Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемedu.tatar.ru
1 Подготовила Абдульменева Э.Р- учитель русского языка и литературы, 2квалификационной категории
2 Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, многих ещё недавно заставил бы задуматься. К сожалению, о деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения. Учитель русского языка и литературы должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?
3 Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки дискуссии, диспуты. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.
4 Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).
5 1.Развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры 2.выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников; 3. воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; 4.формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.
6 Задачи конкретно- содержательные: осознание детьми противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей применения знаний, и др. Организационные задачи: распределение ролей в группах; соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли; выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.
7 В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа. Подготовительный этап, как правило, начинается за дней до проведения дискуссии. Учебные дискуссии, особенно на первых порах, при обучении класса их проведению, должны быть хорошо подготовлены. Для подготовки и проведения дискуссии учитель формирует временную группу (до пяти человек)
8 распределение ролей в группах; соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли; выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.
9 ЗАДАЧИ ПЕРВОГО ЭТАПА 1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирование) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который бы был интересен учащимся, затрагивал и волновал их. 2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться. 3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии. 4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.). При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.
10 ВТОРОЙ ЭТАП – это проведение дискуссии. Умелая дискуссия – почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию: 1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель. 2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать. 3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности. 4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Помнить, что вопрос – визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, о которой следует помнить: парадокс – неожиданное, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. В нем неизменно присутствует вызов; неожиданный вопрос; реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения. 5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели. 6. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям. 7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям. 8. Не спешить навязывать готовое решение. 9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.
11 Постановка проблемы Разбивка участников на группы Обсуждение проблемы в группах Представление результатов перед всем классом Продолжение обсуждения и подведение итогов
12 «Круглый стол» «Дебаты» «Аквариум» «Эстафета» «Вертушка» «Мозаика» Соревнование Прогрессивная дискуссия Конференция Займи позицию (шкала мнений)
14 работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущего и участников; соответствующая организация места и времени работы; процесс общения протекает как взаимодействие участников; взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств; направленность на достижение учебных целей
15 Общий итог в конце дискуссии – это не столько конец размышления над данной проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы. Важно заранее продумать форму подведения итогов, которая соответствует ходу и содержанию дискуссии. Итог может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов, к которым пришли группы, и определения перспектив или в творческой форме – создание плаката или выпуск стенгазеты, коллаж, эссе, стихотворение, миниатюра и др. Возможен итог в виде схемы (например, кластера) и т.д.
16 Структура урока-дискуссии зависит от планируемого результата, от материала, цели и других факторов. Предлагается примерная структура урока-дискуссии: Осознание проблемы и анализ её. Актуализация ранее полученных знаний, творческое переосмысление возможности их применения, включение их в новый контекст. Сбор информации по проблеме, анализ информации, обсуждение альтернатив решения проблемы, рассмотрение множества точек зрения, коррекция коллективного мнении. Публичное обсуждение проблемы. Подведение итогов дискуссии. Обращение к авторитетам как к арбитрам.
17 Изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация кинофильма; демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал, архивные материалы и т.д.); приглашение экспертов (в качестве экспертов выступают люди, достаточно хорошо осведомленные в обсуждаемых вопросах); использование текущих новостей; магнитофонные записи; инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода; стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа «что?», «как?», «почему?», и т.д.
18 1. Не говори больше, чем нужно 2. Не говори меньше, чем нужно 3. Не отвлекайся от темы 4. Стремись решить проблему 5. Не говори неправду 6. Выражайся ясно 7. Умей слушать и понимать мнение собеседника Правила проведения дискуссии Дать слово всем желающим. Обосновывать своё мнение. Не отступать от темы. При обсуждении в малых группах распределить роли. Стремиться к установлению многостороннего взгляда на проблему. Помнить о некорректных приёмах и недопустимых
19 ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ ДИСКУССИИ. ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ. 1. Прежде чем выступать, определи четко свою позицию. 2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы. 3. Внимательно выслушивай своего оппонента, затем уже излагай свою точку зрения. 4. Помни, что лучшим способом доказательства или опровержения являются бесспорные факты. 5. Не забывай, что лучшим способом убедить противника является четкая аргументация и безупречная логика. 6. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих оппонентов. 7. Говори ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами, а не по «бумажке». 8. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты оказался не прав. 9. Никогда не навешивай «ярлыков» и не допускай уничижительных высказываний, перепалок, высмеивания. 10. Заканчивая свое выступление, подведи итоги и сформулируй выводы. 1. Критикуй не оппонентов, а их идеи. 2. Цель дискуссии не в определении победителя, а в консенсусе. 3. Все участники должны быть вовлечены в дискуссию. 4. Выступления должны проходить организованно, с разрешения ведущего. 5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться. 6. Обсуждению подлежат все без исключения позиции. 7. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию под воздействием фактов и аргументов. 8. Подведение промежуточных и конечных итогов необходимо.
20 ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ПОБЕДИТЬ В СПОРЕ… ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ХОРОШЕГО СПОРЩИКА. 1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость вступать в спор. Тщательно продумайте то, о чем будете говорить. 2. По возможности кратко и ясно изложите свою точку зрения: ваша речь должна быть весома и убедительна. 3. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника». 4. Доказывайте и опровергайте, говорите ясно, отчетливо. Точно. 5. Помните о культуре общения. Умейте выслушать другого, уловить его позицию, уважайте мнение товарищей, не повышайте голос, не прерывайте выступающего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств, участников обсуждения, избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца. Не вступайте в пререкания с ведущим по ходу проведения дискуссии. Помни, что истина не принадлежит никому, в том числе и тебе. Будь готов выслушать любую точку зрения, любой аргумент. имей смелость согласиться с оппонентом, если чувствуешь, что он прав. Сначала выслушай другого. Умей терпеливо объяснить свою точку зрения. Отрицая что либо, объясни, почему и аргументируй это. Критикуя что либо, предлагай что-то взамен. Громкий голос – плохой аргумент в споре. Еще худший – выпад против оппонента. Мыслям противопоставляй мысли, а не амбиции. Ищи слабые места в позиции оппонента, а не в нем. Следи не только за аргументами оппонента, но и за его настроением, мимикой, жестами, интонацией.
21 Проявляя себя в общении, личность выступает как личность коммуникативная. Кроме того, важную роль играет то, насколько говорящий/пишущий, слушающий/читающий подкованы риторически – владеют риторикой коммуникативного поведения – риторическими знаниями и умениями. Коммуникативная личность – человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности и способностей к общению. Важное место в структуре коммуникативной личности занимает такой показатель, как отношение к партнерам по общению.
22 Момент окончания дискуссии следует выбирать так, чтобы предупредить повторение уже сказанного, ибо это отрицательно влияет на поддержание интереса учащихся к рассматриваемым на уроке проблемам. Завершив дискуссию, необходимо подвести ее итоги: оценить правильность формулировки и употребления понятий, глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержений, выдвижения гипотез, культуру дискуссии. На этом этапе учащиеся получают за дискуссию отметки, но при этом не надо снижать отметку за то, что ученик отстаивал неверную точку зрения. На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанные с ней новые вопросы, дающие пищу для новых раздумий учащихся.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.