Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.distant.ioso.ru
1 СТАНДАРТИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Казанский федеральный университет Институт социальных и гуманитарных знаний В.И.Зуев
2 e-Society Общество, основанное на интенсивном и повсеместном использовании информационных технологий Общество, основанное на интенсивном и повсеместном использовании информационных технологийInformationKnowledgeAvailabilityAccessUse
3 Web 2.0 Новые возможности для обучения LMS Web 2.0 ?
4 Изменения в деятельности ВУЗов формирование новых моделей ведения образовательного процесса (возникает понятие образовательного пространства, образовательного партнерства); использование новых принципов управления учебным процессом.
5 ПРОБЛЕМА Отдельные сегменты виртуального образовательного пространства оказываются слабо связанными между собой. Отдельные сегменты виртуального образовательного пространства оказываются слабо связанными между собой.
6 Задача – повышение связности образовательного пространства
7 СВЯЗНОСТЬ = СОВМЕСТИМОСТЬ
8 Проблема совместимости
9 ЧТО ДЕЛАТЬ ?
10 История стандартов: Ширина железнодорожной колеи В 1860 в США использовались железнодорожные пути девяти различных размеров Причина: разобщенность транспортных сетей и конкуренция между перевозчиками Источник: Standardization of Track Gauge on North American Railways (2000) Journal of Economic History Стандарты = Совместимость
11 Теоретические основания стандартизации в сфере образования Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, с.ил.
12 Параметры, которые определяют, насколько продукция организации является стандартизированной 1. Контроль над большим количеством клиентов. Если компания имеет значительное число лояльных клиентов, она может продолжать развивать свою технологию по эволюционной модели, обеспечивая преемственность с предыдущими версиями своей продукции. 2. Права на интеллектуальную собственность. Наличие у компании патентов и copyright'a на новую технологию может значительно усилить ее позиции в конкурентной борьбе. 3. Наличие исследовательских ресурсов. Компании с развитыми исследовательскими отделами имеют возможность производить собственные интеллектуальные ценности. 4. Преимущество новаторства. Если компания начала разработку определенной ниши рынка раньше конкурентов, ее преимущества очевидны. 5. Производительные мощности. Компания, располагающая собственной производственной базой может предоставлять свои услуги по более дешевой и следовательно более конкурентной цене. 6. Наличие дополнительных товаров и услуг. Положение компании, производящей множество продуктов и товаров, работающих в едином стандарте и дополняющих друг друга, является предпочтительным. 7. Репутация и наличие бренда.
13 Зачем нужны стандарты в ЭО? Чтобы обеспечить совместимость различных платформ ЭО Чтобы повысить эффективность инвестиций в разработку приложений ЭО Чтобы обеспечить глобальный обмен контентом систем ЭО
14 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА СТАНДАРТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ Комплексная система стандартов электронного обучения Технологические и экономические стандарты Национальные и международные стандарты качества образования Стандарты корпоративных знаний и корпоративной культуры
15 Технологические стандарты в системе образования Разработка архитектуры предполагает наличие стандарта, который составляет основу процесса создания образовательных технологических систем, адекватных условиям их применения. Разработка архитектуры предполагает наличие стандарта, который составляет основу процесса создания образовательных технологических систем, адекватных условиям их применения. Разработка архитектуры технологических систем в образовании позволяет наглядно представлять разные модели организации обучения, системы, подсистемы и понимать их взаимодействие в процессе реализации основных функций. Разработка архитектуры технологических систем в образовании позволяет наглядно представлять разные модели организации обучения, системы, подсистемы и понимать их взаимодействие в процессе реализации основных функций. Основу принципа разработки архитектуры технологических систем в образовании составляет унификация решений. Основу принципа разработки архитектуры технологических систем в образовании составляет унификация решений.
16 Кто разрабатывает стандарты e-learning? Профессиональные ассоциации Ex: IEEE (« Institute of Electrical and Electronics Engineers »)IEEE Консорциумы фирм-производителей Ex: AICC (« Aviation Industry CBT Committee »)AICC Совместные проекты (объединения разработчиков) Ex: IMS (Educause – USA)IMS Ex: ADL-SCORM (Advanced Distributed Learning – USA)ADL-SCORM Ex: ARIADNE (European project)ARIADNE
17 Технологические стандарты в сфере электронного обучения IEEE – Institute of Electrical and Electronic Engineers (Институт электротехники и электроники), Комитет Технологии Образовательных Стандартов (LTSC – Learning Technology Standards Committee) ( AICC – Airline Industry Computer Based Training Committee (Международный комитет по компьютерному обучению в авиации) ( IMS – Instructional Management Systems (Системы организации обучения), Консорциум Всемирного Образования – Спецификация IMS-XML – базовый стандарт, описывающий структуру курса. ( ADL – Advanced Distributed Learning (Продвинутое распределенное обучение) и созданный ADL стандарт SCORM – Sharable Content Object Reference Model (Модель обмена учебными материалами). ( ARIADNE – Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe (Консорциум АРИАДНА) ( – стандартизация обмена учебным контентом для Европейского Союза.
18 AICC + IEEE + IMS + ADL = SCORM Цель стандарта SCORM Учебный контент должен иметь следующие характеристики: Доступность Совместимость Многократное использование Надежность
19 Учебный объект Learning Objects Создан для повышения эффективности обучения Может быть описан с помощью метаданных (metadata) *Based on British Columbia Ed Tech Users Group discussion on Learning Objects January 2003 Индексируем Доступен в сети Интернет Мультифункционален Может существовать и быть использован обособленно Цифровой формат
20 Особенности: Неопределенность размера объекта Контекст, в котором используются объекты, имеет большое значение необходима программа («клей») для объединения объектов Особенности: Неопределенность размера объекта Контекст, в котором используются объекты, имеет большое значение необходима программа («клей») для объединения объектов Модели учебных объектов Лего Небольшие элементы Допускают различные сочетания Все элементы совместимы Сборка курса не требует специальной подготовки Атомы (D. Wiley) Небольшие элементы Ограниченная совместимость Возможность объединения определяется внутренней структурой элемента Сборка курса требует подготовки Идеальная концепция Более реалистичная концепция Более реалистичная концепция
21 РЕПОЗИТОРИЙ ЭОР (ЦОР)
22 Репозиторий ЭОР (ЦОР) Продукт = learning object Этикетка = Metadata «Столичная» (title) 40% водка (description) 500 миллилитров (size) Этикетка = Metadata «Столичная» (title) 40% водка (description) 500 миллилитров (size) Janet Bartz 2002 Холодильник = Digital Repository Возможно хранение большого количества учебных объектов Хранение любого типа учебных объектов Метаданные облегчают поиск ресурса
23 АНАЛОГИ – СНГ
24 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Общие технические требования СТРК
25 …в настоящем стандарте установлены следующие термины с соответствующими определениями: Администратор дисциплины Виртуальная лаборатория Виртуальное сообщество Кейсовая технология Клиентская часть аппаратного комплекса Контент Конференция, дискуссионная группа Лаборатория удаленного доступа Обучающее событие Онлайновое общение Онлайновые технологии Программное обеспечение системы дистанционного обучения Разработчик дисциплины Сетевая технология ТВ - технология Тьютор / Тьюторский класс Центр дистанционного обучения Электронное издание / Электронное учебное издание / Электронный учебник
26 РОССИЯ
27 Международная организация по стандартизации (ISO) и Международная электротехническая комиссия (IEC) совместно разрабатывают международные стандарты в области информационных технологий в рамках Первого объединенного Технического комитета (JTC1 ISO/IEC), объединяющего в настоящее время 37 Подкомитетов (SC).
28 ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» ПК 1 «Общесистемные и основополагающие нормативные документы по стандартизации ИКТО». ПК 2 «Взаимосвязь открытых систем в образовании». ПК 3 «Автоматизированные информационные системы управления отраслью и образовательными учреждениями». ПК 4 «Образовательные среды и информационные ресурсы». ПК 5 «Обеспечение функциональной безопасности ИКТО». ПК 6 «Обеспечение качества электронного обучения».
29 Пять национальных стандартов комплекса стандартов по ИКТО – июль 2008 ГОСТ Р «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие положения»; ГОСТ Р «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие положения»; ГОСТ Р «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»; ГОСТ Р «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» ГОСТ Р «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования»; ГОСТ Р «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования» ГОСТ Р «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет- порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов»; ГОСТ Р «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет- порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов» ГОСТ Р «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет- порталы федерального уровня. Общие требования». ГОСТ Р «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет- порталы федерального уровня. Общие требования»
30 С 1 января 2011 года вступили в силу стандарты: ГОСТ Р Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения ГОСТ Р Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения ГОСТ Р Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения ГОСТ Р Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения ГОСТ Р Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход ГОСТ Р Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход ГОСТ Р Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р (ИСО/МЭК :2005) ГОСТ Р Информационная технология. Руководство по применению ГОСТ Р (ИСО/МЭК :2005) ГОСТ Р ИСО/МЭК Информационная технология. Правила кодирования АСН.1. Часть 4. Правила XML кодирования (XER) ГОСТ Р ИСО/МЭК Информационная технология. Правила кодирования АСН.1. Часть 4. Правила XML кодирования (XER) ГОСТ Р Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Термины и определения ГОСТ Р Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебная техника. Термины и определения
31 Преимущества стандартизации электронного обучения с точки зрения повышения конкурентоспособности Технологические преимущества Экономические преимущества Социально- педагогические преимущества Возможность предоставления информации в унифицированном, удобном для учащегося формате Сокращение издержек на разработку новых курсов Рост качества образования и, как следствие, увеличение количества пользователей услугами ЭО Возможность интеграции отдельных элементов электронного курса Рост доли на рынке образовательных услуг за счет гарантий более качественного образования Возможность привлечения для создания курсов экстерриториальных квалифицированных кадров Повышение эффективности использования мультимедиа, виртуальной и совмещенной реальности в учебном процессе Повышение рентабельности за счет стандартизации разрабатываемых электронных курсов Повышение степени доверия к электронному обучению
32 Экономический эффект Туркот Александр Управление конкурентоспособностью высших учебных заведений на основе стандартизации дистанционного обучения. … Дисс. канд. экон.наук М.: РГБ, 2005
33 ПРИМЕР ПРОЕКТА
34 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ единство образовательного пространства Республики Татарстан; преемственность и совместимость основных образовательных электронных продуктов для начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Аналог – стандарт eNorway Аналог – стандарт eNorway
35 Единая трехуровневая система электронного обучения Базовый территориальный уровень с размещением системы управления учебным процессом на базовом сервере (облаке) виртуального образовательного пространства РТ. Уровень учебного заведения с установкой LMS на сервере организации Персональный – подразумевает размещение на носителе автономной версии системы управления учебным процессом с базовыми учебными ресурсами.
36 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Разработка территориальных образовательных стандартов на базе стандарта SCORM, требований ПО MOODLE Разработка и внедрение стандартного шаблона и ПО для разработки учебных курсов. Проведение обучения преподавателей работе с шаблоном Создание базового центра электронного обучения (Размещение на базовом сервере образцовых ресурсов, подготовленных школами в ходе реализации этапа 2) Размещение на серверах школ области локальных версий созданного базового ПО Разработка автономных версий базового ПО. Тиражирование учебных ресурсов на носителях.
37 Структура портала U2U Виртуальные представительства учебных заведений Семантически организованный каталог образовательных ресурсов (фолксономии) Площадка U2U (B2B) Доступ к образовательным ресурсам отдельных учебных заведений Создание мета-курсов Хаб образовательных ресурсов
38 Задачи U 2 U -систем организация взаимодействия между учебными заведениями - быстрого и удобного; построение защищённых надёжных каналов обмена информацией между учебными заведениями; координация действий учебных заведений и совместное их развитие на основе информационного обмена.
39 Свойства системы U2U Система должна обеспечивать социо-конструктивистский подход к реализации образовательных проектов, обладать свойствами автопоэзиса, осуществлять сопровождение как обучения через общение, так и индивидуальных занятий. Система должна обеспечивать социо-конструктивистский подход к реализации образовательных проектов, обладать свойствами автопоэзиса, осуществлять сопровождение как обучения через общение, так и индивидуальных занятий. Система должна обеспечивать доступ и контроль к множеству (облаку) образовательных ресурсов (объектов), а также поддерживать следующие режимы взаимодействия: ученик/ученик; ученик/учитель; ученик/электронный ресурс; учитель/электронный ресурс; автор/электронный ресурс. Система должна обеспечивать доступ и контроль к множеству (облаку) образовательных ресурсов (объектов), а также поддерживать следующие режимы взаимодействия: ученик/ученик; ученик/учитель; ученик/электронный ресурс; учитель/электронный ресурс; автор/электронный ресурс. Система должна обеспечивать эффективное управление контентом на высоком уровне абстрагирования с использованием семантического анализа (тэгов). Система должна обеспечивать эффективное управление контентом на высоком уровне абстрагирования с использованием семантического анализа (тэгов). Система должна предоставлять возможности контроля знаний обучающихся. Система должна предоставлять возможности контроля знаний обучающихся. Система должна предоставлять возможности многоагентного сотрудничества с четко определенными ролями участников процесса. Система должна предоставлять возможности многоагентного сотрудничества с четко определенными ролями участников процесса. Система должна обладать ясным, интуитивно понятным графическим интерфейсом Система должна обладать ясным, интуитивно понятным графическим интерфейсом
40 Хаб образовательного сообщества Помогает учащимся быстро найти и выбрать интересующие их программы из всего многообразия существующих образовательных ресурсов. Помогает преподавателю найти профессиональные сообщества, наиболее отвечающие профилю его педагогической деятельности. Помогает преподавателю найти и встроить в свой курс образовательные объекты, разработанные другими образовательными учреждениями.
41 Novachi enables safe school access online Many organizations are recognizing the importance of Internet-based applications for managing their data. Novachi's aim is to help improve the overall effectiveness of school management by moving school data securely online...
42 Стандартизация метаданных U2U формализованное описание семантически аннотированных образовательных ресурсов на портале U2U использование фольксономий в качестве базовых определителей
43 Что в результате?
44 Взаимодействие субъектов электронного образовательного пространства
48 Достоинства предлагаемой структуры электронного образовательного пространства РТ Она соответствует международным стандартам SCORM и, следовательно, легко интегрируема в мировое и российское образовательное пространство Она легко масштабируема и расширяема, что позволит охватить все школы Республики Татарстан Она малозатратна, в силу того, что в качестве базового программного обеспечения выбрано свободно распространяемое ПО Она позволяет решить вопрос организации учебного процесса в малокомплектных школах
49 ВЫВОДЫ Основная задача систем U 2 U повышение эффективности работы учебных заведений на образовательном рынке за счёт снижения затрат на подготовку учебных продуктов и расширения географии деятельности до масштаба региона, а, в дальнейшем - страны. Создаваемая модель эффективного взаимодействия между участниками рынка образовательных услуг может стать важным фактором развития виртуального образовательного пространства и интеграции образовательных ресурсов как региона, так и страны в целом.
50 Зуев В.И. Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.