Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемauinfor.narod2.ru
1 Педагогические технологии, способствующие достижению требований ФГОС Вахтурова Оксана Николаевна учитель информатики МКОУ «СОШ 1» п. Воротынск
2 Состав УМК «Информатика и ИКТ» для 3-4 класса Автор: Плаксин М. А. и др. Информатика и ИКТ : учебник для 3 класса Информатика и ИКТ. Практикум. 3 класс Информатика и ИКТ. Задачник. 3 класс Информатика и ИКТ : учебник для 4 класса Информатика и ИКТ. Практикум. 4 класс Информатика и ИКТ. Задачник. 4 класс Методическое пособие для учителя, 3–4 класс с электронным приложением к учебному курсу «Информатика», 2 CD Программа учебного курса к УМК «Информатика» для 3-4 класса
3 1
4 Цель УМК Мировоззренческом (ключевые слова «информация» и «система»). Практическом (ключевое слово «компьютер»). Алгоритмическом (ключевые слова «алгоритм», «программа»). Исследовательском (ключевые слова «логика», «творчество»).
5 Цель УМК Мировоззренческом (ключевые слова «информация» и «система»). Здесь рассматриваются понятия информации и информационных процессов (обработка, хранение, получение и передача информации). В результате должно сформироваться умение понимать информационную сущность мира, его системность, познаваемость и противоречивость, распознавать и анализировать информационные процессы, оптимально представлять информацию для решения поставленных задач и применять понятия информатики на практике и в других предметах. Практическом (ключевое слово «компьютер»). Здесь формируется представление о компьютере как об универсальном инструменте для работы с информацией, рассматриваются разнообразные применения компьютера, дети приобретают навыки общения с компьютером на основе использования электронного приложения, свободного программного обеспечения и ресурсов Алгоритмическом (ключевые слова «алгоритм», «программа»). Развитие алгоритмического мышления идет через решение алгоритмических задач, изучение «черных ящиков». В результате формируется представление об алгоритмах и отрабатывается умение решать алгоритмические задачи на компьютере средствами ресурса «Интерактивный задачник для младших школьников» на сайте государственной коллекции ЦОР Исследовательском (ключевые слова «логика», «творчество»). Содержание и методика преподавания курса способствуют формированию творческих, исследовательских способностей ребенка через освоение основ логики и теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) межпредметного характера, освоению им методики экспериментального исследования мира на основе задач из различных предметов средствами информатики.
6 collection.edu.ruwww.school- collection.edu.ru.
8 Задачи курса: научить школьника осваивать большой объем знаний, систематизировать информацию, мотивировать детей к самостоятельному решению задач.
9 Задачи курса: развивать скоростные качества обучения средствами информатики, научить школьника осваивать больший объем знаний с меньшими усилиями; перенести акцент в обучении с репродуктивного на проблемно- исследовательское, научить формулировать проблему, исследовать различные пути ее решения, найти оптимальное решение задачи; научить детей использовать средства информатики на практике в других предметах: выделять ключевую информацию, структурировать информацию, прогнозировать результат на основе исследования; учить учиться средствами информатики и комплексом творческих исследовательских задач, стимулировать желание саморазвития, мотивировать детей к самостоятельному решению задач, в том числе в жизни, т.е. научить ребенка при столкновении с проблемной ситуацией вычленять из нее задачу и находить пути ее решения.
10 Элементы информатики логика; системный анализ; теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). ПРОСТО О СЛОЖНОМ
11 «Учебник – компьютерный практикум» «Компьютерный практикум» знакомит с основными средствами ИКТ. Время на практикум – 15 минут.
12 Типы практических работ на компьютере: использование шаблонов обучающих заданий на компакт-диске – приложении к УМК, использование государственных образовательных ресурсов (раздел 2-4 классы «Информатика», ресурс Информационный источник сложной структуры «Интерактивный задачник по информатике для младших школьников») в рамках изучения темы «Алгоритмы». использование средств в составе: графический интерфейс операционной системы, редакторские среды (текстовый, графический, музыкальный), браузер и электронная почта на примере свободного программного обеспечения.
13 Программное обеспечение к УМК Название ПОНазначениеДистрибутив ALT-Linux Операционная система OpenOffice текстовый редактор «Writer», электронная таблица «Calc», редактор презентаций «Impress» GimpРедактор растровой графики AudacityРедактор звуковых файлов Mozilla FirefoxWeb-браузер Mozilla ThunderbirdКлиент электронной почты europe.org/ru/products/thunderbird/ Skype Видеосвязь, служба мгновенных сообщений
14 Модели организации занятий с использованием компьютера проведение всех занятий в компьютерном классе; проведение занятий по группам с чередованием в компьютерном классе и в обычном классе при наличии демонстрационного компьютера и проектора; проведение всех занятий в обычном классе при наличии демонстрационного компьютера и проектора или интерактивной доски и работы детей у такой электронной «доски».
15 Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности «Удалось ли достичь поставленной цели?»; «Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы»; «Обоснование высказанного суждения»; Такой ли получен результат?, Правильно ли это делается?»; «Какие трудности могут возникнуть и почему?», «Нахождение ошибок в работе и их исправление».
16 Интегрированность знаний с другими предметами Предполагается, что данный курс будет вести учитель начальной школы, поэтому приемы и методы работы с информацией, изученные на уроках информатики, можно и нужно активно использовать в других школьных предметах.
17 Основные темы курса информатики для 3–4 классов Информация Системология и моделирование Организация информации Алгоритмы Логика Компьютер Технология компьютерной обработки данных (концентрическое обучение)
18 Формирование ключевых компетенций Ценностно-смысловая Учебно-познавательная Коммуникативная Информационная Компетенция - единство знаний, опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.
19 Виды деятельности эвристическая беседа; выполнение заданий интеллектуального практикума; наблюдение за объектом изучения, проведение экспериментальных исследований; работа с «Рассказами в картинках» (чтение по ролям, раскрашивание и пр.); просмотр и обсуждение учебных презентаций и мультфильмов; выполнение на компьютере заданий компьютерного практикума; работу со словарями, энциклопедиями, справочниками и т.д.; изготовление орфографического словаря; заполнение толкового словаря по информатике; контрольный опрос, контрольная письменная работа; тестирование (промежуточное и итоговое), в том числе, на компьютере; работу по инструкции; работу с сигнальными карточками; чтение текста; разбор домашнего задания; физкультурные минутки и компьютерные эстафеты.
21 Проект «ТРИЗформатика» ТРИЗформатика = ТРИЗ информатика +
22 Решение проблем: интенсифицировать обучение (не увеличивать срок обучения, а за то же время давать больше знаний); переориентировать образование с репродуктивного на проблемно-исследовательское (растить не репродуктора полученных знаний, а «решателя задач», способного выявить и сформулировать задачу, которая в настоящее время даже не существует, и найти пути ее эффективного решения); научить учиться (растить человека, способного самостоятельно постоянно повышать свой профессиональный и культурный уровень).
23 ТРИЗ - технология решения изобретательских задач (1946 г.) область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. "Цель ТРИЗ: опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, дать правила организации мышления по многоэкранной схеме. Генрих Саулович Альтшуллер
24 ТРИЗ технология творчества различные модификации "метода проб и ошибок»: –мозговой штурм, –синектика, –морфологический анализ, –метод контрольных вопросов Слово "синектика" – означает соединение воедино различных, зачастую очевидно не совместимых элементов
25 ТРИЗ технология творчества Долгое время единственным инструментом решения творческих задач задач, не имеющих четких механизмов решения, был "метод проб и ошибок" ("метод научного тыка"). В 20 веке резко возросла потребность в решении творческих задач. Это привело к появлению различных модификаций "метода проб и ошибок". Наиболее известны из них "мозговой штурм", "синектика", "морфологический анализ", "метод контрольных вопросов". Суть этих методов повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта.
26 Основные функции и области применения ТРИЗ: решение изобретательских задач любой сложности и направленности; прогнозирование развития технических систем;технических систем пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления); совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).
27 Обычное изобретательское мышлениеАРИЗное мышление1. Тенденция к облегчению, упрощению требований задачи.1. Тенденция к утяжелению, усложнению требований задачи.2. Тенденция к уклонению от "диких" ходов.2. Стремление идти по пути увеличивающейся "дикости".3. Зрительное представление об объекте нечеткое и привязанное к объекту-прототипу.3. Зрительное представление об объекте четкое и привязанное к объекту – ИКР.4. Представление об объекте "плоское".4. Представление об объекте "объемное": виден не только объект, одновременно просматриваются его подсистемы и надсистема, в которую он входит.5. Представление об объекте "сиюминутное".5. Объект виден в историческом движении: каким он был вчера, какой он сейчас, каким он должен стать завтра (если сохранить линию развития).6. Представление об объекте "жесткое".6. Представление об объекте "пластичное", легко поддающееся сильным изменениям – в пространстве и во времени.7. Память подсказывает близкие (и потому) слабые аналогии.7. Память подсказывает далекие (и потому) сильные аналогии, причем запас информации постоянно пополняется за счет собираемых принципов, приемов и т.д.8. С годами усиливается барьер специализации.8. Барьер специализации постепенно разрушается.9. Степень управляемости мышления не повышается.9. Мышление становится все более управляемым: изобретатель видит ход мышления как бы со стороны, легко управляет процессом мышления (например без затруднений отвлекается от "напрашивающихся" вариантов, легко выполняет мысленные эксперименты и т.д.).
28 Как решать задачи с помощью ТРИЗ 1.Определить тип задачи –Изобретательская "Как быть?". –Изобретательская это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?". –Исследовательская "Почему? Как происходит?". –Исследовательская задача это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?".
29 Как решать задачи с помощью ТРИЗ 1.Определить тип задачиизобретательскаяисследовательская Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"
30 Как решать задачи с помощью ТРИЗ 1.Определить тип задачи Исследовательская задача: Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему? Ответ: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу. Изобретательская задача: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться пока она приблизиться опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?
31 Как решать задачи с помощью ТРИЗ 2. Сформулируйте к задаче Противоречие, Идеальный конечный результат (ИКР) Противоречие и ИКР "обостряют" проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают Вас к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно и в нескольких вариантах это позволяет найти несколько решений.
32 Как решать задачи с помощью ТРИЗ 3. Выявите Ресурсы Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении Вашей задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также "дешевые" ресурсы, затраты на получение и использование которых низки.
33 Как решать задачи с помощью ТРИЗ 4. Примените приемы и принципы решения задач Вы составили противоречие и ИКР и выписали ресурсы, но решение пока не нашлось? Тогда примените приемы разрешения противоречий и принципы решения задач.
34 Как решать задачи с помощью ТРИЗ 5. Проанализируйте решения Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы: –Насколько сложно и дорого осуществить решение? –Задействованы ли ресуры системы? –Появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?
36 Официальный сайт дистанционного конкурса
37 Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе. Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи. 1. Воспитательные: – формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; – развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи. 2. Образовательные: – повышение уровня общей образованности учащихся; – формирование положительного отношения детей к учебному процессу; – умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; – целенаправленное развитие системнодиалектического мышления. 3. Развивающие: – развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; – развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления); – развитие пространственного мышления; – развитие речи; – умение анализировать, синтезировать, комбинировать; – развитие творческого воображения.
38 системный оператор; 2) типовые приемы фантазирования; 3) кольца Луллия; 4) морфологический анализ («волшебная дорожка»); 5) дихотомия (сужение поля поиска); 6) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине).
39 Систематизация объектов осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель – девять экранов: Курицав курятникеС мамой- курицейКурятникЯйцо Цыпленок КурицаСкорлупа,белок, желтокЧасти тела птенцаЧасти телаптицы Окно 1 – сам объект и его функция (система). Окно 2 – части объекта (подсистема). Окно 3 – окружение объекта (надсистема). Окно 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы). Окно 5 – части объекта в прошлом. Окно 6 – место его функционирования в прошлом. Окно 7 – перспективы развития объекта (будущее системы). Окно 8 – части объекта в будущем. Окно 9 – место объекта в будущем.
40 Например: «Окружающий мир», 1-й класс, тема «Домашние животные». Вопросы: 1. Кто это? 2. Из каких частей состоит тело? 3. Где живет? 4. Что надо объекту, чтобы он рос? Каким теперь он стал? Чем отличается от прошлого объекта? 5. Из каких частей стало состоять тело? 6. Где теперь основное место обитания? Сделайте вывод, что необходимо для жизни цыпленку.
41 Типовые приемы фантазирования можно результативно использовать на уроках математики. Например: 1. Волшебник Путаница перепутал числа от 1 до 10. Помогите ему расставить их в порядке возрастания. 2. Волшебник Переноса времени предлагает вам задачу: Владику 5 лет, он ходит в детский сад. Приходит волшебник и переносит его на 3 года вперед. Сколько лет будет Владику и что он будет делать? 3. Помогите волшебнику Остановки времени решить задачу: Роме 5 лет, а его другу Мише 7 лет. Пришел волшебник и остановил время для Миши, а на Рому его волшебство не подействовало. Прошло 2 года. Сколько сейчас лет Роме? Сколько лет Мише?
42 При работе над составом числа используем образ волшебника Дроби Объединяй. Например: «Волшебник раздробил число 80 на круглые десятки. Назови их». Или: «Помоги объединить два треугольника, чтобы получился квадрат».
43 Морфологический анализ способствует развитию подвижности мышления, формированию умения находить множество вариантов решения проблемы. Начинать работу следует с «волшебной дорожки», по которой путешествует «герой». «Герой» – это цифра; если у нее хорошее настроение, обводим ее красным цветом. Это число увеличивается, когда встречается с другими числами. Если настроение у цифры плохое, обводим ее синим цветом – это число вычитается или на него делим «Герой» 2(крас. цвет)
44 Дихотомия. Линейная «да – нет». Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта пополам. Цель приема: закрепить понятия «до», «после», «между», «перед». Учитель вкладывает в демонстрационную ленту числа от 0 до 100 (десятки): Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число от 50 до 100? Нет. Это число меньше, чем 50? Да. Это число 20? Нет. Это число больше, чем 20? Да. Это число между 20 и 40? Да. Это число 30? Да.
45 Лимерики. Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Например: Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого Я встретил двух свинок Без шляп и ботинок. Даю вам честное слово!
46 Составление загадок. При составление загадок используем модель Какой? Кто такой же? У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например: Какая? Кто такая же? нарядная барышня Нарядная, как барышня. сверкающая звезда Сверкающая, как звезда. привлекающая модница Привлекающая внимание внимание, но не модница.
47 Составление метафор. Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму: 1. Что? Морковь. 2. Какая? Красивая. 3. Кто такая же? Принцесса. 4. Где? В огороде. 5. В каком? В веселом огороде. 6. Какого? Веселого огорода. Что получилось? Принцесса веселого огорода. Составим предложение: Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.
48 Составление творческих рассказов по картине с точки зрения какого-либо объекта. Используем модель работы с картиной как целостной системой. План 1. Выделение объектов. 2. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами. 3. Представление объектов с точки зрения восприятия их различными анализаторами. 4. Описание изображенного средствами символической аналогии. 5. Представление объектов в рамках времени их существования. 6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
49 Условие задачи. За стеной вдруг раздались аплодисменты (демонстрирую несколько не очень частых хлопков), затихшие после казни, которая привела к спасению.
50 ЗАДАЧИ ДЛЯ ИГРЫ "ДА-НЕТ" ПО СЮЖЕТАМ СКАЗОК (составлено учащимися 3-го курса дошкольного отделения Минского педагогического колледжа им.М.Танка )Анна Валерьевна Корзун, 1998 преподаватель дошкольной педагогики Минского педагогического колледжа им.М.Танка Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э.Успенский "Крокодил Гена и его друзья") Он был обыкновенной звёздочкой, но ему помогли стать человеком. (О.Уальд "Мальчик - Звезда") Полюбив, она сделала невозможное. Либо вариант: Что-то было где-то чем-то для кого-то. (А.Аксаков "Аленький цветочек") Она лишилась дара речи из-за большой любви. Либо варианты: Она его очень любила, но не могла быть рядом. Кто-то умер из-за желания стать человеком. (Г.Х.Андерсен "Русалочка") Из-за её хитрости он остался ни с чем. Либо вариант: Некто пострадал из-за собственной щедрости. ("Заюшкина избушка" - русская народная сказка) Глупость и самоуверенность его погубили. Либо вариант: Он много хвалился, за что и поплатился. ("Колобок" - русская народная сказка) Они ушли, она пришла. Они пришли, её нашли. ("Три медведя" - Л.Н.Толстой) Он любил то, за что кусают. (Винни-Пух) Она была воображалой, за это вот и пострадала. (Г.Х.Андерсен "Свинопас") Он к ней пришёл, обманул и ушёл. ("Каша из топора" - русская народная сказка) Он умирал, она спасала. ("Петушок и бобовое зёрнышко" - русская народная сказка) Некто по земле ходил и с природой говорил. ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкин.) От жадности она всего лишилась. (А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке") Он был большой и противный, а она маленькая и хорошенькая. (Г.Х.Андерсен "Дюймовочка") Была скользкой и противной, стала самой любимой. Либо вариант: Он её освободил, потому что полюбил. ("Царевна - лягушка" - русская народная сказка) Его считали самым глупым, Либо вариант: Он оказался всех умней. (Иванушка - Дурачок) Оно загорелось из-за чьей - то глупости. (К.Чуковский "Путаница") Он пострадал от её безответственности. ("Гуси-лебеди" - русская народная сказка) Они пострадали из-за того, что в доме не было кота. ("Курочка Ряба" - русская народная сказка) Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш.Перро "Золушка") Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье. Либо вариант: Некто сделал глупость, с кем - то пострадал. (Ш.Перро "Красная Шапочка") Она пришла последней и всем помогла. Либо вариант: Их было шестеро, но выручила одна. ("Репка" - русская народная сказка) Она много трудилась, поэтому победила. Либо вариант: Она молчала, потому что любила. (Г.Х.Андерсен "Дикие лебеди..") Он был суров и справедлив, она - добра и беззащитна, поэтому он её наградил. ("Морозко" - русская народная сказка) Они вернули то, чего он не смог удержать. ("Из рога всего много" - белорусская народная сказка) Его обманули, а он и не заметил.
51 n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_ no=17020&tmpl=libhttp:// n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_ no=17020&tmpl=lib
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.