Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемschool23.kubannet.ru
1 МИР ПРОФЕССИЙ ПРОФЕССИЙ «Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды». Вольтер
2 Профессия Профессия - это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Специальность Специальность - вид занятий в рамках одной профессии,ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов Должность Должность - это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия
3 Типы профессий Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек. Выделяют пять основных типов профессий : Человек – Техника Человек – Человек Человек – Природа Человек – Знаковая система Человек – Художественный образ
4 Классы профессий В соответствии с целями труда внутри каждого типа профессий выделяют три класса профессий: Г – гностические ( узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить, оценить); Пр – преобразующие (любые воздействия на предмет труда с целью его изменения); И – изыскательские (изобрести, придумать, найти решение).
5 Группы профессий При выборе профессии немалую роль играют условия, в которых приходится работать. По этому признаку различают четыре группы: б – труд в обычных бытовых условиях; о – труд на открытом воздухе; н – труд в необычных условиях (под землей, на высоте и т. п.); м – труд с повышенной моральной ответственностью ( за здоровье, за воспитание и т. п.)
6 Формула профессии Характеристику любой профессии можно представить в виде формулы, составленной из обозначений типа, класса, отдела и группы, к которым она принадлежит. Пример формул: дизайнер: Х-И-Ф-б; водитель (шофер): Т-Пр-М-о. Дополняют формулу профессий указания на сферу труда, специальность и занимаемую должность.
7 Упражнение «Я – в мире профессий» На основе данных анкеты Климова составьте карту своих склонностей по отношению к различным типам профессий. Это будет характеристика вашего «Я» по отношению к типу профессии. Ч – Ч Ч – Т Ч - П Ч - Х Ч - З Я Многогранное
8 Я - хочу «Берись за то, к чему ты годен, Коль хочешь, чтоб в делах Успешный был конец». И.Крылов
9 Выбирая профессию, сориентируйся в трех вещах Определи, каковы твои профессиональные интересы и склонности (Я - хочу); Оцени, каковы твои профессионально важные качества: здоровье, профессиональная квалификация и способности (Я - могу); Узнай, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу (Я - надо).
10 Я - могу «Как важно в жизни, помня о желаниях, возможностей своих не забывать!» Э. Асадов.
11 Любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью, физиологическому и психологическому состоянию, уровню и качеству образовательной подготовки человека. Поэтому одним из первых вопросов, на который следует ответить, при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?».
12 СПОСОБНОСТИ СПОСОБНОСТИ - это качества, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Основные показатели способностей легкость усвоения новых знаний и умений; быстрота совершенствования умений; достижение высоких результатов в деятельности Способности человека в данный момент (это и есть его Я - могу) – предпосылка успешного дальнейшего профессионального обучения, а также итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности, полученного воспитания.
13 Профессионально-важные качества профессий Так, для профессионалов-спортсменов имеют значение рост, вес, физическая подготовка, гибкость и др. Быстрота реакции нужна водителям транспорта, кинодублерам, испытателям. Координация движений имеет важное значение для многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства). Выносливость необходима космонавтам, гонщикам, водолазам, т.е. людям, работающим в сложных условиях (давление, шум, перегрузки и т.п.).
14 Психические качества личности Внимание (внимательность) – способность следить за окружающей обстановкой, ее изменениями, произвольно управляя различными параметрами восприятия, - необходимо в любой профессии. Упражнение Муха Память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, - необходима для любой профессии. Мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, а и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений, - необходимо для всех профессий, Воображение – способность человека представлять что-либо в своем сознании мысленно, важно для людей творческих профессий. Упражнение на развитие воображения: в течение 5 минут ученики должны придумать и записать как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша.
15 Связь свойств внимания с различными профессиями Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Профессии: машинистка, телеграфист, стенографист, диктор, корректор, бухгалтер, экономист, агроном, оператор и др. Концентрация – степень сосредоточенности на объекте. Профессии: микробиолог, часовой, мастер, хирург, скульптор, токарь и др. Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте. Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, швея, конструктор и др. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Профессии – воспитатель детского сада, следователь, продавец, водитель, учитель и др. Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; выполнять несколько различных видов действий. Профессии: летчик, диспетчер сложных систем, оператор, педагог, водитель, наладчик и др.
16 Я - надо «Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит». Поговорка
17 Общественное производство представлено различными видами труда, профессиями (более 104). Все они подразделяются на: массовые, которыми занимается большинство (сельхозрабочий, строитель, шофер и т.д.) редкие, которые представлены единицами (ювелир, настройщик музыкальных инструментов). Это – общественное разделение труда, отражающее социальный заказ на рабочую силу. Система разделения труда в обществе создает рынок труда. Поэтому профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение.
18 ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕХНИКА РАЗГОВОРА ПО ТЕЛЕФОНУ НАВЫКИ СОСТАВЛЕНИЯ АВТОБИОГРАФИИ НАВЫКИ СОБЕСЕДОВАНИЯ
19 Ваш выбор: могу + хочу + надо «У меня растут года, Будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься?» В.Маяковский
20 Выбор профессии - это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Чтобы вероятность ошибки была минимальной надо: 1. Решить какой путь избрать после окончания школы. В современных социально-экономических условиях первостепенное значение имеют: социальный заказ, положение на рынке труда; уровень материального обеспечения семьи; возможность получения помощи в обучении; местная инфраструктура профессионального образования (наличие учебных заведений).
21 2. Выбрать ту профессию и специальность, которую вы хотите, определить ее тип, класс, отдел (Я- хочу). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку. 3. Учесть свои возможности (Я –могу): интересы и склонности; успехи в учебе и потенциальные способности; свои сильные и слабые стороны; состояние здоровья. Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я -хочу»: оно должно быть адекватно «Я –могу» и учитывать требования социальной среды «Я –надо».
22 Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на: знаниях о мире профессий; знаниях о выбираемой конкретной профессии; изучении своих интересов; изучении своих способностей; знании своих сильных и слабых качеств; состоянии своего здоровья; учете материальных условий семьи; учете ситуации на рынке труда.
23 Ошибки при выборе профессии: увлечение внешней или частной стороной профессии; незнание мира профессий, выбор «за компанию»; неумение разбираться в своих способностях; неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.; незнание пути получения профессии; неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; отождествление школьного учебного предмета с профессией; устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.