Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.419spb.ru
1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Современный урок как средство формирования конкурентноспособной личности»
2 В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека и гражданина, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения. Школа XXI века – это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение не только достижений прошлого, но и технологий будущего. Задача учителя – помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
3 Цель Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации современного урока, способствующего формированию конкурентноспособной личности.
4 Задачи Формирование понятий: «конкурентноспособная личность», «современный урок»; Поиск путей совершенствования повышения эффективности современного урока; Выявление способов развития учебно- познавательной компетенции учащихся; Повышение эффективности учебно- воспитательного процесса
5 Конкурентоспособная личность - это личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами.
6 УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных, воспитательных и развивающих целей.
7 Основные недостатки уроков Не объявляется тема и цель урока; Используются однообразные, в основном репродуктивные методы обучения; Не учитываются индивидуальные и возрастные особенности учащихся; Не всегда даются ясные инструктажи по выполнению заданий, не ставятся чёткие учебные вопросы и задачи; В урок не включаются вопросы, содержащие изученный ранее материал(задачи, орфограммы и т.д.); От учащихся не требуют исчерпывающих ответов; Отсутствуют задания, способствующие развитию информационной и учебно- познавательной компетенции; Не используются разноуровневые задания; Отсутствует система обратной связи учитель-ученик; Используются однообразные и не эффективные формы проверки д/з, самостоятельных работ; Отсутствуют задания, способствующие развитию у учащихся, умения делать самоанализ своей деятельности; Не запрограммирована динамика урока (как в прямом, так и в переносном смысле) не проводится динамическая пауза с конкретными валеологическими задачами (профилактика утомления глаз, правильное дыхание, переключение и восстановление внимания и т.п.); Не подводятся итоги урока ( отсутствует рефлексия); Не используются воспитательные возможности оценки; Не продумывается дозировка и дифференциация домашних заданий. Отсутствует инструктаж к выполнению д/з, нет записи д/з на доске и в дневнике; Не используется наглядность и средства ИКТ
8 В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно.» Так может и не стоит ничего менять?
9 Проблемы Что такое современный урок? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от вчерашнего?
10 Характеристика современного урока на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества на современном уроке есть место каждому ребенку, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!
11 Современный урок Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
12 Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль. В хорошем уроке есть и завязка, и кульминация, и развязка, текст и подтекст! С. Л. Соловейчик
13 Требования, предъявляемые к современному уроку урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием. строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей учителя должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности нацелен на конкретные результаты должен иметь рациональную структуру и темп. изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре. должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной. большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач. существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.
14 Требования, предъявляемые к современному уроку эффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ должны применяться многообразные формы, методы и средства. Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве учителя способны обеспечить максимальную эффективность данного урока урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером классного коллектива, обликом учителя, общей атмосферой. обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимся учитель способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и школьной гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия. для проведения урока необходима благоприятная обстановка учитель проводит рефлексию урока и его самоанализ урока урок проводится по плану, который является творческим документом учителя
15 «Кто не видит конечной цели - очень удивляется, придя не туда» «Кто не видит конечной цели - очень удивляется, придя не туда» Марк Твен
16 Цели и задачи урока Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся. цель образовательные развивающие воспитательные задачи
17 1, 2 группа Определить и сформулировать обучающие задачи 3, 4 группа Определить и сформулировать развивающие задачи 5,6 группа Определить и сформулировать воспитательные задачи Задание группам
18 Образовательные задачи Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися определённой системы знаний, формировании на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков.
19 Развивающие задачи урока – отражают основные умения, которые вырабатываются на данном занятии Развивающие задачи
20 Воспитательные задачи – охватывают все направления воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экологическое, эстетическое, правовое и т.д. Воспитательные задачи урока предполагают получение учащимися нравственных ценностей из содержания учебного материала урока. Воспитательные задачи Воспитательные воспитывать чувство ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса способствовать сплочению команды, класса … отражение аспектов нравственного и эстетического воспитания
21 СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Тема урока ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Формы работы Методы обучения Методы обучения РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА РЕФЛЕКСИЯ средства
22 Типология уроков Изучение сущности и структуры урока приводит, к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут бить разделены на типы по различным признакам. В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков: - по основной дидактической цели; - по основному способу их проведения; - по основным этапам учебного процесса.
23 1, 2 группа Выбрать типы уроков по основной дидактической цели 3, 4 группа Выбрать типы уроков по основному способу их проведения 5,6 группа Выбрать типы уроков по основным этапам учебного процесса Задание группам
24 Типология уроков По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: - урок ознакомления с новым материалом; - урок ознакомления с новым материалом; - урок закрепления изученного; - урок закрепления изученного; - урок применения знаний и умений; - урок применения знаний и умений; - урок обобщения и систематизации знаний; - урок обобщения и систематизации знаний; - урок проверки и коррекции знаний и умений; - урок проверки и коррекции знаний и умений; - комбинированный урок - комбинированный урок
25 Типология уроков Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки: Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки: - в форме беседы; - в форме беседы; - лекции; - лекции; - экскурсии; - экскурсии; - киноуроки; - киноуроки; - самостоятельная работа учащихся; - самостоятельная работа учащихся; - лабораторные и практические работы; - лабораторные и практические работы; - сочетание различных форм занятий. - сочетание различных форм занятий.
26 Типология уроков Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки: -вводные; -первичного ознакомления материалом; -образования понятий, установления законов и правил; -применения полученных правил на практике; -повторения и обобщения; -контрольные; -смешанные или комбинированные.
27 Урок - экскурсия; Урок - семинар; Дидактическая игра; Анализ ситуаций; Устный опрос; Письменный опрос; Контрольная работа; Урок-зачет; Виды (формы) урока Урок - поиск; Проектный урок; Урок - экспедиция; Урок -лекция; Урок взаимообучения; Урок пресс-конференция; Проблемно-обучающий зачет
28 Связь между работоспособностью учащихся и временем урока max минут
29 Распределение интенсивности умственной деятельности минута80 % минута % минута10 %
30 Основные компоненты современного урока 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
31 1, 3, 5 группа Определить содержание этапов традиционного урока Задание группам 2, 4, 6 группа Определить содержание этапов урока в деятельностном обучении
32 Этапы урокаТрадиционное содержание урока Содержание в деятельностном обучении Организационный момент Приветствие, проверка готовности к уроку Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся. Повторение пройденного Устная (письменная) работа, сообщение темы урока Актуализация имеющихся необходимых знаний завершается созданием проблемной ситуации, постановкой проблемы Изучение нового материала Изложение нового материала учителем Поиск способов решения проблемы детьми Закрепление нового материала Закрепление материала посредством репродуктивной деятельности Управление первичным закреплением с элементами самоконтроля, самооценки. Включение нового знания в систему знаний Домашнее задание Как правило, подводит учитель Организация рефлексии Оценочная деятельность Обычно учитель перечисляет оценки Объявление оценок с комментированием, самооценивание, взаимооценивание
33 Учебно-познавательная компетенция Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемов действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
34 Компетентностный подход предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Вопрос традиционного обучения – «Чему учить?», становится менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может».
35 Деятельностный подход Цель деятельностного подхода – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Это означает, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. (При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит). Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
36 Деятельностная форма учебно- познавательной компетенции ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; осуществлять поиск дополнительной информации ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выделять основные идеи выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; выделять основные идеи использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования или с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); владеть навыками культуры чтения (выписки, план, тезис, конспект, реферат, рецензия); уметь рационально организовывать рабочее временя; иметь опыт восприятия картины мира.
37 Выбор эффективных методов и приёмов обучения Лекция Применение знаний на практике Аудио и видео просмотр Самостоятельное чтение Групповое обсуждение Демонстрация
38 ВСЕМ группам Распределить методы обучения в порядке увеличения их эффективности (сверху вниз) Задание группам
39 Лекция -5% Самостоятель ное чтение-10% Аудио и видео просмотр-20% Демонстрация-30% Групповое обсуждение-50% Выполнение практических заданий-75% Обучение других (применение знаний на практике)-90%
40 Рефлексия 1. Ассоциативный ряд 2. Незаконченные предложения 3. Торт решений 4. Разговор на бумаге 5. Солнышко 6. Координаты 7. Лист обратной связи 8.Заключительная дискуссия 9. Выбери дистанцию 10. Интепритация изображений 11. Свет молнии. 12. Письмо самому себе 13. Ну что, как прошло занятие? 14. Барометр настроения 15. Телеграмма. 16. Памятки 17. Пейзаж - зеркало настроения 18. Цветодиагностика
41 Ель рефлексии Каждая пара веток ёлки – это позиция, по которой надо высказать свое мнение (снизу вверх): Нижняя пара веток– для нас было важным и интересным… Вторая пара веток – по этому вопросу мы получили конкретную информацию… Третья пара веток – нам было трудно (нам не понравилось)… Четвёртая пара веток – наша оценка педагогического совета… Верхушка ели – для нас было недостаточно…
42 ВСЕМ группам Распределить методы обучения в порядке увеличения их эффективности (сверху вниз) Задание группам
43 Домашнее задание 3 уровня домашних заданий: -Обязательный; -Тренировочный; -Творческое задание Задание для выполнения в группах Индивидуальное задание
44 Заключение Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)
45 С благодарностью всем коллегам, идущим по нелегкой учительской стезе….
46 Мотивация Мотивация - активно использовать методы развития познавательного интереса и постоянно поддерживать этот интерес (методы, опирающиеся на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации новизны, успеха) - личный пример учителя - вызывать чувство тревоги и ответственности перед будущим - раскрывать самоценность учебы как источника удовольствия - активно использовать методы развития познавательного интереса и постоянно поддерживать этот интерес (методы, опирающиеся на неожиданность, парадоксальность, занимательность, создание ситуации новизны, успеха) - личный пример учителя - вызывать чувство тревоги и ответственности перед будущим - раскрывать самоценность учебы как источника удовольствия Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей школы XXI века.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.