Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschool-429.ru
1 Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательно – воспитательном процессе
2 Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
3 Здоровый образ жизни Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
4 Здоровый образ жизни: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
5 Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования: обучающихся, их родителей, педагогов и других участников образовательного процесса. (О.В. Петров)
6 Основные компоненты здоровьесберегающих технологий Аксиологический – педагогический процесс направляется на формирование ценностно – ориентированных установок на здоровье Гносеологический – приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познания себя Здоровьесберегающий – формирование системы гигиенических ценностей и установок, необходимых для нормального функционирования организма (режим дня, режим питания, чередование труда и отдыха, предупреждение вредных привычек, психогигиена и психопрофилактика) Эмоционально – волевой – проявление психологических механизмов, положительные эмоции, которые обеспечивают функционирование личности в обществе Экологический – рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности Физкультурно – оздоровительный – владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии
7 Функции здоровьесберегающей технологии: формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде; информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни; диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на правленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком; адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности. рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами. интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
8 Типы технологий Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.) Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс: Внесубъектные:технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п. Предполагающие пассивную позицию учащегося: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п. Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.
9 Классификация здоровьесберегающнх технологий 1.По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). 2.По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно- гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекциидевиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
10 К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие здоровый образ жизни.
11 Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения 1. обстановка и гигиенические условия в классе 2. число видов деятельности (норма 4-7 видов за урок) 3. средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности (ориентировочная норма 7-10 минут) 4. чередование видов преподавания (норма – не позже чем через 10 – 15 минут) 5. наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации деятельности обучающихся 6. место и длительность применения технических средств обучения 7. позы обучающихся, чередование поз обучающихся 8. физкультминутки (не менее одной через 15 – 20 минут) 9. наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности
12 10. наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем, обеспечение собственной безопасности и безопасности окружающих людей 11. психологический климат на уроке 12. наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов, комментариев и так далее 13. плотность урока, то есть время затраченное на учебную работу (не менее 60% времени, но не более 75-80%) 14. наблюдение за наступлением момента утомления и снижения у обучающихся учебной активности, поиск приемов и методов для снятия утомления, наблюдение за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы 15. темп и особенности окончания урока: - быстрый темп, «скомканный» (негативное влияние) - спокойное завершение урока (позитивное влияние) - задержка обучающихся после звонка на перемене (внимание рассеивается, неэффективное завершение урока)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.