Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемshebalinoraioo.ucoz.ru
1 Теоретические основы суицидального поведения подростков
2 Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней. В. Маяковский («Сергею Есенину»)
3 Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни)
4 Основными причинами суицидального поведения подростков являются: -Неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей. -Отсутствие поддержки в морально- духовном росте и понимания проблем ребёнка со стороны родителей. -Социально-психологическое состояние. -Межличностные отношения. -Сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами. Основными причинами суицидального поведения подростков являются: -Неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей. -Отсутствие поддержки в морально- духовном росте и понимания проблем ребёнка со стороны родителей. -Социально-психологическое состояние. -Межличностные отношения. -Сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами.
5 Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров Предпочтение траурной или скорбной музыки Предпочтение траурной или скорбной музыки Раздача личных вещей, упаковка вещей. Раздача личных вещей, упаковка вещей. Разговоры об отсутствии ценности жизни Разговоры об отсутствии ценности жизни
6 Фантазии на тему о своей смерти Фантазии на тему о своей смерти Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства Прямые высказывания «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Нет смысла жить дальше» Прямые высказывания «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Нет смысла жить дальше» Косвенные высказывания «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Косвенные высказывания «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня».
7 Написание прощальных писем Написание прощальных писем «Прощальное» поведение с людьми «Прощальное» поведение с людьми Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания Проявление признаков депрессии Проявление признаков депрессии Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.
8 Факторы суицидального риска Тяжёлая морально-психологическая обстановка в семье, коллективе Тяжёлая морально-психологическая обстановка в семье, коллективе Смерть близкого, любимого человека, разрыв отношений Смерть близкого, любимого человека, разрыв отношений Прогрессирующая тяжёлая болезнь Прогрессирующая тяжёлая болезнь Эмоциональные нарушения (острое чувство вины, стыда) Эмоциональные нарушения (острое чувство вины, стыда) Психические заболевания Психические заболевания Отверженность в детстве Отверженность в детстве
9 Смерть родителей Смерть родителей Совершение уголовно-наказуемого поступка Совершение уголовно-наказуемого поступка Неразделённая любовь Неразделённая любовь Психическая травма в результате насилия Психическая травма в результате насилия Боязнь позора Боязнь позора Предательство близких Предательство близких
11 Признаки депрессии: Пониженное настроение, глубокая печаль Пониженное настроение, глубокая печаль Резкие перепады настроения, раздражительность, слабость, плаксивость Резкие перепады настроения, раздражительность, слабость, плаксивость Потеря аппетита, переедание Потеря аппетита, переедание Повышенная сонливость, бессонница Повышенная сонливость, бессонница Апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, Апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям,
12 Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.
13 Уровни профилактики суицида в образовательной среде
14 Первый уровень – общая профилактика Цель - повышение групповой сплоченности в школе Мероприятия Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
15 Второй уровень – первичная профилактика Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийствМероприятия Диагностика суицидального поведения Диагностика суицидального поведения Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
16 Второй уровень – первичная профилактика Цель - Повышение осведомленности персонала и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации Мероприятия Классные часы, круглые столы, стендовая информация Классные часы, круглые столы, стендовая информация Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
17 Третий уровень – вторичная профилактика Цель - Предотвращение самоубийства Мероприятия Оценка риска самоубийства Оценка риска самоубийства Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей. Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
18 Четвертый уровень – третичная профилактика Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев Мероприятия Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению
19 Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства. Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья. Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб. Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
20 Четвертый уровень – третичная профилактика Цель - социальная и психологическая реабилитация суицидентов Мероприятия Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно- стрессовых переживаний в дальнейшем
21 Литература Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого- педагогического менеджмента Высшей Школы Социально- управленческого консалтинга). Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого- педагогического менеджмента Высшей Школы Социально- управленческого консалтинга). Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок": Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок":
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.