Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемfobr.ru
1 Методические подходы к обучению сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) Н.А.Нефедова, зав. методической лабораторией русского языка и литературы Московского института открытого образования, Заслуженный учитель РФ
2 Данные методические рекомендации просим воспринимать как один из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию С2 в структуре экзаменационной работы по русскому языку формата ГИА г
3 Методические подходы к обучению сочинения- рассуждения на лингвистическую тему (С2)
4 С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
5 Августовский педсовет ФИПИ 2012 Вопрос: Будут ли указаны разделы грамматики, которые могут быть привлечены для анализа в сочинении на лингвистическую тему? Ответ: …цитата ориентирована не на разделы грамматики, а на любое явление языка (речи), представленное в тексте.
6 Задача ученика: Объяснить смысл высказывания о русском языке
7 I. Как понять смысл высказывания о языке? Этапу объяснения предшествует этап понимания учеником смысла высказывания о языке
8 Как понять смысл конкретного высказывания о языке? 1. Сделать анализ структуры авторского высказывания на лингвистическую тему как двухчастной структуры. 2. Уточнить значение ключевых понятий и ключевых характеристик высказывания.
9 1. Анализ структуры авторского высказывания на лингвистическую тему Предмет высказывания Что о нём говорится? языковые единицы, языковых явления, разделы науки о языке характеризуются особенности языка, роль языковых единиц, языковых явлений в жизни человека; даётся оценка многообразия и богатства языка в художественном тексте.
10 Анализ структуры высказывания «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Лев Васильевич Успенский
11 Анализ структуры высказывания Предмет высказывания Что о нём говорится? Грамматикапозволяет связать между собой слова, чтобы выразить мысль о предмете.
12 «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Александр Иванович Горшков
13 Анализ структуры высказывания Предмет высказывания Что о нём говорится? Выразительност ь (языка) это свойство привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление
14 «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Дмитрий Сергеевич Лихачёв
15 Анализ структуры высказывания Предмет высказывания Что о нём говорится? как (человек) говорит это способ узнать человека
16 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». Михаил Викторович Панов
17 Анализ структуры высказывания Предмет высказывания Что о нём говорится? Единицы языка: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет в языке свою работу
18 2. Анализ смысла конкретного высказывания Понимание смысла ключевых слов на уровне терминов, понятий (предмет высказывания) характеристики этих понятий (что об этом говорится?)
19 Термины, понятия – знание программного материала. Ключевые слова характеристики – не только знания по предмету, но и общее развитие ученика, его начитанность, словарный запас. Система словарной работы, сопровождающей изучение языка, художественной литературы, в том числе с привлечением словарей.
20 2. Как объяснить смысл высказывания в сочинении? ФИПИ 2012 Учебно-методические материалы для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом. ГИА 9 Русский язык
21 2. Как объяснить смысл высказывания в сочинении? В работе должен быть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса.
22 Структура комментария 1. Со ссылкой на автора высказывания можно назвать предмет высказывания и что о нём говорится. 2. Ответить на вопросы: Что ещё я об этом знаю? Какой информацией я могу дополнить высказывание, развить мысль его автора?
23 Структура комментария «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Константин Георгиевич Паустовский
24 Структура высказывания Предмет высказывания Что о нём говорится? Слово в русском языке может передать всё, что есть в нашей жизни и в нашем сознании
25 Структура комментария Константин Георгиевич Паустовский говорит о больших возможностях слова в русском языке: с его помощью можно передать всё, что есть в нашей жизни и в нашем сознании. Действительно, слова играют огромную роль в жизни человека. Словами мы можем описать любые предметы и события в мире, выразить разные чувства, понять другого человека, узнать, хорошо человеку или нет.
26 Задачи ученика: объяснить смысл высказывания о русском языке; аргументировать ответ примерами-аргументами из текста: найти в тексте 2 примера-аргумента, иллюстрирующих тезис, и верно указать их роль в тексте.
27 Примеры-аргументы В предложении 17 есть слово «шкатулка», которое называет предмет, где обычно хранятся семейные ценности. Из разговора Анны Федотовны с учениками мы понимаем, какие ценности она хранит в шкатулке: «Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки». Употребляя слово «шкатулка» в тексте, автор подчёркивает огромную ценность для матери писем с фронта.
28 В словосочетании «достала бережно» наречие передаёт чувства Анны Федотовны. В этих письмах с фронта – её любовь к сыну и память о нём.
29 Какие примеры можно привести в качестве аргументов в подтверждение тезиса? Примеры языковых средств, обладающих художественной выразительностью, образностью, эмоциональностью, поэтическим смыслом.
30 Например, Львова С.И. Русский язык. 9 класс. М.: Мнемозина. Приложения. Схема 3: «Основные языковые средства выразительности».
31 Как «увидеть» выразительные средства тексте? Необходимы знания о выразительных средствах. На основе этих знаний – умение опознавать выразительные средства. Объяснять роль выразительных средств в тексте.
32 Как объяснить роль выразительных средств в тексте? Охарактеризовать чувства, эмоции автора по отношению к герою, героя к событию или другому герою; образность авторского описания или повествования; особенность интонации повествования, которые выражены с помощью названных языковых средств.
33 Алгоритм работы ученика 1. Осмысление лингвистического содержания высказывания на основе анализа его структуры и толкования терминов и наиболее трудных слов. 2. Построение комментария по объяснению лингвистического содержания высказывания о языке. 3. Аргументация основных положений комментария к высказыванию: поиск примеров – явлений языка в тексте, объяснение их роли в тексте. 4. Вывод по теме сочинения-рассуждения.
34 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.