Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователем74332-s-002.edusite.ru
1 «Психологические основы изучения внимания у детей младшего школьного возраста»
2 Выполнили учащиеся 11 класса МОУ Увельская СОШ 2 : Малышева Леся Юрьевна, Зайцева Татьяна Юрьевна, Руководитель: Киселева Юлия Александровна, учитель биологии 2 категории
3 Цель работы: изучить психологические основы внимания. Объект: процесс развития внимания у детей младшего школьного возраста. Предмет работы: психологические основы внимания у детей младшего школьного возраста.
4 Задачи: Провести анализ литературы по проблеме изучения внимания у детей младшего школьного возраста; Провести анализ литературы по проблеме изучения внимания у детей младшего школьного возраста; Провести конкретный эксперимент по изучению уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста; Провести конкретный эксперимент по изучению уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста; Разработать психологический прогноз по проблеме изучения внимания у детей младшего школьного возраста. Разработать психологический прогноз по проблеме изучения внимания у детей младшего школьного возраста.
5 Внимание – это направленная и сосредоточенная психическая деятельность, направленная на какой-либо определенный объект.
6 Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.
7 1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия. 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.
8 3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным это одно и то же». 4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида. 5. Внимание как особая активная способность духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.
9 6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы. 7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания преобладание одного представления над другими тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
10 Не менее интересную концепцию внимания предложил П. Я. Гальперин. Его концепция состоит из следующих основных положений:
11 1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. 2. Главная функция внимания контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.
12 3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата. 4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
13 5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания и произвольного и непроизвольного являются результатом формирования новых умственных действий. 6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу.
15 Виды внимания
16 Непроизвольное внимание – пассивное или вынужденное, так как возникает независимо от сознания человека.
17 Произвольное внимание – вид внимания, тесно связанный с волей человека и выработанный в результате трудовых усилий.
18 Послепроизвольное внимание – вид внимания, который носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Но, затем, интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат.
19 Свойства внимания
20 Устойчивость внимания – способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.
21 Концентрация внимания – степень или интенсивность сосредоточенности внимания.
22 Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.
23 Переключаемость – сознательное или осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.
24 Объем внимания – количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно.
25 Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
26 Рассеянность – не способность сосредоточиться, постоянный переход внимания с одного объекта на другой.
27 Эксперимент изучения проблем внимания у детей младшего школьного возраста
28 Цель экспериментальной работы: выявить уровень развития внимания у детей школьного младшего возраста Задачи экспериментальной работы: - подобрать методы и методики изучения внимания младшего школьного возраста; - подобрать методы и методики изучения внимания младшего школьного возраста; - провести конкретный эксперимент; - провести конкретный эксперимент; - разработать психологические прогнозы развития внимания у детей младшего школьного возраста. - разработать психологические прогнозы развития внимания у детей младшего школьного возраста.
29 Цель методики: исследование степени концентрации и устойчивости внимания. Материал. Обследование проводится с помощью специального бланка с рядами расположенных в случайном порядке букв. Исследуемый просматривает бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы.
30 Обработка результатов: Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных букв, по времени выполнения и по количеству просмотренных букв.
31 Концентрация внимания оценивается по формуле: К=С×С/п где С – число строк, просмотренных испытуемым; п – количество ошибок (пропусков букв).
32 Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле: А=S/t где А - темп выполнения; S - количество букв в просмотренной части таблицы; t - время выполнения
33 Уровень концентрации внимания учащихся 4а класса
34 Уровень устойчивости внимания учащихся 4а класса
35 Уровень концентрации внимания учащихся 4б класса
36 Уровень устойчивости внимания учащихся 4б класса
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.