Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемold.irooo.ru
1 Введение учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » в образовательные учреждения Омской области Сухарева А. П., проректор по НМР, зав. кафедрой гуманитарного образования БОУ ДПО « ИРООО », к. п. н., доцент Макарова И. Н., ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО « ИРООО »
2 Структура занятия : концепция комплексного учебного предмета ОРКСЭ ; типичные вопросы по организации курса ОРКСЭ ; обучение тьюторов – педагогов образовательных учреждений Омской области ; обеспечение курса ОРКСЭ учебниками. 2
3 Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Закон « Об образовании » (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся. Поручение Президента РФ ( ) и Распоряжения Председателя Правительства РФ ( ). ФГОС начального общего образования. Примерные программы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ. 3
4 Для чего вводится предмет ОРКСЭ ? Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка. ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования. 4
5 Цели предмета ОРКСЭ Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России ( закреплена ФГОС ). Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 5
6 Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики ; Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества ; Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно - смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы ; Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Задачи предмета ОРКСЭ 6
7 Структура предмета Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей : 1) основы православной культуры, 2) основы исламской культуры, 3) основы буддийской культуры, 4) основы иудейской культуры, 5) основы мировых религиозных культур, 6) основы светской этики. Все модули нового предмета соединяются 4 общими тематическими блоками : 1) Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.); 2) Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.). 3) Традиционные религии и этика в России (13 ч.); 4) Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.). 7
8 Блок 1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.) Первый урок называется - « Наш дом – Россия ». На нем присутствует весь класс, ведет его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Обучающиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое « духовность », « традиция », « нравственные ценности », какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. На первом уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир ( каждый из школьников уже выбрал определенный модуль ), при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное - сходные нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу. 8
9 Блок 2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.) Предусматривает разделение учащихся по группам для изучения избранного модуля. В ходе изучения второго блока учащиеся должны получить системные знания о культуре православия, культуре ислама, культуре буддизма, культуре иудаизма, других мировых религий, а также о светской этике. Второй блок завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами. 9
10 Блок 3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.) Продолжается раздельное обучение Продолжается знакомство учащихся с общими основами религий и этики, но уже с учетом культурно - исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. В содержании блока большое место занимает семья, ценности семейной жизни. Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, так и в современном контекстах. 10
11 Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.) Учащиеся одного класса работают вместе. Происходит презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов : « Как я понимаю православие ?», « Ислам – религия мира », « Как я понимаю буддизм ?», « Нравственные нормы иудаизма », « С чего начинается Родина ?», « Герои России », « Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества ( труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)». Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать от своих одноклассников о других духовных традициях, сравнить, содержание сходных тем по всем модулям, составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России. Блок завершается школьно - семейным праздником « Диалог культур во имя гражданского мира и согласия ». 11
12 Работа с семьями обучающихся Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее условие нравственного воспитания Предмет ОРКСЭ - социально - педагогическая технология морального оздоровления общества. Формы работы с родителями : 1) проведение родительских собраний ; 2) система вопросов - заданий, включающих родителей в учебно - воспитательный процесс ; 3) участие в подготовке и проведении школьно - семейного праздника « Диалог культур во имя гражданского мира и согласия ». 12
13 Внеучебная деятельность Для подготовки и проведения праздника « Диалог культур во имя гражданского мира и согласия » привлекаются родители обучающихся. В процессе проведения школьно - семейного праздника могут быть представлены : 1) презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКСЭ ; 2) номера детской ( желательно при участии родителей ) художественной самодеятельности, представляющие культурно - исторические, духовно - нравственные традиции конфессий и народов России ; 3) выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно - нравственной проблематикой ; 4) дегустация блюд национальной кухни народов России. 13
14 Внутришкольное управление внедрением ОРКСЭ Организация методического объединения учителей модулей предмета ОРКСЭ ( общая цель – оптимизация нравственного воспитания школьников ). Контроль за качеством проведения уроков ( открытость для администрации и родителей ). Контроль – форма помощи учителю. Активная работа с родителями, привлечение их к разработке содержания и проведения воспитательного процесса в рамках внеучебной деятельности. Проведение психолого - педагогического мониторинга нравственного воспитания обучающихся. 14
15 Вопросы, которые наиболее часто задают педагоги, родители, представители СМИ 15
16 16
17 17
18 18
19 19
20 Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2011/2012 учебный год Начальная школа XXI века Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно - нравственной культуры народов России. 4 кл. Вентана - Граф 21 ПерспективаКураев А. В. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы православной культуры Просве - щение 72 ПерспективаЛатышина Д. И., Муртазин М. Ф. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры Просве - щение 73 ПерспективаЧимитдоржиев В. Л. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры Просве - щение 74 Перспектива Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры Просве - щение 75 ПерспективаБеглов А. Л., С a плина Е. Б., Токарева Е. С. и др. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур Просве - щение 76 ПерспективаОсновы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики Просве - щение 77 Школа 2100 Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Светская этика Баласс 153 Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. / Под ред. Сахарова А. Н. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России Русское слово 346 Студеникин М. Т. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики Русское слово
21 ooks/10_umk_etika_4k.html ooks/10_umk_etika_4k.html Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4-й класс. На учебник получены положительные заключения Российской академии наук (от ) /363 и Российской академии образования (от ) 01-5/7д
22 /Default.aspx /Default.aspx Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл. Учебник продолжает формирование знаний школьников о месте человека в обществе. Его целью является формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Познавательные и обучающие задания направлены на развитие культуры, эрудиции, творческих способностей школьников. 22
23 /category/113/ /category/113/ Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы религиозных культур народов России. 4 кл. Доступно излагает историю возникновения и развития традиционных религий России, их обычаи и традиции. Раскрывает духовно - нравственный идеал каждой из традиционных религий России, основанный на общности представлений о добре и зле. Комплексно освещает нравственные, культурологические и исторические аспекты религий России. Показывает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовно - нравственной культуры. Прививает обучающимся уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России. Способствует воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Изложение материала носит светский, общеобразовательный характер. 23
24 Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4 кл. Реализует задачу нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. На страницах учебника говорится о том, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, гордость и гордыня, честь и достоинство, терпение, сострадание, милосердие и многое другое. Каждая тема включает интересный дополнительный материал ( рассказы, сказки, былины, фрагменты из детской литературы и др.). Рубрика « Этикет » знакомит с основами этикета и содержит познавательные тексты. Дети узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении в гостях, о поведении в общественном транспорте и на улице, об умении выбирать подарки, дарить цветы и многом другом. Яркий и образный язык учебника доступен для понимания младших школьников. Учебный материал, особенно важный для понимания курса, выделен цветом. 24
25 25
26 26
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.