основным школьным предметам в равной степени. Данный переходный период, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов. Пятый класс – это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Учитель в начальной школе заинтересован в успешном овладении знаниями по всем основным школьным предметам в равной степени. Данный переходный период, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей, возникающих не только у школьников, но и у педагогов.
28 Обычно в качестве критерия возникновения проблемы преемственности называется падение успешности обучения математике. Нами было проведено исследование изменения отметки по математике при переходе из начальной школы в 5 класс. Анализировалось: годовая отметка за начальную школу, отметка за первую четверть в 5 классе, итоговая отметка за 5 класс. Было исследовано движение отметок у 105 учеников разных школ. Исследование показало, сто при переходе учеников из начальной школы в основную у 20% учеников происходит снижение отметки по математике. Обычно в качестве критерия возникновения проблемы преемственности называется падение успешности обучения математике. Нами было проведено исследование изменения отметки по математике при переходе из начальной школы в 5 класс. Анализировалось: годовая отметка за начальную школу, отметка за первую четверть в 5 классе, итоговая отметка за 5 класс. Было исследовано движение отметок у 105 учеников разных школ. Исследование показало, сто при переходе учеников из начальной школы в основную у 20% учеников происходит снижение отметки по математике.
29 Эти данные свидетельствуют о том, что наличие проблемы преемственности при обучении математике связано не только с переходом от одного учителя к другому (на что сейчас в практике обучения делается высокий акцент), но и с переходом к изучению материала более высокого уровня абстракции, то есть с разрешением противоречия между высоким уровнем абстрактности математики и недостаточно развитым для ее усвоения абстрактным мышлением. Эти данные свидетельствуют о том, что наличие проблемы преемственности при обучении математике связано не только с переходом от одного учителя к другому (на что сейчас в практике обучения делается высокий акцент), но и с переходом к изучению материала более высокого уровня абстракции, то есть с разрешением противоречия между высоким уровнем абстрактности математики и недостаточно развитым для ее усвоения абстрактным мышлением.
30 Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Выше в таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе. Выше в таблице перечислены некоторые из таких проблем, отмечена динамика по каждой проблеме, названы возможные пути их решения или коррекции.
31 Качество знаний по предметам классИЗОфиз-раанглийскийтехнологияОБЖ 5а90% 87,00 % 96,70 % 77,00 % 5б100%86.2%69%10089,7 5в100% 89%100% 5г76,7%86,7%60%80%89,3% 5д96,4%100%50%100%85,7%
32 Качество знаний по предметам классматематикарусскийлитератураистория природове дениемузыка 5а 83,3%80%96,7%93,% 96,7 % 5б 65,5%79,3%100% 86,2 %100% 5в 86%98%100% 5г 53,30%33,30%73,30%93,3% 86,7 % 5д 71,00%64,20%100%92,8% 89,2 %100%
34 Уровень развития пятиклассников
35 Результаты оценки уровня тревожности учащихся 5-х классов. общая тревожность в школе-58% общая тревожность в школе-58% переживания социального стресса-37% переживания социального стресса-37% фрустация потребности в достижении успеха- 37% фрустация потребности в достижении успеха- 37% страх самовыражения-61% страх самовыражения-61% страх ситуации проверки знаний-66% страх ситуации проверки знаний-66% страх не соответствовать ожиданиям окружающих-52% страх не соответствовать ожиданиям окружающих-52% низкая физиологическая сопротивляемость стрессу-42% низкая физиологическая сопротивляемость стрессу-42% проблемы и страхи в отношениях с учителями- 43% проблемы и страхи в отношениях с учителями- 43%
36 Уровень тревожности
37 5а5б5в5г5д Успеваемость 100% Качество (4 классы) 93% 65,5 %70%53,5%55,5% Качество (5 классы) 72%56%69%28,6%46,4% Отличники / хорошисты 3/18 1/133/170/83/10 С одной «3» 3/0 3/32/03/1 С одной /двумя «4» 0/23/01/1 0/0
38 5-а класс-было-75%.стало-72,4% 5-б класс-было-74%.стало-56% 5-в класс-было72%.стало -69% 5-г класс-было50%.стало-28,5% 5-Д класс-было 47%.стало-46,4%
39 микроисследования Классы Любишь ли ты учиться? Должны ли дети учиться? Если бы учение было не обязательным, ходил бы ты в школу? данетне знаюданетне знаюданет не з н а ю 2кл95,20,43, ,21,2 3кл94,40,84,099,60,4-95,21,2 2,4 4кл76,822099,20,4 86,84,4 7,6 5кл64,44,429,299,20,4 82,44,4 11,6
40 Математика - 3,8 Русский язык-3,6 литература - 4,1 Природоведение-3.91 История-4,1 физкультура-4,02 Технология-4,3 Музыка-4,1 Английский 3,5 ОБЖ -3.9.Средний балл по предметам
41 УчительВсего"5""4""3"% качества Черкас Т.Ф(5а) ,7% Бобровская Т.А(5в,д) % Пантелеева М.А.(5б) ,3% Строилова Л.Н.Л.М.(5г) ,7% Круглова Т.Г.(5а) % Березина Л.Л.(5Б,в) ,7% Шпаковская С.А. (5г,д) Дмитриева Н.В. (5а-5г) ,9% Отставных Е.А ,7% Герасимчик Н.И % Котельников А.М ,1% Осыка Е.В ,1 Власова Б.Ф.-5д % Матвеева Л.С ,6%
42 УчительВсего"5""4""3"% качества Деменков В.Н ,2% Корнеева Л.Е ,9% Асхатова И.В ,2% Кузнецова С.В Выволокина Г.А %
43 КлассОтличники 5а Дубровская Мария, КазаеваТаня, Трофимов Алексей 5б Акмаева Александра 5вОвсянкина Софья, Полоник Алена, Порохняч Антон 5гНет 5д Белов Максим,Милкин Илья, Чернышов Андрей
44 КлассыВсего«5»«4»«3»«2» % успеваемости % качества 4а(28) а(28) ,883,3 4б(29) ,4 5б(29) ,5 Русский язык Муниципальный мониторинг В сравнении 4и 5 класс
45 КлассыВсего«5»«4»«3»«2»% успеваемости % качества 4в ,890 5в г(28) ,346,4 5г(28) ,724 4д(28) ,6 5д(28) ,5 Русский язык Муниципальный мониторинг В сравнении 4и 5 класс
46 КлассыВсего«5»«4»«3»«2» % успеваемости % качества 4а(28) а(28) ,257,1 4б(29) б(29) ,262 Математика Муниципальный мониторинг В сравнении 4и 5 класс
47 КлассыВсего«5»«4»«3»«2»% успеваемост и % качества 4в в г(28) ,2 5г(28) ,1 4д(28) ,6 5д(28) ,5 Математика Муниципальный мониторинг В сравнении 4и 5 класс
48 Даёт возможность учащемуся выбрать для предъявления на итоговом контроле наиболее интересную для него предметность. Воспитывает исследовательскую культуру учащихся, развивает навыки устной и письменной речи. Учитель получает возможность увидеть скрытый потенциал ребёнка, найти индивидуальный ключик к раскрытию творческих и интеллектуальных задатков отдельно взятого ученика
49 Высокая трудоёмкость работ для ученика и учителя. Сложно отследить индивидуальную траекторию движения отдельно взятого ученика. Нелегко рационально и оптимальным образом составить расписание. Работа в 2 смены
50 Обсуждение путей решения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.