Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.ciklon.ru
1 Тема Практика аттестации рабочих мест по новому «Порядку аттестации» (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. 569) 1 Афанасьев Анатолий Иванович руководитель Центра по контролю условий труда «Циклон-Тест», эксперт ССОТ Тел: (495) , доб. 215, 225 тел.моб.: (8-916) эл.почта:
2 Практика аттестации рабочих мест по новому «Порядку аттестации» 2 Основные отличия нового "Порядка" в проведении аттестации рабочих мест от действовавшего ранее "Положения о порядке проведения аттестации…" Возможные схемы выполнения работ по аттестации. Рекомендации по организации работ. Требования к участникам процесса аттестации, их ответственность по каждой из схем выполнения аттестации. Рекомендации по выбору Аттестующей организации. Правовые и практические аспекты в взаимоотношении руководства предприятий, служб охраны труда предприятий с контролирующими структурами по вопросам аттестации рабочих мест.
3 Основополагающие документы по аттестации рабочих мест 3 Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. 197-Ф3 "Трудовой кодекс Российской федерации« (статья 212) " «Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Утверждено Постановление Минтруда и социального развития РФ 12 от 14 марта 1996 г. (до 1 сентября 2008 года) «Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда» Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ 569 от 31 августа 2007 г. (с 1 сентября 2008 года)
4 Особенности существующей в настоящее время ситуации с АРМ 4 Нечеткость формулировок отдельных положений «Порядка аттестации», определяющего требования к проведению АРМ Разночтения в трактовках (в понимании) отдельных положений «Порядка аттестации» разными участниками процесса АРМ Неполнота нормативно-правовой базы, необходимой для разработки документов по АРМ
5 Зачем нужна аттестация рабочих мест по условиям труда (практическая значимость) 5 Выполнение требований Федерального Закона (ТК РФ), ст. 212 Получение достоверной картины условий труда Обеспечение конкурентоспособности продукции Обоснование льгот, компенсаций Обоснование расходов для улучшения условий труда Получение положительного решения по льготным пенсиям Получение разрешений на отдельные виды деятельности Снятие претензий к руководству и службам ОТ при инспекционных проверках и несчастных случаях на производстве Получение скидок (до 40%) к страховым тарифам Проведение работ улучшения условий труда за счет средств ФСС Снижение налогов на фонд заработной платы
6 Экономическая целесообразность аттестации рабочих мест (АРМ) 6 Аттестация рабочих мест может быть проведена на предприятии за счет средств Соцстраха (Постановление Правительства РФ от г. 331) По результатам АРМ предприятие может получить скидки до 40% от ставки налога по страхованию от несчастных случаев (Постановление Фонда социального страхования РФ от г. 11) По результатам АРМ за счет измерения структуры заработной платы можно снизить ЕСН и НДФЛ (ст. 57, 133,210, 219 ТК, ст. 255 Налогового кодекса РФ) По результатам АРМ улучшение условий труда может быть осуществлено за счет средств ФСС (Приказ Минздравсоцразвития РФ от г. 43н)
7 Улучшение условий труда по результатам АРМ за счет ФСС 7 Санаторно-курортного лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными факторами Приобретение специальной одежды, обуви и других СИЗ, смывающих и обезвреживающих средств Обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием Проведение работ по приведению запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с нормами Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 января 2008 г. 43н Приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2009 г.573н Финансирование за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев:
8 Нормативная база по аттестации рабочих мест (нюансы) 8 Нужно быть особенно «аккуратным» в использовании при аттестации рабочих мест различных ведомственных «Положений» по аттестации в отдельных отраслях хозяйственной деятельности. Опыт показывает: из-за имеющихся в этих документах нестыковок с общероссийскими документами у предприятий и у работников этих предприятий могут быть в дальнейшем серьезные проблемы налоговыми органами, ФСС, пенсионными фондами
9 Организация работ по аттестации (комментарий 1) 9 Наиболее часто совершаемая ошибка в организации работы по АРМ состоит в том, что эти работы начинают только тогда, когда выделены в полном объеме средства, завершена реконструкция, реорганизация и и.т.п. Такой подход нельзя считать оптимальным, так как он чреват серьезными претензиями со стороны контролирующих органов (прокуратуры, госинспекции по труду)
10 Организация работ по аттестации (комментарий 2) 10 При решении вопросов организации работ по АРМ нужно помнить о нюансах формулировки требований об аттестации в Трудовом Кодексе РФ (ст. 212 ТК). Статья 212 ТК «Работодатель обязан обеспечить…. проведение аттестации рабочих мест по условиям труда….» «Обязан обеспечить……» не «результат», а «процесс»
11 11 Оптимальный вариант организации работ по аттестации 1.Приказ о создании аттестационной комиссии и о проведении аттестации 2.График проведения аттестации всех рабочих мест (приложение к Приказу) 3.Договор с Аттестующей организацией (можно поэтапный или рамочный) 4.Начало по факту реальных работ Организация работ по аттестации
12 Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 12 Миф 1. С 1-го сентября 2008 года аттестация рабочих мест должна проводиться не только на крупных промышленные предприятиях, но и в торговле, в офисах мелких фирм и пр. Реальность Ничего не изменилось по сравнению с действующим до этого порядком аттестации (с 1996 года). Единственное – добавилось требования по аттестации рабочих мест у работодателей – физических лиц
13 Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 13 Миф 2. Все организации и предприятия, которые провели аттестацию рабочих мест до 1-го сентября 2008 года должны будут провести ее повторно по требованиям нового «Порядка» Реальность Ни на чем не основанный миф. Согласно новому Порядку изменилась форма проведения работ и представления материалов, а гигиенические критерии оценки остались прежними (Руководство Р )
14 Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 14 Миф 3. Теперь, с 1 сентября 2008 г. Госинспекция по труду будет осуществлять массовые проверки качества аттестационных материалов, передаваемых ей согласно пункту 46 «Порядка» Реальность Ни на чем не основанный миф. Согласно ст. 216 Трудового Кодекса качество проведения аттестации может оценивать только Госэкспертиза условий труда (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда)
15 Отчетность о результатах аттестации (Отличия нового "Порядка" с г.) 15 С 1сентября 2008 года согласно новому "Порядку аттестации" (пункт 46) введено требование по передаче сводных данных о результатах аттестации в Госинспекцию по труду Среди прочих документов в Госинспекцию по труду должна передаваться информация о фирме, привлекаемой к аттестации рабочих мест
16 Аттестующая организация (Отличия нового "Порядка" с г.) 16 С 1 сентября 2008 года согласно новому "Порядку аттестации" введено понятие Аттестующей организации По существующим на настоящий момент требованиям - согласно пункту 1 "Порядка аттестации" Аттестующая организация – это любая организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда и проводящая работу в соответствии с настоящим Порядком
17 Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 17 Миф 4. Теперь, с 1 сентября 2008 г. всю ответственность за результаты аттестации на предприятии несет Аттестующая организация Реальность Ни на чем не основанный миф. С 1-го сентября 2008 года, с момента введения нового Порядка аттестации ничего не изменилось в плане ответственности. Причина мифа – низкая грамотность лекторов на обучающих семинарах и чиновников, дающих комментарии по Новому порядку аттестации
18 Требования, установленные в «Порядке аттестации» по ответственности (пункт 1 Порядка) 18 Вопросы деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест; Вопросы оформления (работодателем или иными лицами) результатов аттестации; Вопросы использования (работодателем или иными лицами) результатов аттестации; Методы исследований при проведении оценки (работодателем или иными лицами) условий труда «Порядок аттестации» регулирует:
19 Аттестующая организация (Ответственность за результаты АРМ.) 19 Действующие нормативно-правовые акты не устанавливают какой-либо ответственности Аттестующей организации за результаты АРМ в организации По состоянию на настоящий момент ответственность Аттестующей организации за результаты АРМ может быть установлена только в Договоре на оказание услуг по аттестации между аттестуемым предприятием и Аттестующей организацией.
20 Выбор аттестующей организации 20 При отсутствии в настоящее время каких-либо специальных нормативных требований к Аттестующей организации «правильный» выбор сторонней фирмы, привлекаемой к работам по АРМ имеет для аттестуемого предприятия первостепенное значение.
21 Выбор аттестующей организации (критерии выбора) 21 Ориентация не на цену аттестации одного рабочего места, а на стоимость выполнения работ в целом Согласие фирмы-исполнителя конкретизировать в Договоре требования к отчетным материалам Согласие фирмы-исполнителя на включение своего представителя в Аттестационную комиссию Наличие у фирмы-исполнителя испытательной лаборатории (центра) с аккредитацией в ССОТ Готовность фирмы-исполнителя предоставления информации о себе, как об Аттестующей организации Длительный опыт работы в сфере услуг по аттестации рабочих мест
22 Формирование Аттестационной комиссии (Отличия нового "Порядка" с г.) 22 Если к работам по аттестации привлекается сторонняя организация (Аттестующая организация), то представители (представитель) этой организации должны быть в составе Аттестационной комиссии Согласно пункту 10 Порядка аттестации Аттестационная комиссия создается на паритетной основе
23 Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 23 Миф 5. Паритетность понимается таким образом, что теперь Аттестационная комиссия должна формироваться в обязательном порядке из равного количества сотрудников предприятия и сотрудников Аттестующей организации с равной ответственностью за все решения в процессе аттестации Реальность Новый порядок не устанавливает обязательного требования равного количества членов в Аттестационной комиссии и равной ответственности. Причина мифа - невнимательное прочтение требований нового Порядка, игнорирование требований этого документа в совокупности
24 Формирование Аттестационной комиссии (Обеспечение паритетности.) 24 Паритетность – это равное представительство Но, почему-то очень часто не обращают внимание,что эта паритетность в Порядке аттестации» (пункт 10) установлена только для одной функции аттестационной комиссии: для координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест по условиям труда
25 Формирование Аттестационной комиссии (Обеспечение паритетности.) 25 Согласно пункту 11 «Порядка аттестации» у Аттестационной комиссии десять направлений деятельности, за каждое из которых отвечают те или иные члены Аттестационной комиссии. И лишь по одному из этих направлений деятельности согласно требованиям действующего документа (подпункт 1 Пункта 11) согласно пункту 10 Порядка должна быть обеспечена паритетность. Полная паритетность (по суммарному количеству) возможна, но не обязательна
26 Функции членов Аттестационной комиссии – сотрудников Аттестующей организации 26 При выполнении работ по аттестации «под ключ» сотрудники Аттестующей организации как члены Аттестационной комиссии выполняют только одну функцию, определенную подпунктом 1 Пункта 11 «Порядка аттестации». Остальную работу (работу за других членов Аттестационной комиссии согласно остальным подпунктам Пункта 11) сотрудники Аттестующей организации выполняют как наемные работники в рамках договорных отношений между предприятием и Аттестующей организацией. Это чисто договорные отношения двух юридических лиц с правами, обязанностями и ответственностью, установленными конкретно в каждом конкретном договоре.
27 Функции членов Аттестационной комиссии – сотрудников Аттестующей организации 27 Функция сотрудника Аттестующей организации, как члена Аттестационной комиссии, согласно требованиям нормативных документов только одна – скоординировать действия работающих по конкретному договору, оказать им методическую помощь и проконтролировать выполняемую ими работу. Даже, если бы какой-либо руководитель какой-либо организации хотел бы в рамках Договора передать сотрудникам Аттестующей организации (как членам его Аттестационной комиссии) иные функции, сделать это он не сможет (а Аттестующая организация не сможем принять эти условия). Это будет нарушением требований нормативных документов.
28 Требования к Аттестационной комиссии (Отличия нового "Порядка" с г.) 28 Аттестационная комиссия должна быть сформирована, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения Минздравсоцразвития РФ Нужно иметь в виду, что «уполномочение» - это не обязательно наличие специальной лицензии. По состоянию на настоящий момент фактом «уполномочения» может быть устав обучающей организации, утвержденный (согласованный) Минздравсоцразвития РФ
29 Необходимость обучения членов Аттестационной комиссии (практический совет.) 29 В обязательном порядке специальное обучение члены Аттестационной комиссии должны пройти тогда, когда по результатам аттестации рабочих мест будут меняться (сниматься, даваться) льготы и компенсации работникам
30 Планируемые изменения требований к участникам АРМ ( в 2010 году) 30 Проект приказа Минздравсоцразвития России от 03 декабря 2009 года «Об утверждении перечня услуг области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги охраны труда» Аккредитация Аттестующих организаций на право проведения аттестации рабочих мест по условиям труда Аккредитация на право обучения работодателей и работников вопросам охраны труда
31 Требования к участникам АРМ, установленные в Московской области 31 В соответствии со своими полномочиями согласно статьи 216 Трудового Кодекса РФ Комитет по труду и занятости населения Московской области установил (до принятия и федеральных нормативных актов) специальные требования к Аттестующим организациям и требования по обучению членов аттестационных комиссий организаций и предприятий в Московской области Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Московской области от г. 24-р «О регистрации организаций и специалистов, оказывающих услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда»
32 Новый «Порядка аттестации» (Мифы и реальность) 32 Миф 6. Теперь контроль и оценку факторов вредности на рабочих местах, тяжести и напряженности трудового процесса, травмобезопасности и обеспеченности СИЗ самостоятельно предприятие может выполнять только при наличии на этом предприятии аккредитованной лаборатории. Реальность Такого требования в новом «Порядке» нет. Достаточно иметь приборы, прошедшие Госповерку (п. 16 Порядка аттестации) и использовать разрешенные методы контроля (п. 15 Порядка аттестации). Абсолютно непонятно - откуда возник этот миф.
33 Требования к лаборатории выполняющей измерения (Отличия нового "Порядка" с г.) 33 В отличие от ранее действовавшего «Положения о порядке аттестации» в новом "Порядке аттестации" нет требований по аккредитации на право выполнения измерений и оценок для привлекаемой сторонней испытательной лаборатории. На самом деле, требование об обязательности аккредитации сторонней, привлекаемой для измерений лаборатории существует. Это требование по аккредитации установлено в документе более высокого уровня – в статье 217 Трудового Кодекса РФ
34 Измерения на аналогичных рабочих местах (Отличия нового "Порядка" с г.) 34 Ужесточены требования по оценке факторов вредности на аналогичных рабочих местах При выявлении хотя бы одного рабочего места, не подпадающего под признаки аналогичности, определенных аттестационной комиссией аналогичных рабочих мест, оценке подвергаются 100% этих рабочих мест При наличии аналогичных рабочих мест оценке подлежат не менее 2-х мест.
35 Минимальный объем измерений и оценок на рабочих местах (Отличия нового "Порядка" с г.) 35 Согласно пункту 15 Порядка в обязательно порядке подлежат оценке не только существующие опасные и вредные производственные факторы, но и тяжесть и (или) напряженность труда Если протоколы оценки тяжести (напряженности) трудового процесса будут отсутствовать, то аттестационные материалы Госинспекция по труду забракует по чисто формальному признаку – несоответствие требованиям НПА
36 Оценка травмобезопасности (Отличия нового "Порядка" с г.) 36 Ужесточены требования к оформлению протоколов оценки травмобезопасности рабочих мест. По новое форме Протокола травмобезопасности в нем должны быть указаны конкретные наименования инструкций по охране труда и техники безопасности, действующие на каждом рабочем месте
37 Проверка обеспеченности работников СИЗ (Отличия нового "Порядка" с г.) 37 Ужесточены требования по оценке обеспеченности работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты. Согласно требованиям к оформлению аттестационных материалов по новому «Порядку» в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ должен указываться не только факт наличия сертификатов на СИЗ, но и номера этих сертификатов
38 Медосмотры (Отличия нового "Порядка" с г.) 38 Ужесточены требования по предоставлению в картах аттестации информации о медосмотрах По новой форме карт аттестации в них (в картах аттестации) должна указываться не только информация о самой периодичности медосмотров, но и информация о сновании этой периодичности со ссылками на соответствующие документы
39 План мероприятий по результатам АРМ (Отличия нового "Порядка" с г.) 39 По действовавшему до 01 сентября 2008 г. «Положению по аттестации» (пункт ) План мероприятий по результатам АРМ должен был предусматривать приведение всех рабочих мест в соответствие с требованиям по охране труда. В новом «Порядке аттестации» с 01 сентября 2008 г. такое требование (о приведении всех рабочих мест в соответствие с требованиям по охране труда) отсутствует.
40 Отчетность по результатам АРМ (Отличия нового "Порядка" с г.) 40 Согласно новому «Порядку аттестации» (пункт 46) после окончания АРМ организация должна направить материалы в Госинспекцию по труду. 1.В Госинспекцию направляется не весь комплект материалов по АРМ, а только сводные данные по результатам аттестации 2.Обязанность организации – не «согласовывать» материалы АРМ с Госинспекцией, не «привозить» эти материалы в Госинспекцию, а только «направить» ( можно заказным письмом)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.