Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool40.smoladmin.ru
1 Внеурочная деятельность с одаренными детьми по русскому языку и литературе (фрагмент презентации) «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В. А. Сухомлинский. Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ СОШ 40 Панкова А.В.
2 Цель моей работы с одаренными детьми: - выявление доминирующих способностей у детей; - оказание помощи в выборе принципа рациональных путей их личностного развития и обучение навыкам социальной адаптации; - предупреждение развития одаренности по скрытому типу.
3 «Одаренный ребенок – это...» Под одаренными детьми нами понимаются дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных детей.
4 Категории одаренных в умственном отношении детей: - дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях; - дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность); - дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
5 Характерные черты одаренных детей ( модель одаренности Ж. Рензулли) Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: 1) интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); 2) креативность или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность); 3) настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу, познавательная и исследовательская активность).
6 Характерные черты одаренных детей Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоко уровне их развития дает нам качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.
7 Диагностика одаренности Цель диагностической работы: выявление интеллектуально и творчески одаренных учащихся для формирования групп по развитию личности и эмоционально- волевой сферы, предупреждение развития одаренности по скрытому типу.
8 Диагностика одаренности Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно. На первом этапе я выявляю одаренных детей, учитывая высокие показатели ребенка по русскому языку и литературе. Второй этап диагностический. На этом этапе провожу индивидуальную оценку возможностей ребенка: результаты олимпиад, уровень исследовательских и творческих работ (стихи собственного сочинения, проза и т.д.). Создается банк данных одаренных учащихся, персональные портфолио.
9 Диагностика одаренности В психологии принято различать общую и специальную одаренность. Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности (решение сложных олимпиадных заданий по русскому языку и литературе; участие в исследовательских конкурсах; сочинение стихов и прозы и т.д.). Проводить диагностическую работу учителю необходимо для выявления талантливых детей.
10 На диаграмме показана диагностика способностей учащихся ( 10 класс) Всего в классе: 18 учащихся
11 Одарённые дети и учебная деятельность В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что: - хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой; - способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам; - умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений; - погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания; - не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников; - постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения; - могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи»; - способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации; - урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
12 Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми 1) Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы; 2) быть доброжелательным и чутким; 3) уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; 4) быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения; 5) быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами; 6) иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию.
13 Формы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время Урочная деятельность: 1) проектная деятельность; 2) нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления; 3) самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня); 4) работа в группе. Внеурочная деятельность: 1) предметные недели; 2) научно-практические конференции; 3) олимпиады по предмету; 4) участие в конкурсах исследовательских работ; 5) участие в конкурсе «Русский медвежонок»; 6) конкурсы рисунков; 7) музыкально-литературные гостиные.
14 Банк данных одаренных детей Достижения одаренных учащихся систематизируются и обобщаются. Ниже приведены результаты деятельности по русскому языку и литературе моих учеников.
15 Банк данных одаренных детей Участие учащихся школьных, городских и региональных олимпиадах и конкурсах по литературе и русскому языку Мероприятия (русский язык и литература) Школьная олимпиада Городские литературные чтения 246 Городской конкурс сочинений 222 Областной историко- литературный конкурс -5- Всероссийская олимпиада по русскому языку«Русский медвежонок» Исследовательские работы в рамках НОШ (проекты) --10
16 Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся Цель моей работы: 1) Организовать такую работу с ребенком, которая не тормозит и не сдерживает, а обеспечивает наилучшие условия для развития детских способностей, раскрытия и реализации скрытых возможностей. 2) Помочь ребенку в дальнейшем развитии и закреплении склонностей и поддержке самостоятельности, смелости в отступлении от общепринятого шаблона, а также поиске нового способа решения.
17 Научное общество школьников Ученики (6-11 классы), серьезно интересующиеся литературой и русским языком, объединились в школьном научном обществе, которое проводится ежегодно на базе школы. Научное общество учащихся (НОУ) – это команда единомышленников, которые ставят перед собой общие цели и задачи в исследовательской деятельности по предмету.
18 Направления деятельности НОУ русского языка и литературы: 1) Составление портфолио учащихся. 2) Издание творческих работ, копилка стихов учащихся. 3) Участие в школьных, городских, всероссийских олимпиадах. 4) Участие в школьных, городских, всероссийских конференциях и конкурсах. 5) Информирование учащихся о дистанционных, заочных олимпиадах, конференциях и конкурсах.
19 Три главных составляющих подготовки и выполнения исследовательской работы: «Интересно» - тема работы должна вызывать интерес, потребность к поиску, творчеству, эксперименту. «Хочу» - выявляет личные цели и ценности. Желание решить поставленные задачи. «Могу» - использование своих возможностей и способностей, состояния здоровья. Высокий уровень самостоятельности.
20 Трудности при сопровождении учителем исследовательских работ: Проблемы (возникшие внезапно) в проведении эксперимента. Слабая материальная база. Недостаточная интеграция наук. Перегрузка учителя и ученика.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.