Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемaschool1.ru
1 Урок литературы по теме Мы в ответе за тех, кого приручили по повести Р.Ругина Ланги проводится в рамках реализации национально- регионального компонента.
3 Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию Данный урок внеклассного чтения можно провести в 7- м классе (автор программы Коровина В.Я.) после изучения рассказа Л.Андреева Кусака. Произведения объединяет общий гуманистический пафос; делается акцент на формирование чувства сострадания к братьям нашим меньшим.
4 Методы обучения: перцептив ный, гностичес кий. Технология обучения: личностно- ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация).
5 Формирование речевых компетенций. Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющим осознать и реализовать свои личностные возможности.
6 На уроке использованы современные компьютерные технологии с целью привлечения внимания к жизни и творчеству ямальского писателя, прозаика Р.П.Ругина. Был создан мультимедийный проект. Учащиеся подготовили 4 презентации: Ругин Роман Прокопьевич – поэт, писатель, журналист, Друг, помощник, священное животное, Тавет – главный герой повести, Ланги - умнейший пес, умник.
7 Цели и задачи: познакомить учащихся с творчеством хантыйского писателя Р. П. Ругина, с его повестью Ланги; раскрыть важнейшие проблемы повести; формировать умение давать оценку поступкам героев повести; способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения отрывков из повести и стихотворного текста; развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе хантыйского народа; воспитывать любовь к родному краю и ко всему живому.
8 Оборудование: портрет Р.П. Ругина; выставка книг писателя с авторским пожеланием; детские иллюстрации к повести Ланги; компьютер, мультимедийный проектор, экран,видеомагнитофон; 4 программы-презентации, созданные в Power Point;
9 познакомить учащихся с творчеством хантыйского писателя Р.П.Ругина, с его повестью «Ланги»; познакомить учащихся с творчеством хантыйского писателя Р.П.Ругина, с его повестью «Ланги»; раскрыть важнейшие проблемы повести; раскрыть важнейшие проблемы повести; формировать умение давать оценку поступкам героев повести; формировать умение давать оценку поступкам героев повести; воспитывать любовь к родному краю и ко всему живому. воспитывать любовь к родному краю и ко всему живому.
11 Ругин Роман Прокопьевич родился 31 января 1939 года в поселке Питляр Шурышкарского района в семье рыбака и охотника. Ругин Роман Прокопьевич родился 31 января 1939 года в поселке Питляр Шурышкарского района в семье рыбака и охотника.
12 Шурышкарский район расположен в юго- западной части ЯНАО, где лесотундра переходит в зону тайги. С юга на Север территорию пересекает река Сибири – Обь. Шурышкарский район расположен в юго- западной части ЯНАО, где лесотундра переходит в зону тайги. С юга на Север территорию пересекает река Сибири – Обь.
13 Здесь родились и выросли знаменитые поэты и писатели Севера – Иван Истомин, Иван Шульгин, композитор Алексей Терентьев, кинорежиссер – Фёдор Конев и др. Здесь родились и выросли знаменитые поэты и писатели Севера – Иван Истомин, Иван Шульгин, композитор Алексей Терентьев, кинорежиссер – Фёдор Конев и др.
14 Роман Ругин автор 27 книг со стихами, прозой, фольклором. Отдельные стихи и проза переведены на финский, эстонский, французский, итальянский, венгерский, чешский, испанский и английский языки. 2 его стихотворения вошли в антологию мировой поэзии. В писательском союзе с 1983 года. Писать стал в конце 50-х годов, дебютировав сборником стихов «Живая вода" (Тюмень, 1963). Выпустил в свет книги "Погоня" (1965), "Снежные мелодии" (1976), "Метель на ладони" (1986), "Солнце над снегами" (1986), "Ранний ледостав" (1988), "В ожидании сына" (1990), сборник избранных стихотворений "Многодумная Обь" (1993). Роман Ругин автор 27 книг со стихами, прозой, фольклором. Отдельные стихи и проза переведены на финский, эстонский, французский, итальянский, венгерский, чешский, испанский и английский языки. 2 его стихотворения вошли в антологию мировой поэзии. В писательском союзе с 1983 года. Писать стал в конце 50-х годов, дебютировав сборником стихов «Живая вода" (Тюмень, 1963). Выпустил в свет книги "Погоня" (1965), "Снежные мелодии" (1976), "Метель на ладони" (1986), "Солнце над снегами" (1986), "Ранний ледостав" (1988), "В ожидании сына" (1990), сборник избранных стихотворений "Многодумная Обь" (1993).
15 В 1958 году окончил Салехардское национальное педагогическое училище, затем был призван в ряды Советской Армии. В 1964 году поступил в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена по специальности педагогика и методика начального образования. Работал завучем, затем директором Восяховской восьмилетней школы Шурышкарского района. С 1977 года - директор окружной санаторно-лесной школы 2 в г. Салехарде, преподаватель истории КПСС и хантыйского языка Салехардского педучилища. За педагогическую деятельность награжден Почетной" грамотой Министерства просвещения РСФСР, в 1970 году - медалью "За доблестный труд. В 1958 году окончил Салехардское национальное педагогическое училище, затем был призван в ряды Советской Армии. В 1964 году поступил в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена по специальности педагогика и методика начального образования. Работал завучем, затем директором Восяховской восьмилетней школы Шурышкарского района. С 1977 года - директор окружной санаторно-лесной школы 2 в г. Салехарде, преподаватель истории КПСС и хантыйского языка Салехардского педучилища. За педагогическую деятельность награжден Почетной" грамотой Министерства просвещения РСФСР, в 1970 году - медалью "За доблестный труд.
16 В 90-е годы становится редактором окружного историко- культурного, научно-популярного журнала "Ямальский меридиан". Живет и работает в городе Салехарде. И сегодня Роман Прокопьевич продолжает свою трудовую деятельность, он полон творческих планов, задумок, которые нужно воплотить в жизнь.
17 Фольклор народностей Севера, их мифы, легенды, сказки находят отражение во многих произведениях талантливых ямальских писателей и поэтов. Один из широко известных и признанных писателей, обратившихся к проблеме менталитета северных народов, их национальной самобытности – Р.П.Ругин. В своих произведениях автор концентрирует внимание на том, какие перемены в сознании коренного населения привнесли идеи переустройства тундры. Р.Ругин пишет о родном Ямале, который он нежно любит, о коренных народах Ямала, поставленных перед выбором: национальная самобытность или техногенная цивилизация.
18 Повесть Р.Ругина Ланги (1986г) - трогательноеповествование о собаке (о чем говорит название) Почему повесть называется Ланги? Значит ли это, что собака, а не человек главный герой повести? (Тема преданности собаки и предательства человека нередко становилась объектом писательского внимания. Собака в мифологии ханты зачастую является хозяином человека, ведь по своему предназначению собака охраняет приручившего ее, спасает, чувствуя бесконечную преданность и любовь к человеку.)
20 Какие произведения анималистической прозы читали? (Муму И. Тургенева, Каштанку А.Чехова, Белого Бима Троепольского, Кусаку Л.Андреева, Верного Руслана Г.Владимова) Кстати, все произведения названы по кличке собаки. Почему так часто животные становятся героями сказок легенд, мифов, рассказов? (Человек верит в свое сверхъестественное родство с животным. Человек с самых давних времен видел в животном существо очень близкое себе.) Можно назвать повесть Ланги развернутой притчей? О чем размышляет Р.Ругин?
21 (Пожалуй, хантыйский писатель обращается к важной, вечной проблеме взаимодействия человека и природы, к проблеме отношения к домашним животным, являющимся практически частью семьи у ханты. Р.Ругин размышляет, почему человек изменяет природе, родному краю, близкому существу, наконец, самому себе). Представьте главных героев повести (Тавета и Ланги)
24 «Был он среднего роста, широк в плечах. Темноволосая голова крепко сидела на короткой, толстой шее…»
26 В сущности, Тавет - неплохой человек, мечтает о хорошей охотничьей лайке, заботливо ухаживает за псом, обучает собаку, хвалит за редкую сообразительность: Молодец! Умнейший пес! Умник.
28 Среди осенней желтизны чётко выделялось его темная, густошёрстная спинка. А когда пёс оборачивался, на груди мелькало белое, похожее на бабочку – капустницу, пятнышко. Уши у него вставали торчком, а в чёрных, словно угольки, глазах загорался вопрос: кого догнать?
29 - Назову тебя Ланги! – сказал он щенку. – Это значит – «бельчатник»
30 Матери щенок понравился. – Маленьких, да удаленький! – сказала она, погладив Ланги. – Смотри-ка, как разумно посматривает.
31 За зиму Ланги изрядно подрос, превратился в крепкую молодую лайку.
32 Что еще можете сказать о собаке? (Умная, хитрая (случай с Рексом) верная, преданная). Ланги любит хозяина, преданна ему.
33 Что же произошло? Кто виноват в том, что Ланги не стал настоящей охотничьей собакой? Как об этом пишет автор? (1, стр , 191) Каким способом собака спасает жизнь Тавету?
34 (Когда на острове Горелый Тавет случайно подстрелил себе ногу, Ланги приносит пищу, готова защищать хозяина от медведя, а главное - привела людей на помощь раненому хозяину). (1, стр.207,208)
36 Ради престижной работы в городе Тавет покидает родной поселок, оставляя Ланги своему приятелю.
37 Поступок человека явно противопоставлен повадкам собаки. Автор в одном интервью искренне делится размышлениями: Душа собаки иногда лучше, чем внутренний мир злого человека.
38 Формально Тавет все делает для того, чтобы Ланги оказался в хороших руках, мужчина обещает вскоре приехать за собакой. Почему собаке этого недостаточно?
39 (Животное не в состоянии понять человеческую логику. Как бы ни был хорош сосед, которому доверили собаку, предательство остается предательством).
40 Ребята, а чьи слова вынесены в тему урока? Из какого произведения? Как вы их понимаете? ( Мы в ответе за тех, кого приручили ) (А. де Сент-Экзюпери Маленький принц)
41 Что происходит с собакой, когда хозяин уехал? (Ланги паршивеет, сохнет от тоски, слепнет, плохо слышит, теряет интерес к окружающему, прибивается к одинокому, заброшенному старику). (1, стр. 212, 213)
42 Последние строки повести эмоциональны и проникновенны, они заставляют читателя страдать и переживать вместе с героями произведения. Как выглядит развязка повести?
44 (Собака бросается в воду, выход в смерть стал освобождением для Ланги из клетки земной жизни.) (1, стр. 213) Правильно ли сделал Тавет, позвав Ланги за собой в бурлящую Обь?
45 (Этот отчаянный крик хозяина был последней наградой для Ланги) В отношении собаки финал ясен, а в отношении хозяина? (Автор нам сообщил только, что Тавет пролежал в каюте до вечера. Финал открыт для хозяина собаки)
46 Почему автор прерывает повествование в нужный момент, оставляя многое за текстом? Читатель может только догадываться, как сложится судьба Тавета. Хочется верить, что, лишившись верного Ланги, Тавет поймет: близких и преданных друзей нельзя оставлять в беде.
47 Так победил человек или проиграл? Персонаж Р.Ругина не выдержал испытания на верность, человек оказался слабее собаки. Понял ли человек мир природы, открыл ли он тайну прекрасного? Человеку так и не удалось постичь тайну всклокоченного, облезлого существа, которое тем не менее представляет высшую гармонию и красоту в своем естественном единении с природой.
48 Собака и Человек, живущие рядом, на самом деле существуют в разных мирах, граница между которыми непроходима. Необходимо отметить психологическое мастерство автора, сумевшего скупыми внешними деталями передать внутреннюю драму человека. Измена подлинному я приводит в финале к драме: гибель собаки - это смерть чего-то очень важного в душе самого героя.
49 (И.Тургенев Муму - гибель собачки; Л.Андреев Кусака - предательство собаки; Г. Владимов Верный Руслан - предательство и гибель собаки)
50 ПОБЕДИЛ ЧЕЛОВЕК ИЛИ ПРОИГРАЛ? ПОНЯЛ ЛИ ЧЕЛОВЕК МИР ПРИРОДЫ, ОТКРЫЛ ЛИ ОН ТАЙНУ ПРЕКРАСНОГО?
51 Р.Ругин Бродячие собаки Когда я вижу брошенных собак, Такая боль одолевает сердце, Что затмевает белый свет в глазах, И камень давит душу; и деться Куда от той сжимающей тоски, От темной наплывающей печали, Когда я вижу, как они, скучая, Подолгу бродят улицами, ждут Чего-то, вечно сидя у помоек, Как будто грязь отбросов стерегут, Как будто ждут, что позовут домой их.
52 Я думаю: за что же человек Наколдовал им эту злую долю? Как можно друга вышвырнуть на снег, К бездомной жизни брата приневолить? На то ли разум человеку дан? Их жизнь – что плод на стебельке увядшем: Подкарауливать кусок дразнящий, Чтоб у помойки волю дать зубам; Отстаивать у жизни каждый час, Когда судьба так безучастна стала… Собака эта руки вам лизала От радости, когда встречала вас!
53 Она бы снова дом ваш стерегла, Она детей бы из беды спасала. Но человеку дружбы стало мало, Или в душе огонь уже угас? Бывало, ханты свято берегли Помощников своих четвероногих. Есть или нет еды, а поделись С собакою. Я не встречал убогих Таких животных в северном краю, Им там, как нищим, кус не подают. Ужель и я смогу привыкнуть сам К голодным их и жаждущим глазам?
56 Вечером Тавет начал приходить в себя. Он ворочался с боку на бок. Мысль о том, что он предал Ланги, не покидала его. Тавет лежал и клял себя за смерть преданной собаки. Вскоре теплоход причалил к пристани города. Тавет пребывал в тяжелом душевном состоянии: он ни с кем не хотел видится, не говорить, долго не мог приступить к работе. Чаще всего гулял в парке в одиночестве. Однажды Тавет увидел брошенного щенка. Тот был так похож на Ланги! Тавет принес собачку домой и дал себе клятву: с этим щенком никогда не случится того, что произошло с Ланги. Тавет решил немного изменить имя своего погибшего пса и назвал собачку Ланди. Пока щенок рос, охотник думал: «Только мне не повторить прежней ошибки». Было зимнее утро. Во время занятий Тавета с псом старая мать подошла к сыну, обняла его и сказала: «Сынок! Давай переедем на родину, в деревню. Здесь ты не сможешь охотиться, да и толком обучить собаку тоже». Тавет согласился, он уже сам подумывал об отъезде. Весной они были в деревне. Охотник закончил обучение собаки. Ланди с удовольствием выполнял все приказы своего любимого хозяина. Они начали выходить на охоту. Тавет волновался больше своего пса. Как-то охотник подстрелил утку, и она упала в реку. Ланди, как его учил хозяин, смело бросился в воду. Тавет не мешал собаке, а когда Ланди принес дичь, сказал: «Умнейший пес! Умник!» Эти самые слова он говорил и Ланги. Со временем Тавет вырастил отличную охотничью собаку.Но о Ланги Тавет не забывал никогда.
57 Прошли годы после той трагедии, когда Ланги бросился за Таветом в воду. Сердце мужчины разрывалось от боли и тоски, но ничего исправить было нельзя. Он вернулся в город, продолжил работу и в новых заботах стал забывать о том дне, хоть и был одинок ( в городе он так и не смог ни скем подружиться). Только мать все чаще тяжело вздыхала, беспокоясь о сыне. Однажды, возвращаясь домой, Тавет услышал жалобный писк. Маленький мокрый комочек скулил так, что сердце любого человека разорвалось бы на части. Мужчина нагнулся и увидел маленького грязного щенка с очень грустными глазами. Не смог Тавет оставить щенка на улице, сердце не камень. Конечно, вспомнил он о Ланги. Когда щенка обмыли, то Тавет и мать были удивлены сходству с прежним псом.Они решили, что душа его прежней собаки вселилась в этого щенка, что Тавет прощен. Жизнь Тавета наполнилась новыми заботами. Щенок задорно вилял хвостиком, облизывал руки хозяину, весело тявкал, как бы призывая поиграть. Теперь после работы Тавет спешил домой, где его ждали.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.