Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmeta.psu.ru
1 Метапредметность в образовании
2 В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между». «Мета-» как часть сложных слов имеет несколько значений: промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (метагалактика, метацентр); в эпистемологии и психологии приставка «мета-» означает «о себе» (метаданные, метапамять, метатеория); вслед за метафизикой, описывающей принципы, на которых основана физика, приставка «мета-» стала означать более высокий уровень обобщения, универсальности, интегральности.
3 На роль идеологов и реализаторов метапредметного подхода претендуют прежде всего две школы: Громыко Юрий Вячеславович. Организация – институт инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования Москвы. Монография «Мыследеятельностная педагогика» 2000 г. Хуторской Андрей Викторович. Организация – центр дистанционного образования (ЦДО) РАО «Эйдос», Москва. В марте 2011 года ЦДО учредил Институт образования человека. Вопросами метапредметного содержания образования занимаются с 1980-х гг.
4 Метапонятия – метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Аналогичные понятия – универсальные знания и способы; – мыследеятельность. Метадеятельность – универсальный способ жизнедеятельности каждого человека; отражает уровень развития личности. Имеет надпредметный характер. Две составляющие – метазнания и метаспособы. Метаспособы – это мышление (теоретическое, критическое, творческое, образное…) + информационные и регулятивные умения. Метазнания – это знания о знании, о структуре и способах получения знания. характеристика метазнания – надпредметность и интегративность.
5 Суть метапредметного подхода Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.
6 Задачи/результаты метапредметного подхода Когнитивный аспект: 1.Понимание 2.Интеграция; уровни: – всеобщий (философский) – общий – внутрипредметный Деятельностный аспект: 1.Мышление 2.Метадеятельность 3.Рефлексия 4.Коммуникации
7 Предлагаемые средства достижения 1.Определенные технологии 2.Метапредметы 3.Надпредметные программы 4.Метапредметные темы в рамках предметных курсов 5.Специальная деятельность 6.Специальные приемы 7.Специальная дидактика
8 Предлагаемые средства достижения 1. Технологии - Развивающее обучение Эльконина-Давыдова - Мыследеятельностная педагогика - Коммуникативная дидактика - Эвристическое обучение - Технология логико-смыслового моделирования - Школа М.Щетинина Также упоминаются: - «Экология и диалектика» Л.Тарасова - Эпистемотека (эпистемология – наука о знании и его основаниях) - Детско-взрослые научно-промышленные комплексы - Технология развивающего обучения - Технология критического мышления - ТРИЗ (АРИЗ) - Технологический компонент личностно-ориентированного урока - Общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.)
9 Предлагаемые средства достижения 2. Метапредметы Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала Знание Проблема Задача Знак Смысл (в разработке)
10 Предлагаемые средства достижения 3. Надпредметные программы Курсы различной продолжительности, направленные на формирование УУД. 4. Метапредметные темы в рамках предметных курсов Метапредметные темы – «Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание – незнание», «Пространство и время», «Модель – способ – рисунок», «Гармония» «Порядок и хаос» и т.д. Метапредметные задания – «Образ», «Идея», «Задача», «Закономерность», «Знак», «Опыт», «Сочинение», «Конструкция», «Счастье», «Любовь», «Здоровье» и т.п.
11 Предлагаемые средства достижения 5. Специальная деятельность Деятельность – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно- диалоговая, дискуссионная, игровая, различного рода практики. Суть заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, предметного или универсального способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
12 Предлагаемые средства достижения 6. Специальные приемы «Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом» (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных граф, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), различные техники графических моделей знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр. 7. Специальная дидактика Эвристические, игровые задания.
13 Стандарты Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
14 Метапредметные результаты Освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
15 Личностные результаты Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
16 Управленческие и педагогические задачи 1.Определить те метапредметные и личностные результаты, достижение которых вы хотите обеспечить прежде всего для той или иной категории учащихся; обосновать выбор. 2.Разработать средства (содержание, формы, методы), обеспечивающие получение учащимися этих результатов в ходе активной деятельности. 3.Разработать систему мониторинга, позволяющую достаточно объективно фиксировать получаемые результаты. Поэтому проектируемые средства достижения метапредметных и личностных результатов мы называем инновационными образовательными практиками (ИнОП).
17 Инновационные образовательные практики Инновационные – потому что к ним предъявляются новые требования, еще не вошедшие в массовую практику. Образовательные – потому что в процессе должно происходить обучение, воспитание и развитие учащихся. Практики – потому что в основе должна лежать деятельность учащихся, в которой они будут иметь возможность применить в ситуации, выходящей за рамки сугубо учебной, осваиваемые метаспособы; эта деятельность должна быть для учащихся значимой и осмысленной и связывать содержание образования с социальной реальностью, в которой учащиеся существуют и действуют.
18 Характеристика проектируемой деятельности (требования) Содержание деятельности носит над- или внепредметный (по отношению к учебным предметам) характер; оно непосредственно или опосредованно связано с их реальной жизнью в стенах школы или за ее пределами, с их жизненным опытом. Деятельность должна быть осознанной (учащиеся должны понимать, что, как и зачем они делают) и мотивированной (видят смысл, испытывают интерес). Деятельность должна приводить к получению конкретного результата, выраженного в форме объективированного показателя, по возможности – продукта; результат должен быть варьируемым (неоднозначным); желательно, чтобы результат имел значимость хотя бы в рамках ученического коллектива. Высокий уровень самостоятельности и ответственности за результат, преобладание активных форм работы, минимизация репродуктивности и заданной алгоритмизации. Возможность содержательной дифференциации и индивидуализации деятельности каждого учащего в рамках ученического коллектива. Наличие объективированной прозрачной системы диагностики результатов деятельности учащихся с использованием балльной шкалы и/или определением рейтинга.
19 1.Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности 2.Освоение интеллектуальной метадеятельности – исследование, конструирование, моделирование, учебное проектирование 3.Развитие коммуникативной компетентности 4.Профильное и профессиональное самоопределение, построение индивидуальной образовательной траектории 5.Формирование активной общественной позиции, навыков самоорганизации и активной самостоятельной деятельности в социуме Примерные направления ИнОП
20 Конкретизация содержания направлений ИнОП 1. Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности. Суть – развитие познавательных способностей учащихся: освоение надпредметных понятий и универсальных мыслительных действий, систематизация и обобщение материала, понимание и интерпретация текстов, выстраивание причинно-следственных связей и др. Используемые формы и методы работы должны также обеспечивать развитие познавательного интереса, стимулировать познавательную активность. Рекомендуемые формы: Надпредметные курсы различной продолжительности, обязательного, выборного или факультативного характера. Система внеурочных мероприятий (олимпиады, марафоны, интеллектуальные и деятельностные игры и др.), позволяющая учащимся применять и отрабатывать осваиваемые метаспособы. Рекомендуемые методы: Элементы развивающих педагогических технологий Игровые приемы организации отработки и контроля знаний
21 Конкретизация содержания направлений ИнОП 2. Освоение интеллектуальной метадеятельности – исследование, конструирование, моделирование, учебное проектирование Суть – самостоятельная познавательная деятельности учащихся. Результаты: усвоение предметных понятий и предметных способов деятельности на уровне понимания и применения в произвольной ситуации; освоение универсальных мыслительных процедур (анализ, сравнение, систематизация, абстрагирование, моделирование, различение понятий и т.д.); развитие любопытства, проявление и актуализация личных интересов ребенка; опыт самостоятельного достижения результата/продукта, ответственность за результат; развитие информационных (поиск, отбор, структурирование информации) и регулятивных (целеполагание, планирование деятельности, анализ и коррекция результатов) УУД. Возможные формы организации: Пролонгированая работа с научным руководителем Проектные/исследовательские модули Учебные практики Краткосрочные курсы
22 Конкретизация содержания направлений ИнОП 3. Развитие коммуникативной компетентности. Суть – создание условий для содержательных организованных и спонтанных коммуникаций учащихся по поводу учебной деятельности, мировоззренческих вопросов, жизни коллектива, личных проблем и интересов. Используемые формы и методы работы должны обеспечивать как обучение конкретным коммуникативным умениям, так и возможность применения осваиваемых умений в реальной практике. Рекомендуемые формы: Тематические краткосрочные курсы. Клубная форма организации внеурочной деятельности как место обсуждений интересующих ребят тем; дискуссионные клубы; иные коммуникативные практики. Система внеурочных мероприятий (презентации, диспуты, конференции и др.), позволяющая учащимся применять и отрабатывать осваиваемые коммуникативные умения.
23 Конкретизация содержания направлений ИнОП 4. Профильное и профессиональное самоопределение, построение индивидуальной образовательной траектории. Суть – создание условий для осознанного, обоснованного выбора, построения и реализации учащимися траектории своего школьного и профессионального образования: система различного рода мероприятий информирующего, ориентирующего и проблематизирующего характера – тематические курсы, диагностика, тренинги, проектные семинары; система различного рода эвристических, профильных, профессиональных проб; тьюторское сопровождение.
24 Конкретизация содержания направлений ИнОП 5. Формирование активной общественной позиции, навыков самоорганизации и активной самостоятельной деятельности в социуме. Суть - изменение принципов организации и содержательного наполнения внеурочной деятельности: - увеличение доли подростковой инициативы в жизни школы и окружающего социума; - нахождение эффективных актуальных для современных подростков форм и содержания внеурочной деятельности. Работа с иными, помимо классов, ученическими сообществами: укрупненными (параллели, вертикали), созданными по выбору учащихся (клубы, проектные группы). Перевод внеурочных мероприятий (прежде всего досуговых) в режим ученического проектирования или даже самоорганизации. Организация совместной деятельности учащихся и родителей, значимых взрослых, создание детско-взрослых сообществ. Существенное видоизменение (вплоть до отказа) института классного руководства, нахождение эффективных способов педагогического сопровождения внеурочной деятельности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.