Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемshkola160.ucoz.ru
1 Приемы развития исследовательских умений и навыков младших школьников Выступление на школьной научно-практической конференции «Педагогическая изюминка-2011» Волчкова С.Е., учитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы 160 г. Н. Новгорода
2 Проектный и исследовательский методы Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (результат известен заранее). Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний (не предполагается создание какого-либо объекта, а результат может быть непредсказуемым ). Волчкова С.Е., учитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы 160 г. Н. Новгорода
3 Критерии исследовательских способностей умение видеть проблему; умение видеть проблему; умение ставить вопросы; умение ставить вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение классифицировать; умение наблюдать; умение и навыки проведения эксперимент; умение и навыки проведения эксперимент; умение делать выводы и умозаключения; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение структурировать материал; умение объяснять, доказывать и защищать свои права Волчкова С.Е., учитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы 160 г. Н. Новгорода
4 Этапы исследования 1.Выбор темы. 2.Постановка целей и задач. 3.Выдвижение гипотезы. 4.Организация исследования: -наблюдение, эксперимент, теоретический анализ. 5.Фиксирование результатов в форме записи, рисунка, коллекции. 6.Презентация. Волчкова С.Е., учитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы 160 г. Н. Новгорода
5 Механизм исследовательского обучения Побуждать учащихся формулировать идеи и представления; Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями; Побуждать к выдвижению предположений, догадок, объяснений; Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной обстановке путем обсуждения в малых группах; Представлять ученикам возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы они могли оценить их прикладное значение. Волчкова С.Е., учитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы 160 г. Н. Новгорода
6 Действия учащихся при исследовании Подумать самостоятельно, что известно о предмете исследования. Посмотреть книги по теме и записать информацию. Спросить у взрослых и сделать записи. Посмотреть телематериалы. Используя Интернет, найти сведения по проблеме. Понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы. Провести эксперимент, зафиксировать результаты и составить план работы. Волчкова С.Е., учитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы 160 г. Н. Новгорода
7 Учебное исследование Основные характеристики учебного исследования: выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; проблемная подача материала; развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез, их адекватное формулирование; развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников; работа с первоисточниками, свидетельствами при разработке версий; развитие навыков анализа и принятия на этой основе одной версии в качестве истинной Волчкова С.Е., учитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы 160 г. Н. Новгорода
8 I. Развитие умения видеть проблемы Проблема – это затруднение, неопределенность. Проблемной ситуацией является всякая, теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения. Умение видеть проблемы - интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в разных видах деятельности. Волчкова С.Е., учитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы 160 г. Н. Новгорода
9 II. Развитие умений выдвигать гипотезы Гипотеза» - предположение, суждение о закономерной связи явлений. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто не определена. Если ее подтвердить, она становится теорией; если ее опровергнуть – ложное предположение. Одно из главных требований к гипотезе – ее согласованность с фактическим материалом. Но для развития творческих способностей, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск. Построение гипотез – основа исследовательского творческого процесса. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность гипотез в том. что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. Гипотезы, предположения, идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того, чтобы научиться ставить проблемы, надо научиться размышлять, задать вопросы. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск. Построение гипотез – основа исследовательского творческого процесса. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность гипотез в том. что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений. Гипотезы, предположения, идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того, чтобы научиться ставить проблемы, надо научиться размышлять, задать вопросы. Волчкова С.Е., учитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы 160 г. Н. Новгорода
10 III. Развитие умений задавать вопросы В процессе познания вопрос играет ключевую роль. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, побуждая потребность в познании, приобщая к умственному труду. Любой вопрос можно разделить на две части – базисную, исходную информацию и указание на ее недостаточность. Базисом вопроса являются исходные данные. Они в явной или неявной форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту этих базовых знаний устраняют вопросом. Вопросы можно разделить на две большие группы. 1. Уточняющие, которые могут быть простыми и сложными. Сложные вопросы состоят из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на условные и безусловные. «Правда ли, что у тебя дома живет попугай? » - простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от игры, то он болен? – простой условный вопрос. 2. Восполняющие (неопределенные, непрямые). Они обычно включают в состав слова: где, когда, кто, почему, какие и другие. Эти вопросы могут быть простыми и сложными. «Где можно построить этот дом?» - простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос. Кто, когда и где может построить этот дом – пример сложного вопроса. Вопросы можно разделить на две большие группы. 1. Уточняющие, которые могут быть простыми и сложными. Сложные вопросы состоят из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на условные и безусловные. «Правда ли, что у тебя дома живет попугай? » - простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от игры, то он болен? – простой условный вопрос. 2. Восполняющие (неопределенные, непрямые). Они обычно включают в состав слова: где, когда, кто, почему, какие и другие. Эти вопросы могут быть простыми и сложными. «Где можно построить этот дом?» - простой, направленный на восполнение недостающего знания вопрос. Кто, когда и где может построить этот дом – пример сложного вопроса. Волчкова С.Е., учитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы 160 г. Н. Новгорода
11 Использованная литература В Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Издательство Учитель Волчкова С.Е., учитель начальных классов МОУ средней общеобразовательной школы 160 г. Н. Новгорода
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.