Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.panowa-ox.narod.ru
1 Формирование ОУУ и способов деятельности в процессе проблемно- диалогического обучения. Презентацию подготовила Панова О.В. учитель начальных классов МОУ «Гимназия 4» Великого Новгорода
2 Объём научных знаний в мире каждые 10 лет удваивается для ученика очень важно уметь самосто- ятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания. Сформировать у школьников потребность и способ- ность к непрерывному самообразованию на протяжении всей жизни – одна из стратегических задач современной российской школы.
3 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года « предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования»
4 Как изменить подход? Традиционная установка Качественное образование сегодня « накачка» ученика знаниями ученик – объект педагогического воздействия развитие умения учиться и формирование ОУУ, учебный материал – ориентировочная основа для организации деятельности ученик - полноправный субъект образовательного процесса
5 Функционально грамотная личность « Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами» (Из программы «Школа 2100») Новая цель образования – в трактовке «Школы 2100»
6 Функционально грамотная личность Человек самостоятельный Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей способный достичь успеха в жизни, умеющий искать и находить решение в нестандартной ситуации, быть самостоятель- ным в ситуации выбора и принятия решений, уметь отвечать за свои решения нести ответственность за себя и своих близких обладающий приемами учения и готовый к самообразованию обладающий сформированной целостной картиной мира обладающий набором компетенций (ключевых и по разным отраслям знаний), владеющий современными информационными технологиями легко адаптирующийся в социуме и умеющий активно влиять на него обладающий толерантностью хорошо владеть устной и письменной речью уметь соотносить и координировать свои действия с действиями других людей сознательно действовать в границах норматива
7 ФГЛ «Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом человеком!»
8 Социальный заказ родителей Родители хотят, чтобы их дети, выпускники современной школы хорошо представляли, чем хотят и могут заниматься в жизни, имели здоровые амбиции, т.е. ставили перед собой высокие, но реальные цели, были готовыми к достижению этих целей, т.е. развили в себе необходимые способности, умения, воспитали личностные качества.
9 ФГЛ – красивый «плакат» или реально достижимая цель? В основном не поддаются педагогическому воздействию и диагностике (креативность мышления, сопротивляемость стрессу и др.) Напрямую зависят от действий педагога (умение решать проб- лемы, работать с информацией, коммуникативность и др.) Качества ФГЛ Необходимо построить учебный процесс так, чтобы каждое конкретное действие педагога и учеников на уроке работало на конечный результат. Наша цель (ФГЛ) – это набор качеств и умений, которые формируются на уроках по разным предметам Личностные качества Общеучебные умения (компетенции)
10 Зачем изучаем школьные предметы? Общеучебные умения содержание конкретных предметов Изучаем для того, чтобы развить у учеников эти ОУУ и научить применять их в жизни. Главное в изучении предметов – не набор знаний, а система умений по использованию предметного содержания. более важны для человека в жизни, чем В ходе обучения ученик продвигается в освоении каждой группы умений – предметной линии развития личности.
11 Что важнее на уроке объяснение учителя или учебные задания? Объяснение учителя Учебные задания Передаёт ученику знания Научиться действовать может только в процессе самого действия развивают главное, ключевое умение, без которого невозможно получить результат (формирование функциональной грамотности).
12 Как красивую цель сделать реально достижимой? Функционально грамотная личность Общеучебные умения (компетенции) Цели изучения предметов – содержательно-целевые линии развития личности средствами предметов (предметные умения) учебные задания – соответствующие предметным умениям Задания, которые мы учим решать наших учеников – приближают конечную цель, выращивают функционально грамотную личность! Личностные качества
13 Как развивать умения? Предметные умения последовательно Надпредметные умения (ОУУ) последовательно ? параллельно развитие ОУУ отходит на 2 план не осознают, чему их учат в данный момент в каждый отрезок времени учитель должен договариваться с детьми, какое ОУУ они будут развивать, для чего подбирает соответствующие задания.
14 ДНЕВНИК «Школа 2100» « нужен не для того, чтобы взрослые контролировали ребёнка, а чтобы он сам научился организовывать свои дела» Помогает приучить самос- тоятельно оценивать свои учебные успехи (самооценка) Открывает перед учеником цели: «В этом году я обязательно научусь: (предметные и общеучебные умения) Учит планировать свои дела и проверять результаты БЫЛО СТАЛ О
15 С помощью каких заданий развивать ОУУ? Использовать специально подобранные задания. Выбирать их из арсенала учебника, ориентируясь не только на логику предметного содержания, но и на характер того ОУУ, которое договорились развивать со своими учениками. Если такого задания нет в данной конкретной предметной теме, необходимо модифицировать имеющееся задание, переформулировав его.
16 Древо компетенций
17 Общеучебные умения – самое главное, что остается после школы Организационные - умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Интеллектуальные - умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор Коммуникативные - умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
18 Организационные умения Определять и формулировать цель деятельности Составить план действий по решению проблемы (задачи). Осуществлять действия по реализации плана. Результат своей деятельности соотнести с целью и оценить его. Интеллектуальные умения Ориентироваться в системе знаний Уметь делать предварительный отбор информации Добывать новые знания Уметь перерабатывать информацию Уметь преобразовывать информацию Общеучебные умения как результат обучения на выходе из старшей школы
19 Оценочные умения Оценивать жизненные ситуации с точки зрения норм и ценностей Объяснять свои оценки Самоопределиться в системе ценностей Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки Коммуникативные умения Донести свою позицию до других Понять другие позиции Договариваться с людьми для того чтобы сделать что- то сообща Общеучебные умения как результат обучения на выходе из старшей школы
20 Начальная школа. Организационные умения. Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения 5. Применение знаний учениками
21 1 класс4 класс цель план действия результат Учится с помощью учителя Формулирует самостоятельно Проговаривает последователь- ность действий Составляет совместно с учителем Учиться работать по предложенному плану Сверяет действия с целью, исправляет ошибки Совместная эмоциональная оценка Вырабатывает критерии оценки, определяет сте- пень успешности работы
22 Интеллектуальные умения. Наглядно-образное мышление, свойственное младшим школьникам позволяет сформировать целостную, но предварительную картину мира, основанную на фактах, явлениях, образах и простых понятиях. 1-2 класс 3-4 класс Под руководством учителя Ставятся учебные задачи, Которые ученик учится решать самостоятельно
23 3 - 4 класс 1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в 1 шаг. 2.Отбирать необходимые источники среди предложенных. 3.Извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций. 4.Сравнивать и группировать факты и явления. Делать выводы. 5.Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
24 Оценочные умения. Учиться отделять поступки от самого человека (нет однозначно хороших и плохих людей). В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (разные люди из разных групп общества оценивают их по разному) и объяснять с позиции общечеловеческих ценностей Уметь самому выбирать, как поступить и оценивать поступки.
25 Коммуникативные умения. Развитие базовых умений различных видов речевой деятельности: технология формирования типа правильной читательской деятельности Фронтальная и групповая форма организации учебной деятельности детей, говоренияслушаниячтенияписьма. которая позволяет использовать и совершенствовать коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач).
26 3 – 4 класс Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Высказывать свою точку зрения и обосновывать её. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою. Читать вслух и про себя тексты учебников (Вести диалог с автором, выделять главное, составлять план, отделять новое от известного) Выполнять различные роли в группе, сотрудничать, учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться
27 Условия полноценной реализации заявленной цели Школьная программа внедрения (воля администрации, объединение учителей начальной и средней школы, повышение квалификации, отслеживание результатов) Создание единой развивающей образовательной среды школы (взаимодействие администрации – учителей – учеников – родителей) Сознательный выбор учителя (внутренняя готовность и потребность) Преломление своего собственного жизненного и профессионального опыта через эту философию Смена преподавательской стратегии Смена ежедневного урочного алгоритма
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.