Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.edu54.ru
1 Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы
2 Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
3 Исследовательская деятельность Учебно-методический комплект А. И. Савенкова Рабочая тетрадь «Я – исследователь» Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников»
4 Возраст детей 8-10 лет участвующих в исследованиях. 1 этап- подготовительный (2 и 3 класс). 2 этап – «самостоятельные» исследования (4 класс). Срок реализации г.г.
5 Актуализация проблемы Поиск направлений исследования Определение сферы исследования Выбор темы ТЕМА Изучение круга интересов ребёнка Гипотезы Выявление и систематизация подходов к решению Ответы на вопросы ИТОГИ Обсуждение итогов завершённой работы ТрадиционныеАльтернативные Определение последовательности проведения исследования Сбор и обработка информации Анализ и обобщение полученных материалов Подготовка отчёта Публичный доклад
6 Как выбрать тему исследования Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией или историей, спортом, искусство, музыкой)? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубок? Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
7 Какими могут быть темы исследования Фантастические Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; Экспериментальные Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов; Теоретические Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках. Кто зажигает звёзды? Кто построил пирамиды? Почему надуваются мыльные пузыри?
8 Цель и задачи исследования Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
9 Гипотеза исследования Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Гипотеза – это предложение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления. Обычно гипотезы начинаются словами: Обычно гипотезы начинаются словами: Предположим… Предположим… Допустим… Допустим… Возможно… Возможно… Что, если… Что, если…
10 Организация исследования (Как составить план работы?) Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Для этого надо определить, какими методами можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира. - Подумать самостоятельно; - Посмотреть книги о том, что исследуешь; - Спросить у других людей; - Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; - Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; - Понаблюдать; - Провести эксперимент.
11 Методы Подумать самостоятельно Что я знаю об этом? Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования? Какие я могу сделать выводы и умозаключения из того, что мне уже известно о предмете моего исследования?
12 Методы Посмотреть книги о том, что исследуешь Начать работу нужно с энциклопедий и справочников. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём». Начать работу нужно с энциклопедий и справочников. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».
13 Методы Спросить у других людей Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты. Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
14 Методы Познакомиться с кино и телефильмами по теме исследования Фильмы бывают: научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя. Фильмы бывают: научные, научно-популярные, документальные, художественные. Они настоящий клад для исследователя.
15 Методы Обратиться к компьютеру Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Это и Интернет и различная информация на компакт-дисках. Сегодня ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Это и Интернет и различная информация на компакт-дисках.
16 Методы Понаблюдать Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Всё это можно использовать в исследованиях. Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Всё это можно использовать в исследованиях.
17 Методы Провести эксперимент Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
18 Систематизация информации Направление – «Живая природа», область знаний – «Зоология», «Биология». Направление – «Живая природа», область знаний – «Зоология», «Биология». 1. Где живёт? 2. Чем питается? 3. Основные особенности: тип животного; класс; отряд; семейство; род; вид. 4. Поведение. 5. Кто главные враги.
19 Систематизация информации Направление – «Выдающиеся мыслители» или «Государственные деятели» Направление – «Выдающиеся мыслители» или «Государственные деятели» 1. Общая характеристика личности выдающегося человека. 2. Где и когда родился. 3. Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение, …). 4. Где провёл жизнь. 5. Первые серьёзные работы. 6. Основные достижения и результаты деятельности. 7. Основные работы о нём. 8. Как к нему относились современники. 9. Как к нему относятся в наше время.
20 Систематизация информации Направление – «Земля», тема из раздела «География» - «Крупнейшие озёра мира» Направление – «Земля», тема из раздела «География» - «Крупнейшие озёра мира» 1. Название крупнейших озёр. 2. Их географическое положение. 3. Климатические условия. 4. Основные характеристики: размеры; форма; пресные или солёные. 5. Животный и растительный мир этих озёр. 6. Какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности. 7. Характеристика экологической ситуации.
21 Систематизация информации Направление – «Вселенная», тема – «Планеты солнечной системы» Направление – «Вселенная», тема – «Планеты солнечной системы» 1. Перечень планет. 2. Происхождение названия. 3. Общая характеристика каждой: размеры; удалённость от Земли; время обращения вокруг Солнца; удалённость от Солнца. 4. Исследования планеты людьми. 5. Условия на планете.
22 Подготовка к защите исследовательской работы 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения. 1. Выделить из текста основные понятия и дать им определения. 2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. 2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. 4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. 4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи. 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. 5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления. 6. Сделать выводы и умозаключения. 6. Сделать выводы и умозаключения. 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения. 7. Указать возможные пути дальнейшего изучения. 8. Подготовить текст сообщения. 8. Подготовить текст сообщения. 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. 9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты. 10. Приготовиться к ответам на вопросы. 10. Приготовиться к ответам на вопросы.
23 Возможные результаты проектной деятельности в начальной школе. Альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.
24 От чего зависит успех Несколько правил для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью Несколько правил для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. Действуя, не бойся совершить ошибку. Действуя, не бойся совершить ошибку. Будь достаточно смел, чтобы принять решение. Будь достаточно смел, чтобы принять решение. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений. Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными). Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
25 Дорогой друг! Дорогой друг! Возможно, ты не станешь большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнишь на всю жизнь. И полученные с их помощью знания – тоже. Твоя первая исследовательская работа завершена. Ты хорошо потрудился, узнал много интересного, нового. Верим, что впереди тебя ожидает множество других открытий! Удачи тебе, юный исследователь! Новых знаний, новых открытий!
26 Исследовательская деятельность Белозерова Е. «Миллион алых роз» Иванова М. «Этот необычный друг собака» Мозжерина Ю. «Зачем птицам клюв» Федосенко Н. Иванова Е. «Наблюдение за синицами зимой» Мозжерина Ю. «Моя родословная» Абдуллаева А Энциклопедия Слова «береза» Результат
27 Школьная научно – Школьная научно – исследовательская исследовательская конференция конференция
28 Участие в исследовательских работах разного уровня
29 В планируемом результате работы учащиеся 4 класса знают: структуру учебно- исследовательской деятельности учащихся; основное отличие цели и задач учебно-исследовательской работы; объекта и предмета исследования; структуру речевых конструкций гипотезы исследования; основные информационные источники поиска необходимой информации; способы обработки и презентации результатов. умеют: разделять учебно- исследовательскую деятельность на этапы; организовывать деятельность по реализации учебно- исследовательских проектов; выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку; планировать учебно- исследовательскую деятельность; пользоваться библиотечными специальными справочниками, энциклопедиями и научной литературой.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.