Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.gimnazi1.edusite.ru
1 Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС (начальная школа) Педагог-психолог МОУ «Гимназия 1» Сергеева Тамара Фёдоровна
2 В начале было слово…А вслед за ним появился и тот, кто поднял это слово к свету и понес его через столетия, зажигая яркие лампады детских душ…
3 Особенности стандарта Первая особенность Первая особенность стандарта в том, что впервые процесс обучения предлагается строить на действительно демократической основе. Третья особенность Третья особенность его целостная теоретико- методологическая основа. Прежний стандарт, безусловно, тоже базировался на определенном представлении о человеке, об обществе и строился с учетом развития педагогических наук, педагогических технологий Вторая особенность Вторая особенность – заключается в том, что основной целью образования становится развитие личности учащегося.
4 Цель психологического сопровождения: создать условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность ребенка к обучению. Задачи: Сформировать условия внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Развивать коммуникативные качества личности школьника. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.
5 сформированность внутренней позиции школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
6 овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
7 формирование умений пользоваться знаково- символическими средствами, действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
8 способность учитывать позиции собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание.
9 Измерять универсальные учебные действия. Полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей психолога в причинах возможной несформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий. Быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
10 Материалы для диагностики сформированных УУД Виды универсальных учебных действий Типовые диагностические задачи Личностные универсальные учебные действия Самопознание и самоопределение. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин) Методика «Кто я?», 34 классы. Методика «Беседа о школе», 1 3 классы (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эль- конина, А. Л. Венгера). «Рефлексивная самооценка учебной деятельности», 4 класс. «Методика выявления характера атрибуции успеха неуспеха», 14 классы Смыслообразование. Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?) «Незавершённая сказка», 13 классы. «Шкала выраженности учебно- познавательного интереса», 14 классы. «Опросник мотивации», 13 классы Нравственно-этическое оценивание. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников) Задания на оценку усвоения норм взаимопомощи, 12 классы. Задание на учёт мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже), 1 класс. Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже), 13 классы. Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами), 14 классы. Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карабановой), 14 классы Регулятивные универсальные учебные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала «Выкладывание узора из кубиков» (цель: выявление развития регулятивных действий), 1 класс. «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля), 2-3 классы
11 Материалы для диагностики сформированных УУД Познавательные универсальные учебные действия Общеучебные универсальные действия. Ваыделение учебной деятельности, информационный поиск, знаково-символическое действие, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения «Проба на определение количества слов в предложении» (С. Н. Карпова), 1 класс. Методика «Кодирование» (версия А. Ю. Панасюка), 1 класс. Методика «Нахождение схем к задачам» (по А. Н. Рябинкиной), 13 классы Универсальные логические действия. Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательств Построение числового эквивалента или взаимооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А.Шеминьеска), 1 класс Постановка и решение проблем. Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Диагностика универсального действия общего прима решении задач (по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой), 1-4 классы Коммуникативные универсальные учебные действия (базовые виды) Коммуникация как взаимодействие. Учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение Методика «Кто прав» (Г.А. Цукерман и др.) 2-4 классы Коммуникация как операция. Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман), 1 класс Коммуникация как условие интериоризации. Умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант), 2-4 классы
12 Социально – психологическое сопровождение Подготовительный этап Первый этап Второй этап Цель: сокращения адаптационного периода будущих первоклассников; выявление готовности их к обучению; создания групповых и индивидуальных консультаций родителям будущих первоклассников с целью сообщения информации об организации жизни ребенка перед началом школьных занятий; консультативная работа «В помощь педагогу». Цель: сокращения адаптационного периода будущих первоклассников; выявление готовности их к обучению; создания групповых и индивидуальных консультаций родителям будущих первоклассников с целью сообщения информации об организации жизни ребенка перед началом школьных занятий; консультативная работа «В помощь педагогу». Цель: определить степень адаптации первоклассников к школьному обучению. Цель: групповая и индивидуальная психокоррекционная работа.
13 сокращение адаптационного периода будущих первоклассников; выявление готовности их к обучению; создания групповых и индивидуальных консультаций родителям будущих первоклассников с целью сообщения информации об организации жизни ребенка перед началом школьных занятий; консультативная работа «В помощь педагогу».
14 сохранение эмоционального благополучия и психического здоровья детей; интеллектуальная готовность; мотивационная готовность; волевая готовность; коммуникативная готовность.
15 Модель сотрудничества в формировании личности ребенка
16 Проводить психологическую диагностику сформированности универсальных учебных действий школьников с целью выявления трудностей в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками. Организовать методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе наблюдения за детьми впервые недели обучения. Организовать психологическую поддержку школьников в урочное и во внеурочное время. Консультировать и просвещать родителей первоклассников, знакомить взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.
17 1. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками. 2. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками. 3. Назначение индивидуального и группового консультирования и просвещения родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.
18 - следует признать необходимость педагогических интерпретаций, полученных медицинских, психологических, дефектологических данных, что требует выстраивания индивидуальных планов развития каждого ребенка; - не менее важна преемственность вертикальная, предполагающая сопровождение детей на всех этапах становления и развития от детского сада до старшей школы.
20 Реализация программы «Предупреждение трудностей в обучении учащихся классов»
21 МОУ Гимназия 1 г. Балаково Саратовская области Согласовано Педагог – психолог МОУ УМЦ ____________ Максакова Н.В. « »______________200 г. Утверждаю Директор Федулов А.П. _______________________ « »______________200 г. Рабочая программа Предупреждение трудностей в обучении учащихся 1-2 –х классов Рассмотрено на заседании экспертной группы педагогов – психологов БМО Протокол _________ от __________ 2010 год. Председатель экспертной группы педагогов – психологов: _____________ Рыжова О.Ю.
22 День партнерского взаимодействия «весенний калейдоскоп» МОУ «Гимназия 1» г. Балаково и МОУ «Гимназия 2» г. Саратов, 27 апреля 2011 год. Мастер-класс «развивающее занятие во 2 классе». Сергеева Тамара Фёдоровна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория.
23 Приветствие. Приветствовать друг друга можно по -разному. Главное, чтобы эти приветствия были искренними, доброжелательными и тогда нам будет хорошо вместе, несмотря на то, что мы разные. «Радость» - рисунки (обсуждение домашнего задания). Радость выражается по-разному, потому что мы все неповторимы.
24 Моя уникальность - мы с вами по-разному относимся к одним и тем же вещам, событиям, фильмам, музыке. Релаксация – прослушивание музыкального произведения. Все по-разному представляют, чувствуют, воспринимая одно и тоже. И очень важно, чтобы люди понимали, что непохожесть –это вовсе неплохо. Мир тем и прекрасен, что все мы разные.
25 А можно по выражению лица определить эмоциональное состояние человека? О чём человек думает или даже что с ним случилось. Многообразие эмоций (материал с прошлых занятий) Очень важно замечать в человеке его состояние, настроение, чтобы помочь ему, порадоваться за него и вместе с ним. Это и есть быть вместе нам, таким непохожим, понимать друг друга.
26 Совместное творчество (нарисовать дом) Работая вместе, очень важно уметь договариваться. Вы сумели договориться – об этом говорят результаты вашего труда.
27 Каждая группа уникальна. Она состоит из отдельных уникальных людей. Именно они, как частички, складываются в мозаику, создавая образ группы. Ещё в далеком прошлом из частей составляли образ, символ и поклонялись ему как божественному началу. Ваш рисунок тоже уникален, ведь он отражает уникальность каждого из вас (вы выбрали свою форму, свой цвет, поставили свой знак), но это образ вашей группы, который вы создали вместе.
28 И здесь уместно сказать: я, ты, он, она – вместе целая страна, город Солнечный. 2Б класс.
29 Ребята, я надеюсь что вы действительно поняли, чтобы быть вместе, нам,таким уникальным, надо этому учиться. И на нашем занятии мы сделали ещё один шаг в этом направлении.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.