Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.mgppu.ru
1 Вятский государственный гуманитарный университет Факультет психологии Кафедра общей и специальной психологии ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Автор : Царегородцева Инна Александровна Научный руководитель : к. психол. н. Шешукова Наталья Николаевна Киров
2 Цель исследования – изучение особенностей мотивов учебной деятельности у младших подростков с задержкой психического развития. Объект исследования – типологические особенности мотивационной сферы младших подростков с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Предмет исследования – учебная мотивация младших подростков с задержкой психического развития. Гипотеза исследования : Опираясь на важнейшие теоретические положения отечественной психологии о социальной обусловленности становления личности и огромном значении в этом процессе активности самой личности как субъекта деятельности, мы предположили, что особенности мотивов учебной деятельности у младших подростков с задержкой психического развития будет иметь количественные и качественные особенности.
3 Задачи исследования : 1. Изучить современное состояние проблемы учебной мотивации у младших подростков с задержкой психического развития в психолого - педагогической литературе. 2. Разработать программу констатирующего эксперимента в выявлении особенностей учебной мотивации у младших подростков с задержкой психического развития и нормально развивающихся сверстников. 3. Обсудить результаты исследования учебной мотивации у младших подростков с задержкой психического развития и нормально развивающихся сверстников. 4. Разработать типологические рекомендации по оптимизации мотивов учения подростков этой категории.
4 Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы в классах VII вида для детей с ЗПР и НПР. В исследовании приняли участие 70 младших подростков в возрасте лет, из них : 20 подростков с задержкой психического развития и 50 их нормально развивающихся сверстников. Для изучения осознаваемых мотивов учебной деятельности подростков с ЗПР нами использовались анкета " Мотивы учебной деятельности " и анкета М. В. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой
5 По данным проведенных методик у нормально развивающихся сверстников были выявлены такие ведущие мотивы учебной деятельности как : самоопределение и самосовершенствование, учебно - познавательный мотив и мотив успеха. Это говорит об осознании значимости обучения и понимании, что учебная деятельность является необходимым условием развития личности и достижения благополучия в будущей жизни. Большая часть подростков имеет учебную мотивацию высокого и среднего уровня, лишь небольшой процент обнаруживает у себя средне - низкий уровень. Полученные результаты показали, что почти половина подростков с задержкой психического развития имеет средний уровень учебной мотивации. У другой части подростков уровень ниже среднего ( средне - низкий ).
6 Итак, мотивационная сфера подростков с задержкой психического развития значительно отличается от нормально развивающихся сверстников по своему уровню. Не все мотивы осознаются подростками с ЗПР, плохо осознают учебные мотивы, непосредственно связанные с процессом обучения ( умение мыслить, рассуждать ). Очень значимой для младшего подростка с задержкой психического развития является оценка. Она имеет большую побудительную силу, хотя ее значение осознают не все подростки. Поэтому одной из наиболее важных задач индивидуально - коррекционной работы с данной категорией детей состоит в том, чтобы учебные мотивы сделать побуждающими, осознаваемыми и реально действующими.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.