Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемold.irooo.ru
1 1
2 Основы буддисткой культуры Автор : д.и.н., доцент Сушко А.В. Омск –
3 1.Народы и религии мира. Энциклопедия. – М.: Большая российская энциклопедия, История религии. В 2т. / Учебник / Ф.М. Ацамба, Н.Н. Бектимирова, И.П. Давыдов и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. Шк., Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола: Биогр. Очерки. М.: Республика, Рыжов К.В. Кто есть кто в мире религий / К.В. Рыжов. – М.: Вече, Притчи человечества / сост. В.В. Лавский. – Ростов н/Д: Феникс, Рекомендуемая литература: 3
4 Буддизм –древнейшая мировая религия, возникшая в Индии около VI века до н. э. Буддизм получил название от почётного титула своего основателя Будды Шакьямуни (VI-V вв. до н.э.) Учение всеобщего спасения от страдания 4
5 Исторически и культурологически правильнее говорить не о буддийском, а об индо-буддийском типе культуры, так как: В Индии нет понятий «религия» или «индуизм». Религией европейские ученые обозначают то, что в представлениях индийцев есть дхарма, т.е. порядок как космическое и нравственное явление, включающий в себя следование предписаниям: обрядовым, культовым, моральным. Размытость многочисленных школ и сект внутри буддизма и индуизма, близость их учения и практики. 5
6 Картина мира - это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире. 6
7 Особенности картины мира в индо- буддийской культуре 1.Космическое мировидение. 2.Религиозно-этическая доминанта. 3.Равновесие двух полюсов жизненных целей. 4.«Бегство от мира» как высшая жизненная цель. 5.Склонность к теоретизированию, интровертность - способность погружаться в себя. 7
8 Индо-буддийская культура – религиозная культура 8
9 Индо-буддийская культура – религиозная культура: религиозно-нравственный свод правил поведения и важнейшие обряды выполняются большинством населения; большинство праздников носит религиозный характер, посвящается отдельным богам, группам богов, мифологическим героям; философия, искусство, литература глубоко религиозны; традиционный индийский календарь носит религиозный характер, в нем выделяются год ангела, год Брахмы, год Кешавы, год Махадевы; в постройках представлено множество храмов, иногда тысячи в одном городе; существует бесчисленное множество объектов обожествления. 9
10 Сиддхартха Гаутама (Будда – просветленный) – индийский царевич. Его отец, король Суддходана из аристократов Шакья (Отсюда одно из имен Будды – Шакьямуни). Культ Будды – это культ сверхчеловека, достигшего просветления собственными усилиями. 10
11 Учение содержит четыре благородные истины данные Буддой: привязанность к существованию есть страдание; причина страдания – жажда наслаждения, существования и гибели; способ уничтожения страдания – полное бесследное уничтожение жажды наслаждения, прекращение страданий достигается уничтожением желаний; существует путь уничтожения желаний – восьмеричный путь. 11
12 «Уничтожение желаний побеждает любую печаль» Нравственность МудростьДуховная дисциплина 12
13 «Уничтожение желаний побеждает любую печаль» Восьмеричный путь в буддизме Мудрость 1.Правильное воззрение (понимание) 2. Правильное намерение 13
14 «Уничтожение желаний побеждает любую печаль» Восьмеричный путь в буддизме Нравственность 3. Правильная речь 4. Правильное поведение (действия) 5. Правильный образ жизни (средства к существованию) 14
15 «Уничтожение желаний побеждает любую печаль» Духовная дисциплина 6. Правильное усилие 7. Правильное памятование (внимательность) 8. Правильное сосредоточение Восьмеричный путь в буддизме 15
16 I. Мудрость 1. Правильное воззрение – осознание четырех благородных истин 2. Правильное намерение - в буддизме рекомендуется изменить в своём сознании следующие намерения: намерение чувственных наслаждений заменить на отречение от мирских вещей и посвящение себя духовному пути; намерение злобы заменить на доброжелательность; намерение вреда или жестокости к окружающим заменить на сострадание. 16
17 II. Нравственность 3.Правильная речь означает: воздержание от лжи: говорить правду, придерживаться правды, быть надёжным, не обманывать; воздержание от речей, сеющих распри: не рассказывать то, что может поссорить людей; воздержание от грубых слов: говорить мягкие слова, проникающие в сердце, вежливые; воздержание от пустословия: говорить достойные слова, в нужный момент, здравые и объясняющие, связанные с Дхармой. 17
18 II. Нравственность 4. Правильное поведение означает: воздержание от лжи: говорить правду, придерживаться правды, быть надёжным, не обманывать; Воздержание от желания убивать всех других живых существ, от убийства как ремесла. Воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр. Воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения, изнасилования и пр. Для посвящённых в духовный сан необходимым условием является соблюдение обета безбрачия. 18
19 II. Нравственность 5. Правильный образ жизни означает воздержание от деятельности в сферах: связанных с торговлей живыми существами, людьми или животными: работорговля, проституция; так или иначе связанных с изготовлением и продажей оружия и инструментов для убийств. Но буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рассматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создаёт предпосылки для них; связанных с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство живых существ; связанных с одурманивающими веществами: производство и торговля алкоголем, наркотиками; любая деятельность, связанная с обманом, накоплением богатства неправедными и преступными путями: гадание, мошенничество. 19
20 III. Духовная дисциплина 6. Правильное усилие – направлено на преодоление помех для практики и на взращивание положительных добродетельных качеств, которые помогают в следовании по Пути. 7. Правильная внимательность – это состояние ума, которое позволяет быть максимально осознанным для того, чтобы разрешать возникшие препятствия для практики и следить за тем, чтобы в повседневной жизни и в медитации не развивались негативные загрязнённые состояния сознания. 8. Правильное сосредоточение – это буддийская медитация, которая включает в себя методы концентрации и внимательности. Необходимым условием для развития этого фактора является практика всех без исключения предыдущих составляющих Пути. 20
21 Буддийская культура возникла из любви и почитания Будды. Создавая изображения на холсте, из глины, меди, бронзы последователи Будды не только рассказывали о своём Учителе, но и учили народы красоте. В искусстве человеческий образ Будды появился лишь во II в., а до этого он изображался символически, например, в виде Колеса - символа Учения Будды. 21
22 22
23 Основы исламской культуры Автор : д.и.н., доцент Сушко А.В. Омск –
24 ИСЛАМСКАЯ КУЛЬТУРА В узком смысле средневековая культура исламизированных народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Северо-Западной Индии, Северной Африки и Юго-Западной Европы, которая начала развиваться в VII–IX вв. и достигла своего расцвета в X–XV вв. В широком смысле – это классическая и современная культура всех народов, исповедующих ислам и живущих на территории его распространения. 24
25 Кааба 25
26 Зам 26
27 Качества и свойства воды из источника «Зам Зам»: 1. Никогда не исчезает. Этот источник никогда не высыхал. Во все времена он всегда был полон водой. 2. Постоянный состав солей. Состав солей и вкус воды остались такими же, какими они были, когда источник только появился. 3. Пригодность этой воды для питья никогда не подвергалась сомнениям. 4. Вкус всегда остается неизменным, в то время как обычная вода имеет разный вкус в разных местах. 5. Отсутствие микроорганизмов и болезнетворных бактерий. 6. Содержание солей кальция и магния выше, чем в обычной водопроводной воде. 7. Содержание фторидов в говорит о том, что эта вода обладает эффективными бактерицидными свойствами. 27
28 Исцеление водой «Зам Зам» происходит при выполнении трех условий: пьющий ее должен верить в единого Аллаха; уповать лишь на Него одного; быть уверенным, что Аллах излечит его этой водой. 28
29 Пророк Мухаммед (Магомет) основатель ислама, родился в Мекке приблизительно в 570 году (по некоторым версиям – 20 или 22 апреля 571 года). В исламе имени уделяется большое сакральное значение. Имя Мухаммад значит «Восхваляемый», «Достойный хвалы». Согласно мусульманской традиции, после произношения или написания имени пророка Мухаммада, всегда говорится «Солля Ллаху алейхи ва саллям» (араб. صلى الله عليه وسلم) – то есть «Благословит его Аллах и приветствует». 29
30 «О Мухаммад! Я опечален, что не был твоим современником. Человечество только единожды увидело твою великую силу, и больше никогда её не сможет увидеть. Я восхищаюсь тобой!» Отто Бисмарк «Он не поэт, а пророк, и его Коран это божественный закон, а не книга, написанная человеком для развлечения или повышения общей образованности» Иоганн Вольфганг Гёте 30
31 «Он не был ни цезарем, ни папой. У него никогда не было таких претензий. За его спиной не было их войск. Ни о какой личной охране и речи не было. Он не имел ни жалования, ни определённого материального состояния. Никогда он не жил во дворцах. Если кто-нибудь мог вести за собой массы лишь с помощью религиозных канонов, то это был Мухаммад. Он никогда не нуждался в поддержке или в специальной одежде. Он никогда не переоценивал себя. Право быть пророком, без сомнения, принадлежало ему. Ныне те, кто исследует жизнь и взгляды этого пророка, глубоко преклоняются перед его величием. На эту тему я могла бы сказать многое, но в обобщенном виде я хотела бы отметить: любой текст о нём вызывает во мне чувство преклонения и восхищения. И надолго я остаюсь в плену этого замечательного учителя.» Анни Безант 31
32 «Я всегда с большим уважением относился к религии Мухаммада из-за её высокой жизненности. Это единственная религия которая на мой взгляд обладает способностью адаптапции к изменяющимся условиям жизни, что [без сомнения] может понравиться людям любого возраста. Я изучил его жизнь по моему он удивительный человек уж никак не антихрист, напротив его можно называть спасителем человечества»."Думаю, что если бы человеку, подобному ему были даны права диктатора в современном мире, он смог бы решить его проблемы так, что эти решения принесли столь желаемый мир и счастье: я предсказывал о вере Мухаммада, что она будет принята завтрашней Европой, и она уже начинает приниматься Европой современной." Бернард Шоу 32
33 Европа стоит на пороге большого упадка. За блестящим, великолепным фасадом таятся стрессы, безумие, самоубийства, душевные болезни, разврат, употребление наркотиков и алкоголя, разбой, изнасилования, невообразимый рост венерических заболеваний. Взаимная любовь и доверие друг к другу исчезли. Всех панически угнетает страх смерти. Нарушена целостность семьи и оборваны связи между ее членами. Правители государств не могут найти выхода из этого положения. Интеллектуальные круги бездействуют в нравственной пустоте. Перед Европой стоит единственный выбор. Единственный путь к спасению. Этот путь - Ислам. Другого выбора нет. Ричард Белл, английский ученый 33
34 Пять догматов ислама показывают нам исламские представление о мире – картину мира мусульман: вера в единство Бога (Аллаха); вера в ангелов (джиннов); вера в пророчества и священные книги; провозглашение последнего дня, когда все живые и мертвые будут судимы; божественное предуствановление и предопределение скрытое от людей. 34
35 УММА - община 35
36 УММА - община В широком смысле, умма – это совокупность мусульман живущих во всем мире, а также чувство причастности к истории ислама унаследованное от прошлого. В узком смысле, умма – это конкретная мусульманская община в любой части света. 36
37 Дар ал Ислам (обитель покорности) – синоним уммы, территории и народы находящиеся под политической и правовой властью ислама. Дар ал Харб (обитель войны) – немусульманские страны и народы. 37
38 Джихад ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЖИХАД НАД СОБОЙ 38
39 Джихад – усилия по распространению веры Джихад имеет две главные формы: «великий джихад» духовное борение каждого мусульманина в своей вере; «малый джихад» вооруженная борьба мусульман за веру. 39
40 «Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте первые: Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас, - купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое – Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе нечего будет бояться соблазна, - доколе не утвердится ислам. Да прекратится всякая вражда против покинувших идолов. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же». 40
41 Цель священной войны не обращение неверных в ислам, а только покорность их исламу. Мусульманин не должен убивать пленных. «Если встретите неверных сражайтесь с ними, пока не произведете великого избиения. На пленных наложите цепи… Бог мог бы истребить их и без вашей помощи, но Он хочет испытать вас одних через других. О верующие! Защищайте дело Божие…Он вам поможет и утвердит шаги ваши». 41
42 Коран (араб, чтение вслух, речитатив, декламация) главная священная книга мусульман, в которой зафиксированы проповеди пророка Мухаммеда, произнесенные в форме «божественных откровений». В Коране насчитывается 114 сур (глав). Все главы разделены на аяты (стихи). В общей сложности в Коране 6236 аятов и более 320 тысяч букв (харф). Текст Корана разделен на 30 равных частей, каждая из которых по-арабски называется джуз. 42
43 Мусульмане верят в то, что Коран это: божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом; несотворенное Слово Всевышнего, вечное свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство; чудо, одно из доказательств пророческой миссии Мухаммеда, кульминация серии божественных посланий. Божественные послания начались с Адама, включали в себя Свитки Авраама, Таурат (Тору), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие). 43
44 Обязанности перед Кораном: Верить в то, что Благородный Коран является Словом Всевышнего Аллаха, и учиться читать его в соответствии с правилами произношения. Брать Коран в руки лишь в состоянии омовения. Коран необходимо читать в чистых местах. Держать Коран на высоких местах. Нельзя класть Коран на пол. Строго следовать всем предписаниям, указанным в Коране. Всю свою жизнь строить в соответствии с нравственными принципами Священного Корана. 44
45 Сунна (араб, путь, дорога, обычай, пример) Вторым после Корана источником вероучения ислама является Сунна (араб, путь, дорога, обычай, пример) пример жизненного пути посланника Аллаха как эталон и руководство для жизнедеятельности мусульманской общины в целом и каждого мусульманина в отдельности. Отдельные истории в сунне носят название хадисов. 45
46 Шариат Для мусульманина в широком смысле, шариат – это путь предначертанный Богом, путь включающий в себя право. В узком смысле шариат – это свод мусульманских законов основанных на вере, так как все вещи в жизни мусульманина попадают под Божественное законодательство. 46
47 47
48 5 столпов ислама 1. шахада 2. намаз (салат) 3. ураза (саум) 4. закят (закат) 5. хадж 48
49 Моральные категории в исламе: разрешенное (халал) запрещенное (харам) 49
50 Семья в Исламе Пророк Мухаммед говорил: «Лучший из вас тот, кто является образцовым для своей семьи (жены), как я являюсь для своей». 50
51 Социальные последствия создания семьи в исламе: 1. Удовлетворение потребности человека в продолжении рода. Рождение ребёнка является одной из важнейших целей, ради которых и создаётся семья. В результате рождения ребёнка родители приобретают: благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребёнка для продолжения и сохранения человечества на Земле; любовь Посланника Аллаха, так как увеличивают его общину; благословение Аллаха из-за мольбы праведных детей к Аллаху после смерти родителей; заступничество ребёнка за родителей, если ребёнок умер ещё в раннем возрасте. 51
52 Социальные последствия создания семьи в исламе: 2. В браке решается вопрос физиологических потребностей. 3. Обретение супругами особого душевного спокойствия, гармонии и теплоты, проявляющихся в ласках и одновременном укреплении веры в Аллаха, можно рассматривать как фактор психологического воздействия брака на человека. 4. Заключение брака влечёт уменьшение для мужчин забот о домашнем хозяйстве (приготовление еды, уборка, стирка и т.д.), а для женщин – забот о материальном обеспечении. 5. Удовлетворение особых эмоциональных потребностей возможно только в условиях семейной жизни. 52
53 53
54 54
55 55
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.