Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool108.ucoz.ru
1 ПРОГИМНАЗИЯ 108, Г. УЛАН-УДЭ Козырева С.П., к. культурологии, педагог- психолог
2 продиктована переменами в обществе, поставившими задачу социокультурной модернизации образования Проблематика качества дошкольного образования
3 Проблематика развития дошкольного образования. Более половины детей дошкольного возраста не охвачены дошкольным образованием Современные организационно-правовые формы дошкольного образования не соответствуют социальному заказу Нарождающиеся организационно-правовые формы не обеспечены нормативной базой
4 Поиск новых подходов к обеспечению качества дошкольного образования – это обновление: целевых целевых содержательно-процессуальных компонентов воспитательно- образовательного процесса содержательно-процессуальных компонентов воспитательно- образовательного процесса реализации эффективных структур управления реализации эффективных структур управления Механизм обновления интеграция традиции и новаторства, инновационные процессы чаще всего методом проб и ошибок вырабатываются новые критерии качества образования.
5 Стандарт качества - нормирует уровень качества образовательной услуги, обеспечивающий ее соответствие ГОСам и потребностям заказчика (населения города) Нормативы качества образовательных результатов ребенка Нормативы Качества организации образовательного и воспитательного процесса Нормативы Качества педагогического и управленческого состава ОУ Нормативы качества учебно- методической и материально- технической базы ОУ Нормативы Качества образовательной среды (безопасность, экологичность и пр.) Нормативы мониторинговой деятельности качества образовательных услуг 7
6 ориентиры развития качества дошкольного образования ориентиры развития качества дошкольного образования Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное …
7 Нормы без содержания и содержание без норм Реально действующие нормы не поддерживают качество образования Инновационные образовательные программы не предъявляют инструментально оформленные представления о качестве. Пока нет инструментально оформленных представлений о качестве, невозможно предъявить результативность образовательной программы ни профессиональному сообществу, ни родителям.
8 Особенность нового стандарта образования: ориентация на результаты образования. Деятельностный подход Особенность нового стандарта образования: ориентация на результаты образования. Деятельностный подход Следствия Результаты образования – ключевое понятие Результаты образования – ключевое понятие Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей) Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей) Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
9 Итак, актуальное состояние на сегодняшний день Итак, актуальное состояние на сегодняшний день !! Понятие качество современного дошкольного образования- не определено. Тенденция к рассмотрению качества образования в единстве его двух сторон - процессуальной и результатирующей. Эта мысль нашла достаточно точное отражение в определениях качества образования как результата и как процесса (А.И.Субетто).
10 Качество «образования-процесса» = совокупность свойств образовательного процесса, организованного в той или иной образовательной системе, обусловливающих его приспособленность к реализации социальных целей по формированию личности. Качество «образования-результата» = качества личности («культура личности», социально- гражданственная зрелость, уровни знаний, умений, творческих способностей и мотивированность).
11 Качество образования зависит от выбора педагогической парадигмы: Аспек ты качест ва образо вания Доминирующая парадигма знаниецентристская гуманистическая соответствие стандарту образованиясоответствие индивидуальным возрастным особенностям учащихся оценивается прежде всего результат образования оценивается как процесс, так и результат образования результат - интеллектуальное развитие ученика результат - интеллектуальное, эмоционально- нравственное, физическое развитие показатели качества характеризуют различные аспекты, прежде всего учебной деятельности образовательного учреждения показатели качества характеризуют интеллектуальное, нравственное, физическое и др. развитие
12 Проблематика качества дошкольного образования Несовпадение декларируемых и реально действующих норм. Несовпадение декларируемых и реально действующих норм.Результаты: экспансия школьных форм, методов и содержания в дошкольное образование. «Подготовка к школе». экспансия школьных форм, методов и содержания в дошкольное образование. «Подготовка к школе».
13 Не учитывается 1.Диалектика возрастного развития: новообразования каждого следующего этапа «вырастают» в недрах предыдущего, т.е. готовность к школе вызревает именно в дошкольных деятельностях и способностях. Альтернатива подготовки к школе и дошкольного образования является ложной: натаскивание на школьные навыки гораздо в меньшей степени обеспечивает стартовые возможности ребенка при поступлении в школу, чем полноценная игра, конструирование, развитие речи и т.п. по разработанным специалистами дошкольным программам.
14 Исходя из этого, при выборе критериев результативности дошкольного образования необходимо ориентироваться на достижения детей в развитии способностей, для которых дошкольное детство является сензитивным периодом.
15 Качество ДО Лдучше, с нашей т.зр., определять фактами общей успешной деятельности ребенка в разных областях и также включать Лдучше, с нашей т.зр., определять фактами общей успешной деятельности ребенка в разных областях и также включать показатели здоровья, показатели здоровья, эмоционального комфорта, эмоционального комфорта, уровень творческого потенциала детей, уровень творческого потенциала детей, их коммуникативности. их коммуникативности.
16 Не путать Не путать критерии качества и их двойники Познавательная активность /а не произвольность Познавательная активность /а не произвольность Мышление / а не память или общая осведомленность Мышление / а не память или общая осведомленность Коммуникативные способности/ а не проведение времени вместе Коммуникативные способности/ а не проведение времени вместе Игра / а не коммуникация Игра / а не коммуникация Динамика развития ребенка Динамика развития ребенка
17 развитие познавательной активности, мышления, коммуникативных способностей символических способностей (воображения и игры) В общих чертах критерии качества могут быть заданы таким образом:
18 В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка (т.е. его готовности к решению новых задач и действию в ситуации неопределенности) именно данные характеристики являются одновременно актуальными для дошкольников и подготавливающими к включению в новую – школьную - жизнь.
19 Развитие личностного потенциала отражает современное понятие компетенции - Компетенции, относящиеся к деятельности человека (игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности).
20 Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность; Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы (компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность; – компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение – компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение
21 Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни; компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни; компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии
22 Система критериев и показателей оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении «Педагог»«Ребёнок-родители»«Детский сад» - участие педагога в поисковой, исследовательской и экспериментальной работе - личностное развитие ребёнка - осуществление непрерывного образования (дошкольное и начальное звено образования) -повышение уровня профессиональной компетентности педагога и его отношения к работе - знания, умения, навыки - ориентация на взаимодействие с заказчиком услуг ДОУ - повышение психологической готовности педагога к профессиональному труду -ДОШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ - рост или падение престижа детского сада в социуме -совершенствование взаимодействия в коллективе (педагогическое сотрудничество) - физическое здоровье ребёнка - расширенное социальное партнёрство ДОУ с учреждениями образования, здравоохранения и культуры - побочные эффекты образовательного процесса -взаимодействие с научно- исследовательскими институтами, изучающими проблемы дошкольного образования
23 Критерии оценки качества образования. Качество результатов 1 Наличие в ОУ системы стандартизированной диагностики, отражающей соответствующее развитие ребенка. О наличии системы можно судить в том случае, если результаты диагностики становятся основанием для принятия профессионального решения. 2 Соответствие уровня развития детей возрастным ориентирам по данным диагностики ОУ (познавательная активность, мышление, коммуникативные способности, символические способности) Параметр оценивает успешность психического развития детей.
24 Критерии оценки качества образования 3 Наличие в ОУ системы диагностики, отражающей динамику индивидуального развития детей (от 3 до 0) Максимальный балл-есть развернутая система диагностики; параметры обоснованы; результаты диагностики являются основанием для принятия проф решений 4 Наличие динамики развития детей (изменения соотношения детей, соответствующих и не соответствующих показателя своего развития) Оценка по этому параметру предполагает проведение различных диагностических процедур.
25 Критерии оценки качества образования 5 Наличие в ОУ психолого- педагогического сопровождения детей с особой исходной ситуацией развития. Максимальный балл – обоснованность предпринимаемых действий, наличие консилиумов, учет консультаций. Средний балл – есть единичные случаи психолого- педагогического сопровождения детей 6 Соответствие модельного события и его рефлексии образовательной программе ОУ 7 Динамика показателей здоровья детей 8. Удовлетворенность родителей качеством предоставляемого образования. По данным составленного на муниципальном уровне формата опроса родителей.
26 Критерии оценки качества образования Качество условий. 1 Качество реализации образовательной программы ДОУ 2. Наличие материальных и методических условий для реализации образовательной программы ДОУ 3. Квалификация педагогов (с учетом наличия авторских разработок) 4. Наличие условий для сохранения здоровья детей.
27 Показатели оценки качества дошкольного образования: Можно использовать : непосредственные показатели психического развития детей ( « Дошкольная зрелость». показатели качества образовательных условий показатели здоровья дошкольников. Достижения детей достижения педагогов
28 Независимая система оценки качества дошкольного образования как институт поддержки качества образования Наиболее традиционными для современных способов оценки качества дошкольного образования являются показатели качества образовательных условий. (В частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы).
29 Показатели психического здоровья детей проблема показателей психического развития детей стоит особенно остро. Недопустимо сужение спектра диагностических материалов до стандартизированных методик Недопустимо сужение спектра диагностических материалов до стандартизированных методик стандартизированные методики хороши относительной простотой использования (относительной, т.к. все же требуют специальной подготовки и в неумелых руках могут стать источником недостоверных данных), однако далеко не всегда чувствительны к различным проявлениям динамики, которые могут проявиться «нестандартизированно», но быть замеченными чутким педагогом стандартизированные методики хороши относительной простотой использования (относительной, т.к. все же требуют специальной подготовки и в неумелых руках могут стать источником недостоверных данных), однако далеко не всегда чувствительны к различным проявлениям динамики, которые могут проявиться «нестандартизированно», но быть замеченными чутким педагогом
30 Участие гражданского сообщества в системе оценки качества дошкольного образования. Не выстроены переговорные площадки с участием как потребителей услуг дошкольного образования, так и структур ответственных за его представление. Не выстроены переговорные площадки с участием как потребителей услуг дошкольного образования, так и структур ответственных за его представление. должны быть разработаны корректные методики такого участия, учитывающие особенности родителей как заказчиков. должны быть разработаны корректные методики такого участия, учитывающие особенности родителей как заказчиков.
31 Модель управления качеством дошкольного образования Результат : Результат : учет всех необходимых средств и условий и оперативное вносение научнообоснованных коррекций в образовательный процесс учет всех необходимых средств и условий и оперативное вносение научнообоснованных коррекций в образовательный процесс
32 Десять основных этапов 1. Изучение спроса и потребностей за- 1. Изучение спроса и потребностей за- казчиков образовательных услуг. 2. Выбор миссии, основных целей и 2. Выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ. 3. Отбор образовательных программ 3. Отбор образовательных программ (разр-ка собственной программы)
33 4.Обеспечение образовательного 4.Обеспечение образовательногопроцесса. 5. Отбор квалифицированных кадров, 5. Отбор квалифицированных кадров, повышение квалификации. 6. Первичная диагностика воспитан- 6. Первичная диагностика воспитан-ников. 7. Образовательный процесс 7. Образовательный процесс 8. Текущий контроль образовательного 8. Текущий контроль образовательногопроцесса. 9. Итоговая диагностика воспитан- 9. Итоговая диагностика воспитан-ников. 10. Отслеживание жизнедеятель- 10. Отслеживание жизнедеятель- ности выпускников. 4.
34 Заключение Заключение Критерии качества дошкольного образования необходимо пересматривать. Но делать это нужно с учетом сохранения и развития его потенциала ( защита ценностей детства, культурной самобытности нашей республики). Критерии качества дошкольного образования необходимо пересматривать. Но делать это нужно с учетом сохранения и развития его потенциала ( защита ценностей детства, культурной самобытности нашей республики). Недопустимо постоянное подчеркивание приоритета финансовых забот перед всеми остальными проблемами ДО Недопустимо постоянное подчеркивание приоритета финансовых забот перед всеми остальными проблемами ДО
35 Приложение Приложение
36 Структура расходов по укрупненным статьям % Оплата труда, в т.ч. 68% оплата труда пед. Состава 42% оплата труда прочих служащих 26% Затраты на материально- техническое обеспечение образовательного процесса 17% Прочие расходы 15% ВСЕГО 100% ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ: структура расходов в образовательных учреждениях 3.8
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.