Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемportal.kpfu.ru
1 Особенности дифференцированного подхода к гуманитарному образованию в Лицее при КГУ (на предпрофильном и профильном уровне) Т.Г.Алексеева, заместитель директора вышей квалификационной категории
2 Компетентностный подход в гуманитарных профилях Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. (Хуторской А.В., Технология разработки и проведения курса, )
3 Развиваемые в пределах гуманитарного образования ключевые компетенции 1. Ценностно-смысловая компетенция 2. Общекультурная компетенция 3. Учебно-познавательная компетенция 4. Информационная компетенция 5. Коммуникативная компетенция 6. Социально-трудовая компетенция 7. Компетенция личностного самосовершенствования
4 Межпредметные компетенции гуманитарного цикла Языковая компетенция способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого опыта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности. Коммуникативная компетенция это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативные умения и навыки это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью. Культуроведческая компетенция обеспечивает формирование русской языковой картины мира, овладение национально маркированными единицами языка, русским речевым этикетом.
5 Общие учебные умения, навыки и способы деятельности (79,1011 классы) Познавательная деятельность использовать для познания окружающего мира различные методы; находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; самостоятельно выполнять различные творческие работы; участвовать в проектной деятельности отделять сущностные характеристики изучаемого объекта от малозначимых, несущественных; самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; Создавать собственные произведения, идеальные и реальные модели объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий
6 Общие учебные умения, навыки и способы деятельности (79,1011 классы) Информационно-коммуникативная деятельность Адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста Владеть монологической и диалогической речью Для решения познавательных и коммуникативных задач использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных Находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа Переводить информацию из одной знаковой системы в другую Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации Владеть основными видами публичных выступлений
7 Общие учебные умения, навыки и способы деятельности (79,1011 классы) Рефлексивная деятельность Владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий Владеть умениями совместной деятельности: согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками Оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей Объективно оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности уметь работать в группе, объективно оценивать свой вклад в общее дело, толерантно воспринимать иные мнения и идеи Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
8 Планирование реализации дифференцированного подхода (содержание Учебного Плана на предпрофильном уровне) Предметы7 класс8 класс9 класс Русский язык 332 Русская литература 223 История222 Обществозн ание 111
9 1.Планирование реализации дифференцированного подхода (содержание Учебного Плана на профильном уровне) Предме т 10 ф/м10 с/г10 с/э11 ф/м11 с/г11 с/э Русский язык Русская литерат ура История Общест вознани е Эконом ика Право
10 Организация дифференцированного подхода к гуманитарному образованию. Образовательно-воспитательные проекты, способствующие развитию общепредметных компетенций Здравствуй, лицей (общение с незнакомыми) Олимпийский марафон (предъявление интереса к предмету) Пушкинский бал (погружение в культуру и быт 19 столетия) День науки (опыт научного исследования) Музейная педагогика (знакомство с азами музейного дела) Лицейская газета «ЛиГа» (опыт журналистской, редакторской, издательской деятельности); Конференция «Татьянин день»
11 2.Организация дифференцированного подхода к гуманитарному образованию. Новые методики, способствующие развитию предметных компетенций 1.Филология: Метод анализа художественного произведения на основе синтеза искусств; Метод картограммирования как способ анализа художественного текста; Метод создания ОСК героя как способ развития креативного мышления; Метод словесной игры как способ запоминания сложных слов ; ……
12 2.Организация дифференцированного подхода к гуманитарному образованию. Новые методики, способствующие развитию предметных компетенций 2. Обществоведческие дисциплины: Метод игрового моделирования культурно-исторического процесса; Метод музейного поиска; Метод создания музейного архива; Метод исследовательской работы; Метод оппонирования;,,,,,
13 2.Организация дифференцированного подхода к гуманитарному образованию. Дополнительные образовательные услуги для гуманитарных -профилей (7-9 класс) Английский язык для начинающих Ю.Ю.Пчелина8 классы Английский язык для продолжающих О.Г.Жукова7, 8 классы Дополнительные главы грамматики Е.В.Антонова8М Страноведение на английском языке Э.И.Мухитдинова8В Издательское делоГ.И.Боглаевская7-10 классы Музейное делоА.Н.Егорова7-10 классы Арабский языкЛ.К.Тазиева7-9 классы Практическая психология Э.Х.Башлай7-9 классы
14 2.Организация дифференцированного подхода к гуманитарному образованию. Дополнительные образовательные услуги для гуманитарных -профилей (10-11классы) Дополнительные главы истории России (9-18 века) А.Н.Егорова10-11 Право М.В.Воронин10,11 Основы экономики Х.А.Кильдеев10,11 Дополнительные главы истории. Новейшая история России А.Н.Егорова11 Дополнительные главы обществознания Р.Г.Шамсутдинова11 Дополнительные главы русского языка Учителя-предметники11
15 3. Мотивация педагогических кадров к участию в реализации дифференцированного подхода к обучению 1. Материальное стимулирование (Лицензия на право оказания платных дополнительных услуг); 2. Премиальные надбавки; 3. Стажировка за рубежом (опыт М.Н.Швейкиной, А.Н.Егоровой)
16 4. Контроль за реализацией дифференцированного подхода к обучению 4.1. Система индикаторов 4.2. Внешний аудит качества знаний учащихся
17 ИндикаторЗначение индикатораПоказатели школы Охват обучающихся профильным обучением Не менее 60%51% Распределение выпускников IX классов по каналам обучения: X класс Не менее 60%99% Результаты ЕГЭ: русский язык общая успеваемость качественная успеваемость Не менее 95% не менее 40% Результаты пробного ЕГЭ в 9 классах 98,4% 83% математика общая успеваемость качественная успеваемость не менее 90% не менее 40% Поступление в вузы по результатам ЕГЭ Не менее 76%100% (83% - бюджетные места, 17% - комм.) Несохранение контингентаНе более 0,3 %0%
18 Отсев обучающихсяНе более 0,18%0% Количество обучающихся на 1 компьютер Не более 20 учеников на 1 компьютер 6 учеников на 1 компьютер Доля педагогических работников, имеющих базовые компетентности по информационно- коммуникационным технологиям Не менее 65% 70% Доля аттестованных педагогических работников Не менее 80%92% Охват обучающихся организованным горячим питанием Не менее 92%90%
19 Индикативные показатели качественного образования с точки зрения статуса Лицея ПоказательИдеальное значение Фактическое значение Исполнительская ответственность педагогического коллектива 100%50% Прозрачность требований учителя, предъявляемых к ученику 100%_ Доля учащихся, охваченных олимпиадным движением Не ниже 80%Свыше 100% Доля победителей (и призеров) лицейских олимпиад от общего числа учащихся Не ниже 25%41% (239 человек) Доля победителей (и призеров) районных олимпиад от общего числа учащихся 15%13% Доля победителей (и призеров) республиканских олимпиад от общего числа учащихся 10%
20 Индикативные показатели качественного образования с точки зрения статуса Лицея ПоказательИдеальное значение Фактическое значение Доля учителей, участвующих в профессиональных конкурсах 25%10% Доля учителей – победителей ПНПО Не менее 3%2% Процент участия ОУ в мероприятиях, реализующих статус экспериментальной площадки Открытые семинары не чаще 1 раза в месяц (9 раз – 100%) 1 раз в 3 месяца (30%) Процент участия ОУ в мероприятиях, реализующих статус стажировочной площадки 1 раз в 2 месяца (5 раз – 100%) - Процент участия ОУ в мероприятиях, реализующих статус площадки по подготовке к ЕГЭ 1 раз в 2 месяца (5 раз – 100%) 1 раз – ЕГЭ по информатике (1 раз – 20%)
21 Результаты пробного ЕГЭ по русскому языку среди учащихся 9 классов (январь 2010 г.) КлассУчительПриняло участие Успевае мость Качество 9АХусаенова Г.Д. 26 из 27100%92% 9ВХусаенова Г.Д. 24 из 2796% (Юсупова Л.) 58% 9ССергеева П.Ю. 21 из 23100%90% 9ДГалиуллин Р.Х. 25 из 2696% (Гапсатаров А.) 92% 9МХусаенова Г.Д. 24 из 26100%63%
22 Результаты пробного ЕГЭ по русскому языку (октябрь 2009 ) КлассСредний балл Минимальны й балл Максимальн ый балл Учитель 11А54,5 (отметка 3,8) 4766 П.Ю,Серге ева 11В53,5 (отметка 3,7) 4571 Г.Д.Хусаенов а 11С49,2 (отметка 3,6) 3665 Р.Х.Галиул лин 11Д52,7 (отметка 3,68) 3864 Т.Г.Алексе ева 11М153,8 (отметка 3,73) 4269 Т.Г.Алексе ева 11М256,6 (отметка 3,9) 4066 Р.Х.Галиул лин
23 Результаты ЕГЭ 2008/2009 ПредметСредний бал Русский язык70 Русская литература75,5
24 Итоги олимпиадного движения в динамике за 3 года
25 Итоги профориентации 2008/2009 Всего в КГУ поступило 82 человека (53% от числа выпускников) На гуманитарные специальности в КГУ поступило 44 человека (28% от числа выпускников) На гуманитарные специальности других вузов РТ поступило 25 человек (16% от числа выпускников) На гуманитарные специальности ВУЗов г.Москвы поступило 2 человека 1 человек поступил в Университет имени Гази (Стамбул)
26 1.Обоснование необходимости дифференцированного подхода к обучению в МАОУ «Лицей имени Н.И.Лобачевского при КГУ» 1. Цель реализации подхода: получение качественного образовательного продукта (конкурентоспособного студента ВУЗа РТ или РФ, обучающегося на бюджетном отделении, демонстрирующего высокие академические достижения и впоследствии обретшего свое место в рыночной экономике)
27 1.Обоснование необходимости дифференцированного подхода к обучению в МАОУ «Лицей имени Н.И.Лобачевского при КГУ» 2.Уровни дифференциации: 2.1. Различение принципов обучения на предпрофильном (7-9) и профильном (10-11) уровнях; 2.2. Предпрофильный уровень: реализация стандарта образования + система кружков, расширяющая кругозор + система дополнительных образовательных услуг, нацеленная на ознакомление с новыми областями деятельности + участие в обучающих проектах (по выбору ребенка); 2.3. Профильный уровень: реализация стандарта образования на профильном уровне + система кружков, углубляющих (со)профильные предметы + система дополнительных образовательных услуг, нацеленная на подготовку к ЕГЭ по предметам, не являющихся профильными + участие в обучающих проектах (по выбору ребенка). Справочно: В Лицее 4 профиля: Физико-математический (5 классов); Информационно-технологический (1 класс); Социально-экономический (3 класса); Социально-гуманитарный (2 класса)
28 Внедрение дифференцированного подхода к обучению в практику МАОУ 1.Обоснование необходимости дифференцирова нного подхода к обучению в МАОУ «Лицей имени Н.И.Лобачевского при КГУ» 2.Методические основы реализации дифференцирова нного подхода к обучению
29 1.Обоснование необходимости дифференцированного подхода к обучению в МАОУ «Лицей имени Н.И.Лобачевского при КГУ» 1. Цель реализации подхода: получение качественного образовательного продукта (конкурентоспособного студента ВУЗа РТ или РФ, обучающегося на бюджетном отделении, демонстрирующего высокие академические достижения и впоследствии обретшего свое место в рыночной экономике)
30 1.Обоснование необходимости дифференцированного подхода к обучению в МАОУ «Лицей имени Н.И.Лобачевского при КГУ» 2.Уровни дифференциации: 2.1. Различение принципов обучения на предпрофильном (7-9) и профильном (10-11) уровнях; 2.2. Предпрофильный уровень: реализация стандарта образования + система кружков, расширяющая кругозор + система дополнительных образовательных услуг, нацеленная на ознакомление с новыми областями деятельности + участие в обучающих проектах (по выбору ребенка); 2.3. Профильный уровень: реализация стандарта образования на профильном уровне + система кружков, углубляющих (со)профильные предметы + система дополнительных образовательных услуг, нацеленная на подготовку к ЕГЭ по предметам, не являющихся профильными + участие в обучающих проектах (по выбору ребенка). Справочно: В Лицее 4 профиля: Физико-математический (5 классов); Информационно-технологический (1 класс); Социально-экономический (3 класса); Социально-гуманитарный (2 класса)
31 3. Дифференциация в содержании: 3.1. Различающийся набор профильных предметов (областей) Физико- математический : физика, математика, информатика Информационно- технологический: математика, информатика Социально- экономический: математика, обществознание, экономика, право, география Социально- гуманитарный: русский язык, литература, история, право
32 3. Дифференциация в содержании: 3.2. Курсы, обязательные для посещения внутри профиля (с привлечением кадрового потенциала КГУ) Физико-математический : 1. Публичные лекции по математике (проф. Насыров С.Р.) 2. Опыты по физике (доцент Даминов Р.В.) Информационно- технологический: 1. Публичные лекции по информатике и программированию(доцент Насрутдинов М.Ф.) Социально- экономический: 1.Основы экономики (канд. экон. наук Карасик Е.А.); 2. Решение экономических задач (канд. экон. наук Карасик Е.А) Социально- гуманитарный: 1. Право (доцент Бакулина Л.Т.)
33 3. Дифференциация в содержании: 3.3. Внедрение эксперимента по математике Суть: разделить всех учащихся 9 классов по уровням (базовый (3 группы) и высокий (2 группы)); проводить занятия с использованием единого УМК (учебника Макарычева, Миндюк, Нешкова), но с дифференцированными требованиями к ученикам разных уровней База: учащиеся 9 классов Сроки:2009/2010 учебный год Ожидаемые результаты: раннее самоопределение учащихся, ориентированных на физико-математический профиль
34 1.Обоснование необходимости дифференцированного подхода к обучению в МАОУ «Лицей имени Н.И.Лобачевского при КГУ» 4. Дифференциация в организации процесса обучения: 4.1. Предпрофиль: хочу – могу – надо; 4.2. Система дополнительных образовательных услуг
35 1.Обоснование необходимости дифференцированного подхода к обучению в МАОУ «Лицей имени Н.И.Лобачевского при КГУ» 5. Дифференциация в используемых технологиях По физике: технология выполнения домашних заданий на основе таксономии целей; По математике: технология ведения электронного журнала; По обществознанию: технология «Дебаты»; По литературе: технология картограммирования как структурного способа анализа текста; технология использования синтеза искусств; По информатике: технология дифференцированного способа выполнения домашних заданий; По биологии: технология разноуровневой работы с информацией
36 1.Обоснование необходимости дифференцированного подхода к обучению в МАОУ «Лицей имени Н.И.Лобачевского при КГУ» 6. Ожидаемые результаты от процесса внедрения дифференцированного подхода: 6.1. Соответствие поставленным целям (получение качественного образовательного продукта (конкурентоспособного студента ВУЗа РТ или РФ, обучающегося на бюджетном отделении, демонстрирующего высокие академические достижения и впоследствии обретшего свое место в рыночной экономике); 6.2. Соответствие Стандарту муниципальной услуги (введен в действие Постановлением РИК 5258 от )
37 2.Методические основы реализации дифференцированного подхода к обучению Дифференцированный подход к обучению мы рассматриваем как многоуровневый образовательный проект, предполагающий следующие этапы реализации: Планирование; Организация; Мотивация; Контроль.
38 2.1. Планирование дифференцированного подхода к обучению 1. Определение круга желающих обучаться в Лицее (через систему внутрилицейских и межшкольных олимпиад) (май-июнь); 2. Определение состава профилей и количества классов внутри каждого профиля, составление и утверждение Учебного Плана (июнь-август); 3. Составление и утверждение рабочих программ и КТП по предметам базового и профильного уровней (август); 4. Отслеживание реализации рабочих программ в журналах (сентябрь - май); 5. Отслеживание хода реализации экспериментов (4 раза в год на методических советах); 6. Итоговое решение о продолжении или прекращении реализации экспериментов (4 заседание методического совета, май)
39 2.2. Организация дифференцированного подхода к обучению Дифференцированный подход к обучению связан с реализацией следующих экспериментов на территории МАОУ: 1. Эксперимент по дифференцированному обучению математике среди учащихся 9 классов; 2. Эксперимент по реализации балльно- рейтинговой системы оценки качества знаний по биологии (совместно с ИРО РТ); 3. Эксперимент по развитию когнитивных возможностей лицеистов (совместно с психологическим факультетом КГУ)
40 2.3. Мотивация кадров к осуществлению дифференцированного подхода к обучению 1. Разработка индивидуального карьерного маршрута учителя (молодой специалист – аттестованный учитель- участие в проектах в разных ролях – классный руководитель – участник профессиональных конкурсов – тьютер – руководитель РМО - …..-эксперт); 2. Премиальная поддержка учителей (русского языка и математики, подготовивших победителей и призеров предметных олимпиад, лауреатов профессиональных конкурсов)
41 2.4. Контроль за реализацией дифференцированного подхода к обучению Задача: создать по каждому направлению экспериментально-инновационной деятельности систему индикаторов, отражающих успешность реализации деятельности Опыт: система индикаторов эффективности оказания платных дополнительных образовательных услуг (работа победила на конкурсе «50 лучших инновационных идей Республики Татарстан», 2009 год)
42 Система индикаторов эффективности оказания платных дополнительных образовательных услуг 1. Количество учащихся в группах дополнительных образовательных услуг 2. Количество учителей, охваченных платными дополнительными образовательными услугами и повышающих свою квалификацию в рамках аттестационных мероприятий 3. Охват учащихся платными образовательными услугами 4. Охват учителей платными образовательными услугами 5. Количество детей, оплативших своё участие в платных образовательных услугах, по отношению к общему количеству учащихся 6. Средние показатели качества знаний по лицею 7. Средние показатели успеваемости по лицею 8. Повышение рейтинга данного образовательного учреждения в муниципалитете 9. Количество групп, в которых обучается не менее 25 учащихся 10.Количество учащихся, охваченных платными образовательными услугами и имеющих отметку 4, 5 по предметным ЕГЭ 11.Количество учащихся, охваченных платными образовательными услугами и имеющих отметки 4, 5 по всем предметам учебного плана 12.Количество учащихся 11-х классов, охваченных платными образовательными услугами и поступивших в ВУЗ без услуг репетитора 13.Количество платных курсов, способствующих повышению количества учащихся-стобальников по ЕГЭ 14.Использование производственных площадей 15.Повышение числа родителей, удовлетворенных образованием детей, на 10% 16.Повышение числа учащихся, удовлетворенных собственным уровнем образования, на 20% 17.Повышение числа учителей, удовлетворенных собственными результатами труда, на 30%
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.