Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемborisov-med.by
1 УО «Борисовский государственный медицинский колледж» Теоретическое занятие (лекция – с обратной связью) для учащихся третьего курса специальности «Лечебное дело» ТУБЕРКУЛЁЗ Преподаватель: Татарченко Светлана Анатольевна
2 Вводный вопрос: Что такое туберкулёз? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
3 Туберкулез - это хроническая бактериальная инфекция (возбудитель - микобактерия Коха), поражающая лёгкие. Механизм передачи: Аэрозольный Механизм передачи: Аэрозольный Пути передачи: Пути передачи: капельный, капельный, воздушный, воздушный, воздушно –капельный, воздушно –капельный, пылевой, пылевой, контактно-бытовой, контактно-бытовой, пищевой (энтеральный), пищевой (энтеральный), кожный (контактный) кожный (контактный)
4 Кто такой Луи Пастер? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
5 Луи Пастер ( , Франция) Основоположник современной микробиологии Ситуация по инфекционным болезням в корне изменилась в 19 веке после уникального открытия Луи Пастера, который доказал, что вакцина, изготовленная из возбудителей той или другой болезни, способна уберечь человека от соответствующего заболевания или существенно ослабить его течение. Ситуация по инфекционным болезням в корне изменилась в 19 веке после уникального открытия Луи Пастера, который доказал, что вакцина, изготовленная из возбудителей той или другой болезни, способна уберечь человека от соответствующего заболевания или существенно ослабить его течение.
6 Кто такой Роберт Кох? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
7 Роберт Кох (1843 г. – 1910 г., Германия) Роберт Кох (1843 г. – 1910 г., Германия) Немецкий микробиолог, открывший возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883).Получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1905 г. Немецкий микробиолог, открывший возбудителей туберкулеза (1882) и холеры (1883).Получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1905 г.
8 Какова ситуация по заболеваемости туберкулёзом сегодня? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
9 Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, до сих пор в мире от туберкулеза ежегодно погибает до 3 млн. человек.
10 Кто чаще болеет туберкулёзом? К сожалению, фтизиатры все чаще встречают туберкулез и у вполне благополучных граждан. Болеют врачи, учителя, рабочие и служащие. В % случаев первичное инфицирование проходит незамеченным. К сожалению, фтизиатры все чаще встречают туберкулез и у вполне благополучных граждан. Болеют врачи, учителя, рабочие и служащие. В % случаев первичное инфицирование проходит незамеченным.
11 Что такое мультирезистентный туберкулёз? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
12 Всемирная организация здравоохранения сообщила миру о новой напасти. Новая форма туберкулеза получила название XDR (extensively drug- resistant, сверхустойчивый к лекарственным средствам); Новая форма туберкулеза получила название XDR (extensively drug- resistant, сверхустойчивый к лекарственным средствам); по мнению врачей, она еще опаснее, чем туберкулез MDR (multy drug- resistant, устойчивый ко многим лекарственным средствам), распространенный преимущественно в России, Индии и Китае. по мнению врачей, она еще опаснее, чем туберкулез MDR (multy drug- resistant, устойчивый ко многим лекарственным средствам), распространенный преимущественно в России, Индии и Китае.
13 Что представляет собой возбудитель туберкулёза? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
14 Возбудители туберкулеза кислотоустойчивые микобактерии, открытые Р. Кохом в 1882 г Известно несколько видов микобактерии туберкулеза: Известно несколько видов микобактерии туберкулеза: Mycobacterium tuberculosis (человеческий вид), Mycobacterium tuberculosis (человеческий вид), Mycobacterium africanum (промежуточный вид) Mycobacterium africanum (промежуточный вид) Mycobacterium bovis (бычий вид), которые относятся к роду Mycobacterium, семейству Mycobacteriacae, порядку Actinomycetalis. Mycobacterium bovis (бычий вид), которые относятся к роду Mycobacterium, семейству Mycobacteriacae, порядку Actinomycetalis.
15 Как возбудитель попадает в организм? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
16 Микобактерии туберкулеза могут попадать в организм различными путями: аэрогенно, аэрогенно, энтерально (через желудочно- кишечный тракт), энтерально (через желудочно- кишечный тракт), через поврежденную кожу и слизистые оболочки, через поврежденную кожу и слизистые оболочки, через плаценту при развитии плода. через плаценту при развитии плода. Однако основным путем заражения является воздушно – капельный. Однако основным путем заражения является воздушно – капельный.
17 Является ли туберкулёз наследственным заболеванием? Накопление некоторых специфичных типов НLА в группах больных с неблагоприятным течением болезни свидетельствует об ассоциации определенных генов НLА-комплекса (преимущественно локусов В и с предрасположенностью к туберкулезу). Накопление некоторых специфичных типов НLА в группах больных с неблагоприятным течением болезни свидетельствует об ассоциации определенных генов НLА-комплекса (преимущественно локусов В и с предрасположенностью к туберкулезу).
18 Что такое эпидемиология туберкулёза? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
19 Эпидемиология туберкулеза - это раздел, составная частью фтизиатрии, изучающая источники заражения туберкулезом, пути передачи инфекции, распространенность туберкулеза как инфекционного заболевания среди населения и наиболее угрожаемые группы населения, среди которых имеется наибольший риск заболевания туберкулезом. - это раздел, составная частью фтизиатрии, изучающая источники заражения туберкулезом, пути передачи инфекции, распространенность туберкулеза как инфекционного заболевания среди населения и наиболее угрожаемые группы населения, среди которых имеется наибольший риск заболевания туберкулезом.
20 Кто является источником инфекции? Основным источником заражения окружающих является больной туберкулезом, выделяющий микобактерии туберкулеза. Как правило, это больные туберкулезом легких Основным источником заражения окружающих является больной туберкулезом, выделяющий микобактерии туберкулеза. Как правило, это больные туберкулезом легких
21 Какова восприимчивость к туберкулёзу? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
22 ВОСПРИИМЧИВОСТЬ ВСЕОБЩАЯ Наиболее опасно заражение туберкулезом в детском возрасте, особенно в раннем детском возрасте (до года и в 15 лет). В этот период естественная резистентность еще несовершенна и не совершенствуется из-за недостаточного развития иммунологических механизмов. Наиболее опасно заражение туберкулезом в детском возрасте, особенно в раннем детском возрасте (до года и в 15 лет). В этот период естественная резистентность еще несовершенна и не совершенствуется из-за недостаточного развития иммунологических механизмов.
23 Как диагностировать туберкулёз? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
24 Процесс диагностики включает несколько этапов: 1-й этап методы диагностики туберкулёза объединяются в обязательный диагностический минимум (ОДМ) 1-й этап методы диагностики туберкулёза объединяются в обязательный диагностический минимум (ОДМ) 2-й этап - дополнительные методы исследования (ДМИ) подразделяются на две группы. 2-й этап - дополнительные методы исследования (ДМИ) подразделяются на две группы. 3-й этап - факультативные методы исследования (ФМИ) 3-й этап - факультативные методы исследования (ФМИ)
25 Кто подлежит флюорографическому обследованию в сельских районах? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
26 флюорографическому обследованию в сельских районах подлежат: Основная масса населения должна обследоваться 1 раз в 3 года, Основная масса населения должна обследоваться 1 раз в 3 года, обязательные контингенты и «угрожаемые группы» 1 раз в год и чаще. обязательные контингенты и «угрожаемые группы» 1 раз в год и чаще. Ежегодным флюорографическим обследованием подлежат также лица старше 15 лет, подростки (учащиеся и рабочие), учащиеся специальных школ, техникумов и вузов старше 18 лет. Ежегодным флюорографическим обследованием подлежат также лица старше 15 лет, подростки (учащиеся и рабочие), учащиеся специальных школ, техникумов и вузов старше 18 лет.
27 На какие контингенты делится население по флюорографическому обследованию? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
28 На какие контингенты делится население по флюорографическому обследованию? 1. Контингенты, подлежащие обязательному ежегодному (или 1 раз в 6 мес) обследованию на туберкулез по эпидемиологическим показаниям 1. Контингенты, подлежащие обязательному ежегодному (или 1 раз в 6 мес) обследованию на туберкулез по эпидемиологическим показаниям 2. Организованное население 2. Организованное население 3. Работники мелких предприятий 3. Работники мелких предприятий 4. Неорганизованное население 4. Неорганизованное население
29 Что такое угрожаемые контингенты по туберкулёзу? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
30 «Угрожаемая группа» группу повышенного риска заболевания туберкулезом вследствие наличия остаточных изменений в легких после перенесенного туберкулеза, а также имеющих контакт с производственными вредностями и некоторые сопутствующие заболевания, которые снижают резистентность к туберкулезу (сахарный диабет, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, психические заболевания и др.). группу повышенного риска заболевания туберкулезом вследствие наличия остаточных изменений в легких после перенесенного туберкулеза, а также имеющих контакт с производственными вредностями и некоторые сопутствующие заболевания, которые снижают резистентность к туберкулезу (сахарный диабет, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, психические заболевания и др.).
31 Что включает в себя профилактика туберкулёза? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
32 Профилактика туберкулеза состоит из 3 С - специфическая, санитарная, социальная. Специфическая профилактика включает: 1.Проба Манту. 2.Химиопрофилактика. Санитарная профилактика включает : 1. изоляция больных туберкулезом с бактериовыделением 2.правильная и систематическая дезинфекция мест нахождения больного 3. санитарная пропаганда Социальная профилактика. 1. право на отдельную жилую площадь 1. право на отдельную жилую площадь 2. право на больничный лист в течение месяцев 2. право на больничный лист в течение месяцев 3. право на отпуск только в летний период 3. право на отпуск только в летний период 4. право на бесплатное диетическое питание 4. право на бесплатное диетическое питание 5. право на бесплатное санаторное лечение в течение 2- 3 месяцев 5. право на бесплатное санаторное лечение в течение 2- 3 месяцев
33 Какие противоэпидемические мероприятия проводятся в очаге туберкулёза? Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос. Если ВЫ владеете материалом и ответите на вопрос, преподаватель ограничится кратким определением и перейдёт к следующему разделу темы, задаст следующий вопрос.
34 Меры в отношении источников инфекции Выявление больных среди населения активно(туберкулинодиагностика, флюорографическое обследование) Выявление больных среди населения активно(туберкулинодиагностика, флюорографическое обследование) Выявление больных пассивно - при обращении за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические и лечеб- Выявление больных пассивно - при обращении за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические и лечеб- ные учреждения. ные учреждения. Регистрация больных Регистрация больных Госпитализация больных Госпитализация больных
35 Меры в отношении механизма и путей передачи туберкулёза: 1.Определение группы очага туберкулёза 1.Определение группы очага туберкулёза 2.Проведение заключительной, а впоследствии - текущей дезинфекции; 2.Проведение заключительной, а впоследствии - текущей дезинфекции; 3.Систематическое, длительное обследование лиц, находящихся в контакте с больными. 3.Систематическое, длительное обследование лиц, находящихся в контакте с больными. 4.Вакцинация, ревакцинация и изоляция контактных лиц на период выработки иммунитета; 4.Вакцинация, ревакцинация и изоляция контактных лиц на период выработки иммунитета; 5.Химиопрофилактику в отношении контактных лиц; 5.Химиопрофилактику в отношении контактных лиц; 6.Обучение санитарно-гигиеническим навыкам больного и окружающих лиц; 6.Обучение санитарно-гигиеническим навыкам больного и окружающих лиц; 7.Улучшение жилищно-бытовых условий семьи больного 7.Улучшение жилищно-бытовых условий семьи больного
36 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Подготовить устные ответы на следующие вопросы: 1.Подготовить устные ответы на следующие вопросы: 1.Что такое туберкулёз? 1.Что такое туберкулёз? 2. Кто такой Луи Пастер? 2. Кто такой Луи Пастер? 3. Кто такой Роберт Кох? 3. Кто такой Роберт Кох? 4. Какова ситуация по заболеваемости туберкулёзом сегодня? 4. Какова ситуация по заболеваемости туберкулёзом сегодня? 5. Кто чаще болеет туберкулёзом? 5. Кто чаще болеет туберкулёзом?
37 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 6. Что такое мультирезистентный туберкулёз? 6. Что такое мультирезистентный туберкулёз? 7.Что представляет собой возбудитель туберкулёза? 7.Что представляет собой возбудитель туберкулёза? 8. Как возбудитель проникает в организм? 8. Как возбудитель проникает в организм? 9. Является ли туберкулёз наследственным заболеванием? 9. Является ли туберкулёз наследственным заболеванием? 10 Что такое эпидемиология туберкулёза? 10 Что такое эпидемиология туберкулёза?
38 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 11. Кто является источником инфекции? 11. Кто является источником инфекции? 12. Какова восприимчивость к туберкулёзу? 12. Какова восприимчивость к туберкулёзу? 13.Как диагностировать туберкулёз? 13.Как диагностировать туберкулёз? 14. Кто подлежит флюорографическому обследованию в сельских районах? 14. Кто подлежит флюорографическому обследованию в сельских районах?
39 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 15.На какие контингенты делится население по флюорографическому обследованию? 15.На какие контингенты делится население по флюорографическому обследованию? 16. Что такое угрожаемые контингенты? 16. Что такое угрожаемые контингенты? 17.Что включает в себя профилактика туберкулёза? 17.Что включает в себя профилактика туберкулёза? 18. Какие противоэпидемические мероприятия проводятся в очаге туберкулёза? 18. Какие противоэпидемические мероприятия проводятся в очаге туберкулёза?
40 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2.Повторить этиологию, патогенез, клинику и лечение сыпного тифа и чумы. 2.Повторить этиологию, патогенез, клинику и лечение сыпного тифа и чумы.
41 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 3.Темы рефератов: 3.Темы рефератов: 3.1.Задачи и методы профилактики туберкулёза. 3.1.Задачи и методы профилактики туберкулёза. 3.2.Пандимическая опасность туберкулёза. 3.2.Пандимическая опасность туберкулёза. 3.3.Противоэпидемические и дезинфекционные мероприятия в очаге туберкулёза. 3.3.Противоэпидемические и дезинфекционные мероприятия в очаге туберкулёза Профилактика туберкулёза в Республике Беларусь Профилактика туберкулёза в Республике Беларусь Диспансерное наблюдение за переболевшими туберкулёзом. 3.5.Диспансерное наблюдение за переболевшими туберкулёзом. 3.6.Значение иммунопрофилактики в изменении эпидситуации туберкулёза. 3.6.Значение иммунопрофилактики в изменении эпидситуации туберкулёза. 3.7.Роль фельдшера ФАПа в своевременной профилактике туберкулёза. 3.7.Роль фельдшера ФАПа в своевременной профилактике туберкулёза.
42 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 4.Темы бесед: 4.Темы бесед: 4.1. Угроза резистентного туберкулёза: миф или реальность? 4.1. Угроза резистентного туберкулёза: миф или реальность? 4.2. Каково «лицо» больных туберкулёзом? 4.2. Каково «лицо» больных туберкулёзом? 4.3. Что должна знать молодая мать о туберкулёзе? 4.3. Что должна знать молодая мать о туберкулёзе?
43 СПАСИБО!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.